Події

«нелегалы из китая жили в бывшем птичнике, невыносимо вонючем, и производили… Сертифицированные ортопедические матрасы по девять тысяч гривен»

0:00 — 23 жовтня 2009 eye 435

Харьковские правоохранители разоблачили подпольный цех, в котором работали 30 китайцев. Его владельцы до сих пор не найдены

Двенадцать гектаров земли возле поселка Русская Лозовая в Дергачевском районе Харьковской области еще недавно принадлежали сельской громаде. Однако несколько лет назад хозяевами пустующих ангаров и огромных складов, расположенных на этой земле, стали иностранные граждане, организовавшие на территории бывшего птичника коммерческую структуру «Новый восток». Официально фирма якобы занималась изготовлением мебельных товаров и выращиванием грибов. Однако, как удалось выяснить сотрудникам Северо-Восточного антикоррупционного бюро, под прикрытием этой структуры, кроме подпольного цеха, был еще устроен и незаконный перевалочный пункт для всевозрастающего потока нелегальных мигрантов из Китая.

«В жутких антисанитарных условиях выращивались опасные для здоровья грибы, которые потом продавались в супермаркетах»

Бывшая птицефабрика, расположенная за селом, привлекла, по всей видимости, иностранных «инвесторов» из Китая своей огромной — в 12 гектаров — территорией. Как-то очень незаметно и организованно бывший птичник выкупили различные коммерческие структуры, среди которых была и китайская фирма «Новый восток». Первое, что сделали новые хозяева, — построили огромный трехметровый забор по всему периметру. После этого обтянули железобетонные стены колючей проволокой, выставили постоянного охранника на сторожевой башне и перекрыли въезд на территорию теперь уже частной собственности металлическими воротами.

Попасть за эти ворота специалистам по надзору за охраной труда, санэпидемстанции, МЧС и земельной инспекции удалось лишь с помощью бойцов «Беркута». Увидев, что к ним пришли проверяющие, находящиеся на территории китайцы бросились врассыпную через поле, забыв даже про свои паспорта. Сами же сотрудники проверяющих служб, наконец-то попав в цеха, просто остолбенели от ужаса.

— Я работаю в областной санстанции уже 32 года, но такой жуткой антисанитарии не встречала, — не смогла сдержать эмоций заведующая санитарно-гигиеническим отделом Харьковской СЭС Татьяна Червякова.  — Попав в эти цеха, я с ужасом констатировала для себя, что, несмотря на ХХI век, у нас в Украине, оказывается, существует настоящее рабство. Нормальный человек, попав в такие условия, не смог бы даже дышать, не говоря уже о том, чтобы проживать здесь длительное время. Люди существовали среди гор перегнившего куриного помета. В цехах стояла невыносимая вонь. В этой жуткой грязи, в полной антисанитарии, выращивались грибы, которые потом продавались в супермаркетах. Рядом работали станки, на которых производились матрасы, лежала тюками ткань. Здесь же жили и питались сами рабочие. Мне даже страшно представить, к каким последствиям может привести употребление в пищу грибов, которые выращивались в данных условиях. Кстати, один из видов грибов нами так и не был установлен.

Не говорю уже о том, переносчиками каких инфекций могут оказаться нелегалы, которые производили эти продукты питания. Наша служба дала самую негативную оценку работе данного предприятия, было оформлено соответствующее предписание о его закрытии. К сожалению, нам не удалось вручить документы самим владельцам фирмы, потому что за время проверки их никто ни разу так и не увидел.

Встретиться с владельцами предприятия до сих пор не удалось даже правоохранителям.

— После того как мы с представителями контролирующих служб попали на территорию фирмы, к нам не вышел ни один из владельцев цеха. И до сих пор мы так и не смогли встретиться с хозяевами этого бизнеса, — говорит старший оперуполномоченный по особо важным делам Северо-Восточного антикоррупционного бюро Денис Гармаш.  — Все наши требования выслушивает адвокат фирмы «Новый восток», уже который день обещающий, пока, к сожалению, безрезультатно, предоставить хоть какую-нибудь документацию. У этой фирмы по всем направлениям деятельности не было ни одного разрешительного документа. Работники не имели ни трудовых, ни санитарных книжек, ни специальных навыков для работы на данном предприятии.

