Події

Чтобы не утруждать себя утилизацией устаревших авто, жители черногории попросту… Сбрасывают их с горной дороги в ущелье

0:00 — 30 вересня 2006 eye 325

Страна древних святынь и неповторимых пейзажей курортное дело только осваивает, но по изобретательности превзошла наш Крым

Когда я попросила туроператора подыскать мне для отдыха место поспокойней, но с достопримечательностями, он, не задумываясь, назвал Черногорию. Здесь, дескать, и безопасно, и посмотреть есть на что: эти места упоминал еще Софокл, а с тех пор тут кто только не жил и чего только не строил!

Черногория так Черногория! Но едва я села в самолет, как у меня начался… самый экстремальный из всех отпусков.

Миллиардеры предпочитают отдыхать… в рыбачьих поселках

«О, милый Ядран ты мой, о Ядран — синее море… » — пели мы в советские времена, рисуя в воображении экзотические картинки. А когда наконец появилась возможность окунуться в воды Адриатики, наши соотечественники ринулись сначала в Хорватию, затем в Черногорию, или, как ее теперь называют, Монте-Негро. Население страны едва переваливает за 600 тысяч, а туристов сюда приезжает до трех миллионов в год: считается, что здешние курорты недороги, зато впечатлений — хоть отбавляй.

Черногория — это страна древних святынь и неповторимых пейзажей, это огромный горный массив: 55 вершин выше 1800 метров! При виде их захватывает дух еще в самолете, который и на аэродром-то садится, словно в игольное ушко ныряет. А все достопримечательности страны — в глубине массива. Называя адреса рекомендуемых экскурсий, гид оперирует такими цифрами, как 700, 900 метров над уровнем моря. Сюда ведут серпантины с поворотами в 180 градусов, в которые большие туристические автобусы вписываются чудом, а главное — не всегда.

Знакомые, раньше побывавшие в Черногории, рассказывали, что видели на склонах немало сгоревших остовов автомобилей и даже сошедший с рельсов поезд. Парочка зависших над пропастью авто встретилась и нашей группе. Экскурсовод, правда, «успокоила»: машины, мол, падают в ущелье не с людьми, это у местного населения привычка такая — отработавшие свое машины сбрасывать с горных дорог. Хотелось бы верить гиду, но букетики искусственных цветов, время от времени встречающиеся на обочинах серпантина, говорят, что дело не только в этой привычке черногорцев. А еще и в другой — лихачить на поворотах.

Не передать, какой ужас охватывает при виде того, как водитель одной рукой держит мобильник, а другой жестикулирует в то время, как автобус мчится по горной дороге. Или когда автобус нависает над пропастью, уступая место встречному грузовику. Читатель вправе предположить, что автор этих строк просто трусоват. Не без того. Зато способен трезво оценить степень риска, которому подвергает свою жизнь каждый отважившийся на путешествие вглубь Черногории.

Старинные города Черногории несут в себе нечто, что заставляет замирать сердце. Здешние жители умеют хранить свои сокровища: несмотря на землетрясения, не раз разрушавшие древние города, те восстановлены как новенькие. Лишь мощные металлические скобы выдают места трещин, образовавшихся в стенах, или надстройки, сделанные во время реставрации. Например, древний Котор выглядит так, словно его вчера выстроили. Спрятавшийся на дне чаши, образованной склонами гор, поселок напряженно вслушивается в мир торчащими с балконов антеннами. Современные «тарелки», а рядом простыни на перекинутых через улочки веревках — как и 100, и 300, и 500 лет назад. А во двориках — ресторанчики. Негромкая музыка и неяркий свет…

Некоторые памятники старины в Черногории превращены в отели, как островок святого Стефана  — бывший рыбачий поселок. Номер здесь стоит больше тысячи евро в сутки, поэтому позволить себе его могут такие постояльцы, как Софи Лорен или Сильвестр Сталлоне. Говорят, правда, что наведываются сюда и украинские политики. Народ попроще пускают на остров за деньги — если уж очень хочется посмотреть, где отдыхают сильные мира сего. Сами экскурсанты платят от 600 евро за 12 дней — в зависимости от ранга отеля.

