Події

«уехав за границу по студенческой программе «работа и путешествие в сша», наши дети через месяц сообщили нам, что находятся в… Тюрьме»

0:00 — 23 червня 2006 eye 392

На самом деле молодых людей, как дешевую рабочую силу, вывозила из Николаева фирма, организованная студентом-юристом с известной в городе фамилией. Теперь он в США

Прошлым летом для многих николаевских студентов каникулы начались в мае. Ради поездки в США ребята досрочно сдали сессию. Впереди их ждало столько незабываемых летних впечатлений, работа за границей… Но все оказалось совсем не так, как мечталось. Вместо обещанной работы и путешествия по Штатам, ребята оказались… в тюрьме.

«Мы рылись в мусорниках, чтобы найти хоть какой-нибудь матрац»

- До поездки оставалось несколько дней, визы уже были у нас на руках, — вспоминает студент Государственного николаевского гуманитарного университета имени Петра Могилы — комплекса Киево-Могилянской академии — Сергей Арзуманов.  — Какие чувства нас переполняли!.. Казалось, стоишь на носу огромного теплохода — ты властелин мира. Разве кто-то мог тогда подумать, что этот теплоход окажется «Титаником»?..

Через частную николаевскую фирму Сергей вместе с друзьями собирался принять участие в популярной студенческой программе «Работа и путешествие в США», которая предусматривает пятимесячное пребывание в Америке. Четыре месяца юноши и девушки трудятся (рабочее место им гарантируется), усовершенствуют свой английский, а потом месяц путешествуют по Штатам. Студенты разных вузов Николаева за предстоящую поездку выложили частному предпринимателю-земляку по 2250 долларов, не считая оформления загранпаспорта и визитов в консульство.

- Местная фирма, которая нас отправляла, сотрудничала с киевским клубом по обмену студентов, — рассказывает Сергей.  — Приехавшая оттуда консультант уверяла нас, что за пару месяцев можно не просто «отбить» потраченные деньги, но и заработать тысяч пять долларов, да еще и Америку посмотреть. Ведь все мы ехали на родительские деньги, а я вынужден был взять кредит. У Виталика Биляка, например, родители — врачи, у меня — учителя, то есть люди скромного достатка. Поэтому когда нам предложили выбрать между приклеиванием марок на почте и тяжелой работой на стройке, мы с Виталиком, да и многие другие, предпочли стройку, ведь бетонные работы оплачиваются в два-три раза дороже. Правда, мы обратили внимание, что в трудовых договорах указан не Чикаго, где нас уже якобы ждали на стройплощадках, а городок в другом штате. Но занимающийся нашей отправкой земляк успокоил: мол, не волнуйтесь, место работы может меняться по желанию спонсора программы.

В аэропорту Чикаго ребят встретил некто Лютас, прибалтиец, выходец из бывшего СССР. Откуда им было знать, что этот работодатель сам находится в Америке на птичьих правах, а его «строительная фирма» состоит из двух бригад нелегалов?

- Нас сюда перебросили как дешевую рабочую силу,  — объясняет Сергей.  — Но у работодателя что-то не сложилось. Мы неделями сидели без дела, быстро проев привезенные деньги. Изредка кого-то из нас семерых брали на стройплощадку. Причем за тяжелые бетонные работы платили по семь долларов в час, а не обещанные 20. Жили мы в доме, который шел под снос. Спали на подстилках прямо на полу и бродили по мусорникам, чтобы найти хоть какой-нибудь матрац. В квартирах не было ни стола, ни табуретки. Платили за все эти «удобства» 500 долларов в месяц. Решили позвонить работодателю, имя и координаты которого были записаны в договоре. Нам ответили, что о таком человеке не слышали, а уж о каких-либо студенческих программах и подавно.

«На нас надели наручники, кандалы и целый день допрашивали»

- В пригороде Чикаго мы нанялись убирать супермаркеты, — рассказывает студент четвертого курса Николаевского гуманитарного университета, будущий рентгенолог Виталий Биляк.  — Эту работу нам «подогнал» один из тамошних нелегалов. Он снял в приличном квартале дом, превратив его в общежитие для таких, как мы. Днем мы спали, по ночам трудились. За ночь, убирая в магазине, зарабатывали по 50 долларов.

В один из дней наше общежитие окружила полиция. Всех арестовали. На нас надели наручники, кандалы и повезли в участок. Целый день допросы! Нас обвинили в нелегальном пребывании в США. «Как? — удивились мы.  — Все законно, вот визы, договора!» Оказалось, мы имели право работать только в той фирме, которая указана в контракте. Но ведь мы туда уже звонили — там никто о нас и слыхом не слыхивал…

- Среди ночи меня разбудил телефонный звонок, — вспоминает Ирина Биляк, мама Виталия.  — «Ваш сын в американской тюрьме». Наутро я была уже в офисе фирмы, которая отправляла наших детей в США. «Мы тут ни при чем, — заявила менеджер.  — Ребята украли там из магазина кроссовки и попались». Я была в шоке. Наши дети воровали кроссовки?! Такого быть не может! В тот же день я обратилась в отдел консульского обеспечения украинского МИД и получила ответ: «Ваш сын вместе с другими гражданами Украины задержан в Чикаго за нелегальное трудоустройство».

- Я въехал легально, виза еще на два месяца открыта, в кармане обратный билет, а меня бросают в «одиночку» с правом только через три дня выйти в общую камеру, набитую мексиканцами и афроамериканцами, — объясняет Виталий.  — Того за убийство сюда бросили, тот сел за наркотики… А нас за что? За то, что смекалистый николаевский предприниматель попросту «кинул» нас, набив карманы деньгами поверивших ему студентов? Зато за несколько месяцев, проведенных в тюрьме, я продвинулся в английском. «Хоть не зря деньги потратили», — шутили мы.