«По документам у нас в стране китайцы практически никогда не умирают»

— Когда мы зашли в помещение цеха, то ужаснулись, — продолжает Денис Гармаш.  — Нелегалы из Китая спали на длинном глиняном настиле, под которым горел костер. В этой же комнате они готовили на костре пищу, здесь же справляли нужду. Знаете, в таких условиях даже птицу нельзя держать, не говоря уже о людях. И прямо там, рядом с куриным пометом, выращивались на продажу грибы и производились сертифицированные ортопедические матрасы стоимостью около девяти тысяч гривен.

Да, представьте себе: матрасы, сделанные в таких жутких антисанитарных условиях, имели зарегистрированную торговую марку и украинский сертификат соответствия качества. Сразу же возникают вопросы: каким образом проверяющие инстанции выдали сертификат соответствия, ни разу не посетив место производства? Как на территорию нашей страны попало оборудование из Китая, если нет никаких документов о растаможивании этого груза? Через какую таможню ввезли сырье, если на него тоже нет документов?

Зато у китайцев есть представительство, магазин в Днепропетровской области, зарегистрированная торговая марка.

Если хотя бы приблизительно просчитать затратную стоимость и конечную цену реализуемого продукта, то выйдет, что чистая прибыль в несколько сотен раз превышает затраты. Вот смотрите: пружинные блоки они крутят из проволоки сами, дешевую ткань завозят из Китая, при этом не платятся никакие налоги, а труд наемных рабочих оплачивается по минимуму. У нас даже сложилось такое впечатление, что на этом предприятии наемники-нелегалы вообще работали только за еду. Причем самую простую — рис и муку. То есть весь процесс производства максимально удешевлен.

А сверхприбыль при этом получается колоссальная. Когда в Харькове горел рынок «Барабашово», больше всех пострадали китайцы. И знаете, почему? Они хранили огромные суммы денег в больших клетчатых сумках прямо в металлических контейнерах. Тогда у них сгорели миллионы, но, естественно, в милицию с претензиями никто не обращался. Да и вообще, в милицию за помощью эти люди никогда не пойдут, предпочитая все свои внутренние проблемы решать самостоятельно. При этом у них очень четкая и жесткая иерархия. Одни выпускают товар, другие продают, третьи аккумулируют средства.

Беседовать с этими людьми невозможно. Даже через переводчика. Все они говорят одно и то же: «Приехали сюда навестить друзей». Каких друзей? Куда приехали? Ответить не могут. У них есть один старший, в данном случае им оказался давно легализированный гражданин Украины. Мы предполагаем, что он — один из организаторов данного производства. Так вот, все остальные задержанные китайцы отправляли нас «общаться» только к этому человеку: мол, он у нас старший, все знает. А он в ответ только разводил руками: «Я плохо понимаю по-русски. Мне тяжело сказать». Вот и весь разговор. Конечно, мы прекрасно знаем, что такое «размножение» нелегалов было бы просто невозможно, если бы за ними не стояли определенные чиновники органов власти.

За всем этим, на первый взгляд, якобы бардаком, прослеживается очень четкая и продуманная организация. За нелегалов, оказавшихся на нашей территории, кто-то заплатил огромные деньги. В общей сложности эта цепочка, ни много ни мало, может «вытянуть» 10 000 долларов — именно столько стоит пересечение границы из Китая в Россию и в Украину. Кто-то же это оплачивает. Кроме того, у них очень четко разработана схема легализации документов. Например, китаец въезжает в нашу страну по своему паспорту. Когда у него заканчивается срок визы, паспорт «теряется». Бедный пострадавший иностранец обращается в милицию и пишет заявление о восстановлении документа. Когда получает новый документ, то легализирует его — то ли оформляется на учебу в университет, который никогда в глаза не увидит, то ли оказывается «ценным» специалистом, приглашенным на работу такой вот китайской фирмой. В паспорте ставится штамп, разрешающий временное проживание, а штампа о пересечении границы уже нет. И все — таким образом они остаются у нас в Украине. Или вот еще интересная деталь. По документам у нас в стране китайцы практически никогда не умирают. Просто они легальный паспорт умершего человека сразу же передают очередному нелегалу.