Черногорцы склонны во всем придерживаться традиций — от архитектуры городов до устроения семьи

Дух старины живет и в современных прибрежных поселках. Где кончается старое и начинается новое, здесь не всегда поймешь. Может быть, потому, что черногорцы склонны во всем придерживаться традиций — от архитектуры городов до устроения семьи. Как и прежде, живут они преимущественно большими семьями, поэтому дома строятся в расчете на то, что дети вырастут, женятся, заведут своих детей…

Жители одной из местностей Черногории отмечают удивительный праздник — Крестная слава. Это день святого, оберегающего семью. Когда та или иная семья чтит своего святого, в дом к ней может каждый зайти. С 6 утра до 12 ночи двери не закрываются, а хозяйка не приседает. Помогать ей в хлопотах нельзя, ибо считается, что если ей предлагают помощь, значит, не верят, что она сама в состоянии принять гостей.

Похоже, местные святые покровительствуют семьям всей Черногории. И это не удивительно, ведь и черногорцы никогда не оставляли их без внимания. Свидетельство тому — многочисленные церкви и монастыри, куда не зарастают народные тропы. Особенно много паломников идет в Цетиньский монастырь, где хранится десница Иоанна Крестителя, и в Острожский — приложиться к мощам Василия Острожского. Этот святой известен силой своих молитв, благодаря которым исцелялись больные, и прозорливостью. К его мощам до сих пор приводят людей с тяжелыми хворями, а чаще приносят их вещи, для которых в преддверии помещения, где покоятся мощи, стоит специальная корзина.

Острожский монастырь являет собой еще и пример скального зодчества. Бывавшие в Святогорске (Донбасс) и Бахчисарае (Крым) легко представят скальный храм, вознесенный на высоту 900 метров, откуда он «взирает» на окрестности и жителей, наблюдая их дела и помыслы.

Редкие фрески, изображающие сцены из жизни пророка Ильи, сохранились в монастыре Морача, датируемом XIII веком. А уникальную коллекцию икон можно увидеть в монастыре Святой Троицы XVI века в Плевле.

В здешних храмах не просто рады экскурсантам — их уважают. Поэтому, например, в Острожском монастыре отведено помещение, где желающие могут поставить свечку за здравие или за упокой. В местной традиции такого действа нет, но если пришли верующие, привыкшие ставить свечи, — пожалуйста! Кого, скажите, не тронет такая предупредительность?

Если вам не достанет острых ощущений в путешествиях к духовным святыням, можете добрать их во время экскурсий к природным достопримечательностям: например, спустившись на плотах по реке Таре. В принципе, это безопасная затея: и река не очень бурная, и экипировка у туристов надежная (гидрокостюмы, шлемы), и кормчие опытные. Но дух у путешественников захватывает. Впрочем, не только от страха, но и от красоты открывающихся видов в каньоне глубиной 1300 метров. Щекочут нервы и поездки в каньон Морачи (глубина 1200 метров, по дну стремится река), Мртвице, Комарницы…

Так что же, в Черногорию следует ездить только любителям экстремального отдыха? Вовсе нет! Побережье богато поселками и парками, где можно провести время за чашечкой кофе (от 70 центов) и фирменным стейком (от 6 евро). Переезжать же из одного поселка в другой можно на таком же детском поезде, какой курсирует в Киевском зоопарке, — за 2 евро. Можно и на маршрутке (от одного до полутора евро).

В Черногории не существует, как в Турции, запрета на строительные работы во время туристического сезона

Касаемо достопримечательностей — все, что говорят о Черногории, правда. А вот низкие цены — это миф! Курортное дело страна только осваивает. Первым делом под отели были приспособлены виллы прежних партийных боссов. Но их оказалось не так уж много, и началось интенсивное строительство гостиниц, которые лепятся по берегам уютных бухточек, подобно ласточкиным гнездам.

