«неужели мне нужно было восемь лет назад перенести пересадку сердца, чтобы умереть сейчас, так и не дождавшись помощи? »

0:00 — 7 вересня 2006 eye 546

Единственная в Украине женщина, живущая с донорским сердцем, убеждает врачей сделать ей… трансплантацию почки «ФАКТЫ» уже рассказывали о львовянке Евгении Кузнецовой, которой восемь лет назад специалисты Шленского центра болезней сердца (Польша) пересадили сердце. Причем сделали эту дорогостоящую операцию бесплатно! Теперь у 66-летней Евгении Ивановны проблемы с почками. Она настаивает на том, чтобы ей провели еще одну трансплантацию. Вот только украинские медики не берутся ей помочь, а денег на то, чтобы прооперироваться за рубежом, у женщины нет…

«Я верила, что операция пройдет успешно, но с мужем все же попрощалась»

Когда более восьми лет назад у Евгении Ивановны случился сердечный приступ, «скорая» отвезла ее в кардиологический центр местной больницы. Там поставили страшный диагноз: трансмуральный инфаркт с тяжелым осложнением — аневризмой левого желудочка. Больше месяца пациентка пролежала под капельницей. Ее сердце раздулось до таких размеров, что даже издалека было видно, как оно бьется под кожей! Врачи не скрывали: спасти Кузнецову могла только пересадка.

- Мы были в ужасе! — вспоминает дочь Евгении Ивановны 38-летняя Татьяна.  — Подобных операций в Украине еще не проводили, а на Западе они стоили сотни тысяч долларов. Где взять такие огромные деньги?! Нам сказали, что в Польше есть клиника, в которой пересадки сердца делает знаменитый профессор Збигнев Релига (ныне министр здравоохранения Республики Польша). Но предупредили: туда и для местных жителей очередь огромная, а попасть из Украины вообще невозможно…

Несмотря на это, Евгения Ивановна и Татьяна позвонили в клинику. И произошло чудо! Профессор Релига сказал: «Срочно приезжайте!» Между нашей страной и Польшей существовал договор о сотрудничестве в сфере медицины, и польские врачи были готовы сделать украинской больной пересадку бесплатно.

- Приехали туда в час ночи, — говорит Евгения Ивановна.  — Поразительно, но меня ждали! Весь персонал работал круглосуточно. Медики тут же сделали анализы и отправили меня в палату спать, а сами начали готовиться. Но какой тут сон, когда знаешь, что утром тебе будут сердце пересаживать! Я верила, что все закончится хорошо, однако с мужем попрощалась. Рано утром меня привезли в операционную, дали наркоз… Очнулась уже в реанимации, на теле было множество каких-то трубочек, датчиков. Вошел профессор: «Ваш муж не верит, что вы живы, хотя у нас ни разу не было летального исхода. Вот, привел, чтобы убедился… »

Кузнецову прооперировали более чем вовремя — если бы врачи подождали часа два, она бы умерла. Евгении Ивановне пересадили сердце 17-летнего юноши, попавшего в автомобильную аварию.

На второй день после пересадки доктор посоветовал пациентке… выпивать пару бутылок пива в день

Следует сказать, что польские врачи в корне изменили многие традиционные представления о трансплантации. Уже на второй день после операции профессор Релига посоветовал Евгении Ивановне: «Вам надо побольше кушать, без каких-либо диет. И желательно выпивать… пару бутылок пива в день. Неплохо будет принять и несколько рюмок напитка покрепче. Можно даже… самогона». И разрешил пациентке съесть целую банку ее любимой селедки! А на третий(!) день Кузнецова самостоятельно ходила по коридору. Целый месяц она находилась под наблюдением медиков в санатории для тех, кому пересадили сердце. Причем тоже совершенно бесплатно! И лишь убедившись, что операция прошла успешно, медики отправили пациентку домой.

- Во Львове заметила, что у меня поменялись вкусы, — продолжает Евгения Ивановна.  — Полюбила торты, конфеты, шампанское. Даже настроение улучшилось.

Изменилась Кузнецова и внешне — из усталой изможденной женщины превратилась в цветущую даму. Правда, ей необходимо постоянно принимать весьма дорогие лекарства, препятствующие отторжению донорского органа. Из-за них снова возникли проблемы со здоровьем…

- Исследования, проведенные в клинике Львовского мединститута и в Киевском институте хирургии и трансплантологии, показали: у меня атрофировалась одна почка, а на другой образовались две большие кисты, — рассказывает Евгения Ивановна.  — Говорят, такое бывает у многих «пересадочных», проблему можно решить. Возможно, на Западе — да, но только не в Украине. Когда в очередной раз ездила в Польшу, меня осмотрели светила медицины. Сказали, что теперь жизненно необходима пересадка почки.

Вернувшись домой, я бросилась к нашим врачам. Но услышала, что у меня с почками ничего смертельного нет, да и вторая трансплантация… противопоказана. Из Минздрава, куда обратилась за помощью, пришло письмо, в котором рекомендовали продолжать лечение по методу гемодиализа. Тогда я связалась со Збигневом Религой. Он тоже дал неутешительный ответ. Объяснил, что до 1 марта 2000 года гражданам Украины, находившимся на территории Польши, в случае необходимости бесплатно предоставляли медицинскую помощь на основании межгосударственного договора о сотрудничестве. К сожалению, сотрудничества пока не возобновили, поэтому в Польше иностранцев лечат только за их счет.

- По просьбе Збигнева Религи со мной связался профессор Лех Керпка, — добавляет Евгения Кузнецова.  — Выразил готовность сделать пересадку почки, но предупредил: за операцию придется заплатить около десяти тысяч долларов. Таких денег у меня нет. Откуда им взяться? Я, инвалид первой группы, получаю 390 гривен пенсии, мой муж, инвалид второй группы (без ноги), — 420. Обращалась за помощью к известным политикам, в Секретариат Президента… Отказали все! Неужели мне нужно было столько пережить, перенести тяжелейшую операцию, чтобы умереть сейчас, так и не дождавшись помощи?