При проведении данной проверки мы установили, что рабочие прибыли в Украину по гостевым визам. У большинства из них уже закончился положенный срок пребывания в нашей стране. Также до сих пор нам не предоставили никакую документацию, разрешающую предпринимательскую деятельность и подтверждающую законность происхождения станков и сырья. Сейчас устанавливаются личности владельцев подпольного производства и решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

«В Харькове построен самый большой буддийский храм в Европе. Это значит, что Украину планируют сделать центром китайской диаспоры в Центрально-Восточной Европе»

О том, что огромное количество нелегальных мигрантов из Азии, Африки и Китая уже давно стало серьезной проблемой для Украины, говорят не первый год. По некоторым оценкам, наша страна занимает четвертое место в мире (после США, Германии и России) по количеству нелегально проживающих в ней иностранных граждан. Недавно эксперты ООН обнародовали данные о том, что в Украине осели около четырех миллионов человек. Население крупных городов, особенно на юге и востоке, уже давно стало довольно пестрым в этническом и расовом отношении. И если до недавних пор наше государство было фактически вынуждено принимать тех выходцев из стран Азии и Африки, которые не смогли по каким-либо причинам пробраться на Запад, то со следующего января ситуация еще больше усугубится.

Дело в том, что с начала нового, 2010 года вступает в силу соглашение с Европейским Союзом о реадмиссии. Согласно этому документу, Украина обязуется принимать у себя всех нелегалов, которые смогут доказать, что попали в ЕС через украинскую границу. Причем доказательством может послужить даже чек из украинского супермаркета, обнаруженный в кармане иностранного гражданина. Ни для кого не секрет, что в первую очередь ЕС выдворит из своих стран тех, кто не имеет работы, квалификации и гражданства. О том, что Украина будет делать с этой, достаточно многочисленной, армией мигрантов, пока никто серьезно не задумывался.

Тем более что, как заявил в недавнем интервью журналистам народный депутат, начальник Крымской милиции Геннадий Москаль, до сих пор не разработана четкая законодательная база и не решен вопрос о том, каким образом наша страна будет отправлять обратно граждан тех государств, с которыми у нас нет дипломатических отношений, или в страны, управляемые не властью, а повстанцами.

Для Харькова проблема наплыва мигрантов из Вьетнама и Китая встала довольно остро еще за несколько лет до принятия соглашения о реадмиссии. Только по официальным данным, вьетнамская община в «первой столице» насчитывает 200 тысяч человек, столько же — выходцев из Поднебесной. «Китайцы, как и цыгане, никогда не жалуются на своих людей, поэтому правоохранительным органам очень сложно наладить борьбу с этническими мафиозными группировками — отделениями «Триады» в Украине, — рассказал «ФАКТАМ» руководитель Украинского движения против нелегальной иммиграции Ярослав Дунаев.  — В стране сейчас три центра китайской общины — Киев, Харьков и Одесса. Все мигранты тесно взаимодействуют с силовыми структурами своей родины, поэтому, например, в Харькове они проявляют пристальное внимание к «оборонному» заводу — предприятию имени Малышева. Учитывая, что в Харькове построена самая большая пагода (буддийский храм) в Европе, то можно предположить, что Украина будет являться центром китайской диаспоры в Центрально-Восточной Европе. Другие страны, особенно ЕС, Белоруссия, ужесточили требования относительно выходцев из стран Юго-Восточной Азии. Например, Чехия отказалась предоставлять вьетнамцам трудовые визы. Так что теперь все нелегалы, особенно после вступления в силу соглашения о реадмиссии, будут скапливаться в Украине, — констатировал собеседник.  — И это станет еще одной очень серьезной проблемой государства».

Написать отзыв о статье