Події

«когда я заплатил строительной компании 80 процентов стоимости трехкомнатной квартиры, в кооперативе мне вдруг заявили: «вы уже не член жск! »

0:00 — 22 серпня 2006 eye 304

Львовянин Игорь Мельник выиграл суд у организации, которая регулярно принимала у него взносы, однако жилье ему так и не выделила и денег не вернула

Квартирные скандалы с киевским «Элита-Центром» понемногу докатились и до Львова. И дело не в том, что в столице Галичины не проворачивают аферы с жильем, просто жертвы практически не верят в возможность вернуть свои деньги, заплаченные мошенникам за вожделенные квадратные метры. Однако то, что Игорь Мельник выиграл судебный процесс у крупной строительной организации, «задолжавшей» ему трехкомнатную квартиру, обещает множество исков пострадавших.

«В дом уже начали заселяться счастливчики, но суд наложил арест на одну из квартир на девятом этаже»

- В самом начале 90-х я пришел работать во «Львовгорстрой», — рассказывает «ФАКТАМ» Игорь Мельник.  — А поскольку своего жилья не имел, выдали мне ордер на

17-метровую комнату в общежитии предприятия. Но в то время она была занята, и администрация предложила пока пожить в соседней, 14-метровой. Через два года моя освободилась, и четверо членов нашей семьи несколько лет с разрешения администрации пользовались двумя комнатами.

В 1994 году на совместном заседании профкома и администрации «Львовгорстроя» Мельника как очередника утвердили в состав жилищно-строительного кооператива (ЖСК). Все необходимые документы он сдал, заплатил первый взнос в размере 33 процентов жилья и стал ждать свою трехкомнатную квартиру. Предварительно он написал официальную расписку, что освободит место в общежитии сразу после получения жилплощади. Сначала строительство велось довольно бойко: быстрыми темпами возвели коробку девятиэтажки, в которой надеялись получить квартиры 108 человек. Но потом грянула инфляция, все подорожало, и стройка приостановилась. Мало того, в 1999 году против руководства ЖСК было возбуждено уголовное дело, связанное с хищениями. Оно долго расследовалось, и злоумышленники были наказаны. Поэтому в 2002 году пришлось проводить перевыборы руководства кооператива, в них активное участие принял и сам Игорь. Он даже был избран в состав совета уполномоченных. После этого стройка снова пошла интенсивными темпами.

- И тут я вдруг стал замечать некие насторожившие меня странности, — продолжает Игорь.  — От меня в кооперативе продолжали принимать членские взносы (выплачено было 80 процентов стоимости квартиры!), какие-то дополнительные документы, но перестали приглашать на собрания уполномоченных ЖСК. К тому же поползли слухи о том, что руководители предприятия «крутят» с квартирами. Я обратился в администрацию организации с заявлением, в котором попросил подтвердить мое членство в ЖСК. Ответ меня шокировал: «Вы не член кооператива». Кроме меня, как я узнал, из ЖСК «вылетели» еще около 50 человек! К сожалению, точное количество указать не могу.

Пришлось три года назад подать исковое заявление в суд. Дом к этому времени был полностью готов и постепенно заселялся счастливчиками. В связи с моим заявлением суд наложил арест на одну из трехкомнатных квартир на девятом этаже. «Львовгорстрой» пытался опротестовать это решение, но протест был отклонен. Тогда строительная организация предложила поменять арестованную квартиру на аналогичную, Ь 103, только на первом этаже. Мол, та распределена другому человеку. Я осмотрел ее и дал согласие…

Первая часть судебного процесса продолжалась дольше года и закончилась тем, что Галицкий районный суд Львова постановил: Игорь Мельник является членом кооператива, у него есть право собственности на трехкомнатную квартиру Ь 103. Правда, при этом правоохранительным органам почему-то не было поручено установить, кто фальсифицировал списки ЖСК.

«Нашу семью  шантажировали, запугивали, пытались выселить из общежития»

Строительное предприятие, в свою очередь, делает ответный ход: подает апелляционную жалобу, в которой указывает, что данная квартира уже… продана. То есть более года представители компании ходили на судебные заседания, но о продаже молчали. И дело направляется на новое рассмотрение.

