КОННЫЙ ПОРТРЕТ ГЕРЦОГА де ОЛИВАРЕСА
Страна: Испания
Мануфактура: Manuel Sanchez
Время выпуска: 1960-ые
Размер: 34×28 cm
Надо же такое!.. Неоднократно бывая в знаменитом музее ''Прадо'' в Мадриде, мы не раз буквально упивались мастерством Диего Веласкеса, гениального испанского придворного художника первой половины 17-го века. Он, кстати, был не просто придворным художником в период правления Филиппа IV, но еще и достаточно близким другом короля. И потому, конечно же, ни у кого не возникали вопросы по поводу множества портретов монарха на полотнах гениального живописца. В том числе и знаменитый конный портрет Филиппа всегда обращал на себя внимание своей величественной помпезностью.
И когда несколько лет назад мне из Испании привезли эту фарфоровую композицию конного вельможи (на нашем снимке справа), я был уверен, что эта работа создана скульптором по мотивам картины Веласкеса, посвященной своему королю. Меня, правда, смущало то, что изображен Филипп был смотрящим в другую сторону. Все встало на свои места, когда недавно, внимательно изучая репродукции картин Веласкеса, представленных в музее ''Прадо'', я вдруг увидел не просто ''по мотивам'', а действительно точную копию конной фарфоровой композиции, хранящейся в нашей коллекции. Стоп! Все наоборот. В списке картин Веласкеса, выставленных в ''Прадо'', оказывается, есть конный портрет графа-герцога де Оливареса, точной фарфоровой копией которого я и располагаю.
Это просто невероятно. Я имею в виду не только мастерство автора этого фарфорового произведения, сумевшего с поразительной точностью передать едва ли не каждую деталь портрета графа-герцога, его одежды, цветовой гаммы картины Веласкеса. Невероятным является буквально все, что имеет отношение к истории жизни самого Оливареса. Фаворит короля Филиппа, сумевший фактически прибрать в стране всю власть, под видом борьбы с коррупцией столько наломал дров на посту главы правительства и столько военных кампаний позорно проиграл, что, когда он скончался, и испанский король, и испанский народ вздохнули с большим облегчением. Кстати, только Оливаресу удалось то, чего не удавалось сделать ни до, ни после него, — объединить два ранее не совмещавшихся титула графа и герцога. Он был во всем жаден, даже в обладании званиями и титулами…
А фарфоровое произведение получилось прекрасным. Согласитесь. И динамика, и детали, и даже пронзительность взгляда переданы просто замечательно. Сегодняшним именинникам позвольте на фоне этой истории пожелать добра и счастья.