Україна

В европе доля местных бюджетов составляет 70 процентов, а в украине — всего 38

0:00 — 17 вересня 2005 eye 196

Маленькие города и поселки нуждаются в социальном и коммунальном развитии

Жесткая централизация власти, сложившаяся в последние 14 лет, провоцирует политические и экономические кризисы. «Новые личности на высоких должностях не избавят нас от этого, — считает глава украинской партии «фднчсть» Владимир Яловой, — если не расширить права и свободы местного самоуправления, не передать часть властных полномочий из центра городским, сельским, поселковым общинам и не ликвидировать государственные администрации в их сегодняшнем виде, создав вместо них исполкомы местных советов. Именно это освободит центральные органы от несвойственных им мелких опекунских функций и позволит заниматься только государственными делами».

Партия «шднусть» совместно с Ассоциацией городов Украины и общин разработала Концепцию децентрализации государственного управления и развития местного самоуправления, которая позволит до 2008 года перераспределить управленческие полномочия, финансовые ресурсы в пользу каждого конкретного населенного пункта. Тем самым система власти в Украине будет адаптирована к европейским демократическим стандартам, улучшится качество административных и общественных услуг, предоставляемых гражданам. И каждый гражданин-избиратель будет иметь самое прямое влияние на свои выборные и исполнительные органы власти, а через них — на государственные.

Сегодня более десяти политических партий высказались в поддержку Концепции децентрализации. Ее представят на Всеукраинском съезде глав местных советов, а затем — на депутатских слушаниях в Верховной Раде.

- Если бы сегодня проводился всенародный референдум, то мы бы увидели, что большинство наших соотечественников — противники пропорциональной избирательной системы по партийным спискам, — говорит Владимир Яловой.  — Они хотят выбирать конкретного человека, а не абстрактную идею какой-либо политической силы. Голосование только по партийным спискам недемократично уже хотя бы потому, что в прошлый раз 6 миллионов голосов избирателей, которые предпочли не самые популярные политические силы, были просто перераспределены между «проходными» партиями. Другими словами, волеизъявление людей просто проигнорировали. А с возрастанием «проходного барьера» таких «обобранных» избирателей будет еще больше. Потому наша партия считает, что для Украины сейчас крайне важно вернуться к смешанной системе выборов: мажоритарные округа необходимы также жителям райцентров, больших городов и областей. Кстати, законодателям надо задуматься над тем, что только 22 процента наших граждан, согласно соцопросам, поддерживают пропорциональную систему выборов.

- Партия «Єдність» предложила сделать

12 шагов к эффективной публичной власти в Украине.

- Эти шаги рассчитаны на период до конца 2007 года. Причем проекты изменений в законы уже готовы, и мы будем добиваться их принятия. Прежде всего это конституционное расширение полномочий территориальных общин и органов местного самоуправления за счет ныне здравствующих госадминистраций-волюнтаристов: райгосадминистрации можно было бы ликвидировать уже в 2006 году, приняв закон «О территориальных общинах».

Нынче нужно принять и Бюджетный кодекс, увеличив количество местных бюджетов, имеющих прямые отношения с государством. Сегодня их доля в государственном бюджете — всего 38 процентов, тогда как в Европе — до

70 процентов. Например, в Чехии благодаря местным бюджетам на душу населения приходится 1600 евро, в Хмельницком — 20 евро, а в меньших городах Украины — до 5 евро. Необходим и новый закон «О местных налогах и сборах», который бы помог оставлять значительно большие суммы на нужды граждан маленьких городов и поселков, на их социальное и коммунальное развитие. Уже осенью можно было бы наконец принять закон «O коммунальной собственности», а также законы, регламентирующие земельные отношения, установить границы территориальных общин. Ведь всем известно: игнорирование Госкомземом и его территориальными управлениями интересов граждан (ведь земля в государстве принадлежит каждому человеку) привело к раздаче земель в Крыму, вокруг столицы, в заповедниках и заказниках, к обогащению отдельных людей, продававших участки за бесценок. А территориальные общины в это время не имели ни копейки на развитие медицины, дорог, коммуникаций.

Все эти шаги позволят нам уже к 2008 году изменить статус областных госадминистраций, которые будут осуществлять лишь надзор и контроль за территорией, заниматься только делами государственного значения.