Політика

Лидер группы «братья карамазовы» олег кривошея: «кирилла очень заинтересовал вопрос: в чем разница между роком и поп-музыкой?

0:00 — 7 серпня 2009 eye 964

Завершился визит предстоятеля Русской православной церкви в Украину

Известный украинский музыкант Олег Кривошея давно лично знаком с Патриархом Кириллом. Впервые они встретились несколько лет назад, когда, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, Кирилл заинтересовался рок-музыкой с целью привлечь к православию молодое поколение. Потом была совместная организация празднования 1020-летия Крещения Руси в 2008 году. В Киеве на концерт, посвященный этому событию, пришли десятки тысяч молодых людей. Лидер группы «Братья Карамазовы» не остался в стороне и во время 10-дневного визита Патриарха Кирилла в Украину. О своих впечатлениях от встреч с Патриархом «ФАКТАМ» рассказал Олег Кривошея.

«У Патриарха невероятно трепетное отношение к столице Украины. Он духовно ощущает, что Киев — это начало нашей истории, цивилизации»

- Олег, когда вы познакомились с Патриархом Кириллом?

- Пять лет назад, когда он в сане митрополита Калининградского и Смоленского возглавлял отдел внешних связей Русской православной церкви. Тогда идея праздновать день крещения Руси только возникла. Митрополит Кирилл пригласил организаторов будущих торжеств (в том числе и меня) в свою резиденцию — Данилов монастырь в Москве. В Украине на проведение праздника нас благословил Блаженнейший Владимир, а в Москве — митрополит Кирилл. Я общался с разными священниками, в том числе и на Афоне, в Иерусалиме. Но митрополит Кирилл поразил меня невероятной энергетикой и интеллектом.

Хотя, вы знаете, я сейчас вспомнил, что мы познакомились еще раньше. Встреча произошла в апреле 2003 года. Тогда митрополит Кирилл пригласил меня вместе с диаконом Андреем Кураевым (известный российский проповедник.  — Авт. ), Константином Кинчевым (лидер группы «Алиса».  — Авт. ) и Юрием Шевчуком (солист группы «ДДТ».  — Авт. ) к себе на беседу.

- О чем могли разговаривать православный митрополит и рок-музыканты?

- Дело в том, что уже тогда Православная церковь начала уделять особое внимание молодежи. Священники, проповедники, миссионеры стали появляться на рок-концертах. Заинтересовался этим и митрополит Кирилл. Ведь он очень динамичный человек и следит за всеми процессами, происходящими в современном мире. Честно говоря, я тогда вообще не мог понять, зачем нас пригласили и о чем можно было разговаривать с митрополитом. Так же были удивлены Шевчук с Кинчевым. Ведь он с нами встретился именно как с музыкантами. Помню, митрополита Кирилла очень заинтересовал вопрос: в чем разница между рок- и поп-музыкой. Он тогда спросил у нас: почему вы, люди верующие, так негативно относитесь к своим коллегам по цеху, которые называют себя поп-музыкантами? Юра Шевчук задал ему встречный вопрос: а вы слушали то, что мы играем? Митрополит Кирилл в ответ попросил записать ему подборку современной музыки. Потом начали говорить о жизни, о том, чем мы занимались в юности, как начали играть. Он вспомнил и свою молодость. Митрополит Кирилл признался, что пытался сначала поступить в светский вуз. «Когда мне предложили записаться в комсомол — а для меня это было неприемлемо по моим убеждениям, — я забрал свои документы и отнес их в духовную семинарию», — рассказывал он. В этом плане у нас с будущим Патриархом оказалось много общего. Мы сказали ему, что тоже пришли в рок-н-ролл, потому что нас, условно говоря, достали все эти партячейки и комсомольские организации. Он улыбнулся, и эта параллель между нашими судьбами позволила сразу найти общий язык.

- А не порицал он вас? Ведь согласитесь, что рок-культура вроде бы имеет мало общего с православием?

