«В Украине приняли закон, по которому будут внедрять на местах автоматизированные системы оплаты проезда в общественном транспорте. За рубежом пассажир может использовать электронный билет в пределах какого-то времени либо он рассчитан на несколько видов транспорта. Насколько это удобно для людей?»
Виктор Матвеев, Киев
По мнению генерального директора «Киевпасстранса» Дмитрия Левченко, внедряемая электронная система оплаты позволит повысить рентабельность общественного транспорта, поможет лучше изучать пассажиропоток и оптимизировать маршруты, следить за расходами и контролировать выручку, а еще выявлять фальшивые проездные документы.
— Чтобы внедрить электронный билет в киевском городском транспорте, предстоит создать инфраструктуру, позволяющую вводить разовые билеты, приобретать и пополнять электронные карточки, — объясняет Дмитрий Левченко. — Для этого необходимы программное обеспечение и электронные компостеры. К примеру, при пересадке с одного вида транспорта на другой надо будет всякий раз пользоваться валидатором (оборудование для электронного учета в наземном транспорте) и фиксировать свой проезд с помощью этого устройства, при этом с билета списывается определенная сумма. Электронный проездной на несколько видов транспорта (скажем, метро — троллейбус или трамвай — автобус) позволит фиксировать и время на маршруте, а также выбирать количество поездок. Пассажиру предложат различные способы оплаты проезда — картами, через мобильные приложения. Поступившие средства за транспортные услуги будут аккумулироваться в Главном информационно-вычислительном центре (затем «расщепляться» между перевозчиками: метрополитеном, КП «Киевпасстранс» и частными перевозчиками). Электронная система учета более прозрачная и позволяет улучшить обслуживание пассажиров-льготников — компенсация за их проезд станет своевременно поступать транспортникам. Также оптимизируются расходы на зарплату за счет сокращения кондукторов.
К реализации проекта приступят уже в этом году. Поэтапно будут охвачены все перевозчики, в том числе и частники, которых также обяжут устанавливать устройства, считывающие электронные билеты.
Напомним, что в метрополитене уже отказываются от жетонов и переходят на бесконтактные карточки, которые можно пополнять на разное количество поездок (чем их больше, тем они дешевле). На каждой станции оборудуются турникеты для таких проездных документов. Кроме того, можно пользоваться и банковскими платежными картами. Действует элетронный билет и на скоростной линии трамвая (пассажиры попадают на платформы, проходя через турникеты).
Задайте свой вопрос: vopros@fakty.ua