Культура та мистецтво

Специально для голоса софии ротару владимир ивасюк сочинял рок-оперу

0:00 — 7 жовтня 2009 eye 1602

В Черновцах презентовали диск камерно-инструментальных произведений композитора, ранее неизвестных украинскому слушателю

Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Эти слова как нельзя лучше подходят к знаменитому автору «Червоной руты». Владимир Ивасюк прекрасно играл на скрипке, фортепиано, виолончели и гитаре, хорошо рисовал. А главное, оставил более ста песен и пятидесяти инструментальных произведений. Спустя тридцать лет после трагической гибели Ивасюка мы слушаем его «Червону руту», «Водограй», «Два перстенi», «Я пiду в далекi гори… » Казалось бы, о его творчестве известно все. Но это не так. Отныне у слушателей есть возможность оценить еще одну грань его таланта: Оксана Ивасюк, младшая сестра композитора, вместе с мужем Виктором Павлюком издала диск «Владимир Ивасюк. Камерно-инструментальная музыка». Ранее эти произведения не были известны широкой аудитории.

«Зрители уходят с наших концертов со словами: «Мы открыли для себя еще одного Ивасюка»

- Володя очень серьезно работал над каждой песней, — рассказывает Оксана Ивасюк.  — Что касалось текстов, то довольно часто он обращался за консультацией к отцу, писателю Михаилу Ивасюку. Брат никогда не стеснялся спросить совета, а по завершении произведения всегда спрашивал: «Ну как?» Невзирая на то, что во всем Советском Союзе его знали как композитора-эстрадника, сам Володя относил себя в первую очередь к создателям инструментальной музыки. И этот диск — наша с мужем дань памяти моему брату.

На данный момент, говорит Оксана Михайловна, диск вышел тиражом всего 500 экземпляров, но приобрести его можно в каждом городе. Сборник камерно-инструментальной музыки Владимира Ивасюка сделан на высоком профессиональном уровне. Над его записью работал известный украинский звукорежиссер Олег Ступка, сама запись осуществлялась местными музыкантами в зале Черновицкой областной филармонии. Для обложки диска использована репродукция картины народного художника Украины Ивана Марчука «Розiрвана мелодiя». Предисловие к слушателям написал народный артист Украины, композитор Мирослав Скорик. Характеризируя альбом, он очень лаконично подметил: «Эти произведения окрашены ярким национальным колоритом, что и сближает инструментальную музыку Ивасюка с его песнями».

В сборник вошло восемь композиций. Одна из них, «Мелодия», была написана Ивасюком к спектаклю «Прапороносцi». В филармонию ее принес отец Ивасюка Михаил Григорьевич. Так она попала в руки музыканта, ныне руководителя камерного оркестра Черновицкой филармонии Павла Чеботова.

- Когда я впервые услышал, что у Ивасюка есть такие произведения, признаюсь, не поверил, — говорит Павел Чеботов.  — Подумал: что может быть интересного, ведь Владимир — эстрадник. Но, прослушав, был поражен. Оказалось, это чрезвычайно самобытная музыка высокого уровня. Можно сказать, что человек находился в начале своего профессионального композиторского пути как серьезный академический автор, и остается лишь сожалеть, что путь этот оказался таким коротким. Мы играем его «Сюиту-вариации для камерного оркестра». В свое время Владимир Ивасюк послал это произведение на Всесоюзный конкурс композиторов. Есть в нашем репертуаре и «Мелодия», написанная для скрипки и фортепиано. Когда-то к нам в филармонию пришел Михаил Ивасюк, отец композитора, и сказал: вот, мол, есть произведение, которое сочинил Володя, но его никто не хочет исполнять. Художественный руководитель показал ноты мне. А мы как раз с женой и дочкой играли таким составом — две скрипки и фортепиано — и исполнили «Мелодию»… Хочу сказать, что зрители уходят с наших концертов со словами: «Мы открыли для себя еще одного Ивасюка».

«Автору «Прапороносцiв» Олесю Гончару пришлась по душе романтично-трагичная музыка в спектакле»

Неизвестными для украинских слушателей остаются и большие инструментальные работы автора «Червоной руты». Правда, две из них Владимир Ивасюк завершить не успел. Это кантата «Чуття ∙диноў родини», которую композитору заказало Министерство культуры Украины, и рок-опера «Дарина». Из первого произведения сохранились либретто на стихотворения Павла Тычины и Максима Рыльского. Вероятно, что и к «Дарине» музыка была уже написана, но композитор, имевший феноменальную память и державший ноты «в голове», успел сделать только наброски. Черновики этих произведений пропали из портфеля Ивасюка в Брюховицком лесу в 1979 году.

В рок-опере «Дарина» Владимир Ивасюк хотел задействовать свою любимую певицу, исполнительницу его первых песен Софию Ротару. Это была бы первая в Советском Союзе рок-опера — оригинальное произведение на историческую тематику из 30 песен-арий, рассчитанных на голос Ротару. События сюжета разворачиваются во времена Киевской Руси: песней княгиня очаровывает крымского хана и таким образом спасает из плена своего любимого мужа…

Музыка Ивасюка звучала и на театральной сцене, в спектакле «Прапороносцi». Сохранились лишь ноты «Мелодии». Кстати, автору «Прапороносцiв» Олесю Гончару пришлась по душе романтично-трагичная музыка Ивасюка. Во Львовском театре имени М. Заньковецкой произведение Гончара поставил режиссер Сергей Данченко. Он решил пригласить Ивасюка в качестве композитора и попросил поэта Романа Кудлика, который дружил с Ивасюком, уговорить Володю. Спектакль еще готовился, а песню из него — «Знамя полка» уже знали и пели все:

Я завтра їду на Вкраїну,
Яку покинув так давно.
Цiлую, ставши на колiна,
Своє полкове знамено.

Кстати, эта песня и по сей день есть в репертуаре народного артиста Украины Анатолия Хостикоева, сыгравшего в «Прапороносцях» лейтенанта Черныша.