- Мы и об этом говорили. О том, что в нашей среде есть немало людей, которых старшее поколение ассоциирует с сатанизмом. Но мы с митрополитом Кириллом пришли к единому мнению: как в жизни есть разные люди, так и в музыке есть тоже разные направления. К тому же он очень остроумный, я бы даже сказал, веселый человек. Одним словом, мы в него влюбились с первой встречи. Итогом разговора стали слова митрополита о том, что церковь сейчас не всегда может через свою проповедь, миссию достучаться до молодежи. Кирилл предложил подумать, как с помощью нашей музыки, концертов, фестивалей привлечь молодежь к слову Божьему.

И в прошлом году, если вы помните, митрополит Кирилл приезжал в Киев с Патриархом Алексием II и выступал перед молодежью на концерте, посвященном дню крещения Руси. Я видел, как Кирилл переживал. Ведь тогда сложилась довольно-таки сложная ситуация (приезд Константинопольского патриарха.  — Авт. ), было много народа. Представьте рок-концерт в разгаре, а митрополиту Кириллу приходится выступать в совершенно новой для него ипостаси. Тогда на сцене играл Шевчук, народ подпевал. То есть надо было не просто появиться перед публикой, а выступить так, чтобы молодежь тебя услышала.

И у него получилось! Помню: ветер шумит, он говорит, а народ стоит и слушает с открытыми ртами. Кстати, я обратил внимание: когда его этой зимой избрали Святейшим Патриархом, то во всех сюжетах на телевидении крутили его прошлогоднее выступление в Киеве. У него, между прочим, насколько я смог почувствовать, невероятно трепетное отношение к столице Украины. Он духовно ощущает, что Киев — это начало нашей истории, цивилизации. Когда Патриарх говорит «киевская купель» (крещение Владимиром Великим Киевской Руси.  — Авт. ), то в его устах это не политическое выражение, а абсолютное убеждение.

«Не обязательно быть героем и поднимать полки в атаку, главное — какой ты человек»

- Вы участвовали во встрече с Кириллом в телевизионной студии. Каковы ваши впечатления?

- Я спросил у Патриарха, каковы перспективы признания праздником дня крещения Руси в России и Беларуси. Он заверил, что приложит все усилия, чтобы этот праздник стал общеправославным и государственным также в России. И я знаю, что Священный синод уже принял решение о признании дня крещения Руси общеправославным праздником. Думаю, он станет государственным и в России. Патриарх Кирилл сказал мне это перед началом эфира, он меня сразу узнал, и вообще очень тепло ко мне относится.

- А вы на него похожи, особенно глазами…

- Знаете, вы не первый, кто мне об этом говорит. Когда мы были на «Интере», меня друзья спрашивали: «Вы случайно не родственники?» Мне это, конечно, нравится, хотя, по моему убеждению, все люди — братья и сестры, все мы от Адама и Евы. Я был приглашен на все мероприятия с участием Патриарха: и на Владимирскую горку ходил, и в Лавру. Более того, у меня на это же время выпадали концерты в России. Но я сказал своим коллегам из группы: «Ребята, извините, но я не могу поехать. В Киев приезжает Патриарх». Единственное, чего не понимаю, это то, откуда Святейший Патриарх берет силы. Ведь за десять дней множество встреч с огромным количеством людей, столько служб. Вот я, например, не всегда могу отстоять, как это положено, воскресную службу. А ведь он правит еще и длинную Патриаршую службу… Это же физически очень сложно. Понятно, что Господь дает силы. А еще ведь встречи с прессой, властями, с оппонентами, наконец…

- Какова отличительная черта Патриарха как человека?

- Человечность. Это его основная отличительная черта. Святой Иоанн Кронштадтский писал, что на Страшном Суде будут судить по тому, каким ты был человеком. Не обязательно быть героем и поднимать полки в атаку, главное — какой ты человек, твоя реакция на человеческую боль. Мне кажется, что это главная отличительная черта Патриарха Кирилла. Помимо его дара проповедника, которым он может достучаться до человеческого сердца.