В европейской традиции — не мешать друг другу, поэтому тесное соседство не травмирует. Но если вы оказались в уже обустроенном поселке. Другое дело тот, что только формируется, как, например, Бечичи. На первой линии (вдоль пляжей) строится большой пятизвездочный отель. Это громоздкое сооружение вы будете видеть и слышать постоянно, поскольку в Черногории не существует, как, скажем, в Турции, запрета на строительные работы во время туристического сезона.

Кстати, о звездах на отельных вывесках. Пять в Черногории встречаются не так уж часто, основную массу отелей украшают четыре. Однако между собой эти гостиницы очень разнятся — и расположением, и оснащением. Выбирая отель, следует поинтересоваться не только тем, на какой линии он расположен и есть ли при нем бассейн, но и расспросить о полезной площади номеров и виде, открывающемся из окна. Более того, свои пожелания следует зафиксировать в ваучере.

Если там не будет записано, что вы не хотите ходить мимо мусорных баков, а из окна любоваться необустроенным откосом горы, то пиши пропало. Будут «мозолить глаза» и баки, и откос. Не забудьте записать, что номер вы оплатили именно стандартный. Потому что поселить могут в одноместный с двойной кроватью, где одному из обитателей даже тапочки свои некуда будет поставить.

Переговоры с администратором, который, как правило, не знает русского языка, обречены на провал. На пальцах он вам покажет: мол, вас двое и спальных мест два — какие претензии? С помощью гида, возможно, удастся доказать, что в стандартном номере для каждого из двоих должны быть предусмотрены не только кровать, но и бра, и вешалки, и место для тапочек, но на это уйдет не один день, а главное — энергия, которую, вообще-то, вы приехали пополнять, а не бездарно расходовать.

Особенно внимательно следует отнестись к звездам с плюсами. Возьмем, например, три звезды с плюсом. Вам скажут, что это те же четыре, но гостиница новая, поэтому по некоторым позициям до четырехзвездочного ранга не дотягивает. По приезде обнаруживается, что «три плюс» — это: плюс фен, кондиционер (правда, неисправный) и завтрак, от которого на третий день хочется отказаться. То есть по сумме калорий он соответствует стандарту, однако если в течение

12 дней вам будут подавать яичницу или омлет, то вы взвоете, подобно герою Фрунзика Мкртчяна из известной комедии «Одиноким предоставляется общежитие», который отказался от молодой жены, потому что та кормила его этими блюдами с утра до вечера. Вам же придется терпеть.

Как максимально экономить, максимально при этом зарабатывая, известно из практики отечественных курортов. Но Черногория, похоже, превзошла наш Крым по изобретательности. Два лежака и зонтик на пляже вам могут предложить за 5-8 евро. Услышав цену, не торопитесь огорчаться: в эту сумму входит еще и «питье». Однако не очень радуйтесь: две бутылочки воды вам обойдутся в два евро, хотя в ближайшем магазинчике их можно приобрести за 80 центов. Кому лень идти в магазин, мог бы купить воду в пляжном баре. Но ведь администрации нужен гарантированный доход, поэтому воду включают в стоимость пляжных услуг (могут и кофе). Воду же хотите — покупайте, хотите — нет. Но поскольку накануне она входила в плату за пляж, то вы ею не запаслись, поэтому купите бутылочку за тот же евро. На соседнем пляже в пять евро не входит «питье», но обнаруживается это, когда вы уже обосновались на пляже. Поэтому вы остаетесь…

И еще о пляжах. Они здесь, можно сказать, ласковые, ибо устланы мельчайшей галькой. Чего не скажешь о воде. Она хоть и несравненно чище черноморской (за счет высокого содержания соли), но по температуре близка к той, к которой мы привыкли в Крыму. И купальный сезон, что бы там ни говорили туроператоры, в Черногории достаточно короток. К середине сентября море разыгрывается, и пляжи являют собой грустную картину: зонтики сложены, лежаки собраны в пирамиды. Туристы же проводят время в прибрежных ресторанчиках, налегая на морепродукты и пиво, преимущественно импортное, поскольку местное очень отдает дрожжами. Ужин с морепродуктами обойдется в сумму от 100 евро на двоих. Но, собираясь в зарубежное путешествие, вы ведь и не намерены экономить?