- Сначала на нас в тюрьме надели оранжевую форму, — продолжает Сергей.  — Через три дня ее заменили на желтую, а еще через две недели — на зеленую. В зависимости от формы менялись условия содержания, но кормили по-прежнему отвратительно  — какой-то острой бобовой похлебкой, от которой болел желудок. Права на прогулки у нас не было. Спасибо, сидевшие вместе с нами афроамериканцы сообщили своим родным телефоны наших родителей в Николаеве и попросили созвониться. Хоть какую-то весточку на родине о нас получат…

Родители арестованных студентов сразу же обратились в милицию — в отдел по борьбе с торговлей людьми, в СБУ, американское консульство.

- Разгар лета, а ты смотришь через тюремную решетку на клочок неба — маленький такой квадратик синевы — и мечтаешь вернуться домой, — грустно вздыхает Сергей.  — Суды то и дело переносятся. Сначала на две недели, потом на два месяца. Наконец, через парня, с которым я познакомился во время мытья полов в супермаркете, мне удалось выйти на одну эмигрантку — нашу землячку из Вознесенска. Хотя мы не были знакомы, она согласилась внести 2 тысячи долларов залога, под который меня выпустили. Помню чувство блаженства от одного того, что перед тобой не квадратик неба, а оно все  — огро-о-омное! Такое счастье испытал! С трудом собрал 2 тысячи долларов, чтобы внести залог за Виталика. Я не стал ждать суда и вернулся в Украину, а он еще два месяца там сидел, пока американский суд не принял решения выслать его домой.

«В Америке меня раз десять чуть не изнасиловали и дважды пытались убить»

- Я прилетела в Чикаго через месяц после того, как туда прибыли мои друзья Сережа и Виталик, — рассказывает Юля Суворова, студентка Николаевского кораблестроительного института.  — Нас с подругой Женей поселили в доме, который готовился к сносу. Условия были жуткие, спали на полу. Обратилась в бюро за легальной работой, но через неделю получила ответ: «В базе данных прибывших в США студентов ваших фамилий нет». Еще раз подала запрос, думала, какая-то ошибка. Получила повторный отказ. Звоню в Николаев, в офис фирмы, которая нас отправляла: «Ничего не знаем, такое у нас вообще в первый раз».

Что делать? Выручили ребята-николаевцы, познакомив с литовцем Литаврасом Станкевичусом, у которого они на стройке работали. Я ведь Виталика Биляка знала еще по школе. Прибалтиец помог. Правда, работу нашел за 200 километров от того места, где мы жили, так что все деньги уходили на дорогу. Работали мы три дня в неделю по три часа в баре, получая меньше четырех долларов в день. Потом устроились в другой бар, но к нам то и дело приставали посетители. Один тип выложил перед хозяином пачку денег и говорит: «Я ее забираю». Слава богу, тот ответил: «Нет. Это моя девушка». А через пару дней он снова явился в бар и стал мне угрожать: «Знаешь, сколько в Чикаго озер? А знаешь, сколько трупов молоденьких девушек находят в этих озерах?» На следующий день я на работу не вышла…

Стала искать работу по объявлениям в газетах. Во Флориде требовались девушки для мытья комнат в студенческом городке. С семи утра до часу ночи мы выгребали мусор из комнат, мыли ванны, раковины, холодильники, кухни, печки. Через три недели у меня пошла носом кровь — химикаты разъели слизистую. Мне выплатили 700 долларов и велели больше не приходить. Устроилась мыть фасады домов. Работа не такая вредная, но получала я за нее копейки. Жили с подружкой в подвале. 300 долларов в месяц платила хозяевам.

На автобусной остановке я как-то познакомилась с тремя молодыми марокканцами, выигравшими «грин-карту». Когда совсем было туго, ребята нас с Женей подкармливали. Мы вспоминали дом, плакали… Знаете, в Америке меня раз десять чуть не изнасиловали и дважды пытались убить. До сих пор мучает бессонница, без снотворного не могу заснуть. Похудела на 15 килограммов. Появились проблемы с учебой, пришлось перевестись на заочное отделение. Сдаю еще прошлогодние «хвосты». Мы пытались привлечь к ответственности мошенников, которые обрекли нас на эти мучения. Но куда ни придем с заявлениями, везде слышим: «Вы обвиняете таких уважаемых в Николаеве людей! Вам все равно не добиться, чтобы их наказали».

- Документы, которые наши дети оформляли на поездку в США, мы принесли в правоохранительные органы, — говорит Ирина Биляк.  — Оказалось, что фирма, отправившая студентов в Америку, даже лицензии на это не имела. Вот у меня квитанция. В графе «Товар» написана фамилия моего сына, рядом — «Стоимость товара» в долларах, а внизу: «Товар отпустил продавец», и фамилия, которая в нашем городе очень известна. Поэтому и тормозится расследование. Нам уже не один месяц обещают возбудить уголовное дело против мошенника. Сам виновник наших мытарств уехал в Америку. Он и сейчас налаживает там «деловые контакты», разрабатывает каналы, по которым за границу потечет дешевая рабочая сила…

- Это наш бывший студент, — говорит заместитель директора Николаевского учебного центра Одесской национальной юридической академии Людмила Емельянова.  — Нынешней весной он у нас защитился и получил диплом юриста. Помнится, полтора года назад в коридорах нашего учебного заведения этот старшекурсник развесил объявления, приглашая студентов поехать в Америку по программе «Работа и путешествие в США», но мы их сняли: студент должен учиться, а не гнаться за длинным рублем…