- Оно тянулось еще полтора года, которые наша семья прожила в постоянном страхе и напряжении, — признается «ФАКТАМ» Игорь.  — Нас шантажировали, запугивали, «натравливали» участкового, отказывались выдавать паспорт сыну, пытались выселить из общежития, обвинив в захвате комнат. Впрочем, мы уже поняли, с какими людьми имеем дело, и были готовы ко всему. Тем более нас поддерживали другие пострадавшие. Мы считаем, что картина выглядит так: на наши деньги построили дом, но тут очень резко подорожало жилье. Нас решили «выбросить за борт», а квартиры продать по новой цене, заработав на этом огромные деньги. Знакомые и «коллеги по беде», услышав о моем решении судиться с этим строительным монстром, безнадежно махали руками: «Где тебе с ними тягаться! У них финансы, политические связи!» Да и я сам, откровенно говоря, думал, что у меня мало шансов на успех. Но не сидеть же сложа руки, когда тебя и твою семью пытаются так нагло «кинуть»!

Апелляционный суд Львовской области подтвердил правильность решения суда первой инстанции и обязал проектно-строительное объединение «Львовгорстрой» передать Игорю Мельнику в собственность трехкомнатную квартиру. С этого момента прошло два месяца, однако никакой квартиры он так и не получил.

Между тем «ФАКТЫ» располагают информацией, что в Главное управление МВД во Львовской области поступило около двух десятков заявлений от обманутых одной частной фирмой вкладчиков, которые внесли средства за квартиру, но не получили ни жилья, ни обратно своих денег. Есть несколько аналогичных заявлений и в УБОПе.

Прокомментировать данный случай «ФАКТЫ» попросили адвоката Марину Лебедеву:

- Описанная ситуация не является уникальной. К сожалению, многие люди сталкиваются с подобными проблемами. Дело в том, что в советские времена кооперативное строительство было очень развито. В принципе, это была единственная альтернатива государственному строительству, позволяющая за счет привлечения личных средств граждан ускорить предоставление им жилья. Сегодня такая форма возведения домов практически полностью вытеснена инвестиционным строительством, и напрасно. Дело в том, что кооперативное было лучше урегулировано законодательно и контролировалось государством. Описанный случай произошел на рубеже перехода от кооперативного к инвестиционному строительству, что привело к возникновению целого ряда рисков для граждан, финансирующих возведение домов. В частности, распространенной практикой стало увеличение стоимости жилья на протяжении строительства, нарушение сроков сдачи объектов и, как в приведенном примере, отсутствие гарантий, что человек получит именно ту квартиру, в которую он первоначально вкладывал деньги.

В данном случае произошла коллизия советского законодательства о ЖСК и современных законов, работающих в сфере строительства. Дело в том, что момент получения квартиры в собственность по этим законам наступает по-разному. Но во Львовском суде грамотно разобрались в специфике, выяснили, чем членство в ЖСК отличается от возникающего в результате этого членства права собственности.

Это прецедент. Ведь человеку через десять лет удалось отстоять свое членство в ЖСК. Теперь люди, находящиеся в подобной ситуации, могут идти по пути Игоря Мельника. Но хочу предупредить, что в гражданском праве не бывает двух аналогичных ситуаций. В каждом деле существуют свои нюансы. Поэтому нельзя сказать, что всем, кто решится на судебное разбирательство, удастся отстоять свои интересы.

И еще, в свете последних скандалов, например, с «Элита-Центром», хочу дать совет людям, решившим вложить деньги в строительство: внимательно изучайте документы, которые вам дают подписывать, а еще лучше проконсультируйтесь с юристом. Сегодня многие инвестиционные компании в договорах с гражданами используют размытые формулировки, позволяющие двояко трактовать условия договора. К сожалению, нынешнее инвестиционное законодательство имеет ряд недостатков, создающих условия если не для мошенничества, то во всяком случае для неполного выполнения строительной компанией своих обязательств перед инвестором и нарушения условий договора. Лучше обра-щаться к проверенным време-нем строительным предприя-тиям.