Політика

Украина отказалась от европейского выбора?

0:00 — 12 березня 2005 eye 288

По крайней мере, государство демонстрирует незаинтересованность в обеспечении своих граждан документами, отвечающими стандартам Евросоюза

В конце прошлого года, аккурат перед революционными событиями, состоялась презентация образцов новых документов — паспорта гражданина Украины и водительского удостоверения. Но граждане их не получают. Почему? Ответ пока не известен, но, кажется, предполагать, что новая власть отменяет все проекты, которые начинались при прежней, даже если эти проекты успешны и высоко оценены мировым сообществом, есть основания. Такое предположение высказал Юрий Сидоренко, генеральный советник консорциума «ЕДАПС», который разработал образцы новых документов, удостоверяющих личность. Сейчас эти документы без объяснения причин и веских аргументов пытаются аннулировать. И внедрить другие, ничем не отличающиеся от старых советских. История из уст Юрия Сидоренко выглядит следующим образом:

«Наши граждане до сих пор пользуются технически и морально устаревшими паспортами»

- Летом 2003 года мне поступило предложение поучаствовать в создании Единой государственной автоматизированной паспортной системы.

- Почему именно структурам, к которым вы имеете отношение, было сделано это предложение?

- Я думаю, потому, что разработанная нами концепция борьбы с контрабандистами на алкогольном и табачном рынке показала свою эффективность. Введение акцизных марок с голографическими защитными элементами, разработанными СП «Голография», позволило реально увеличить доходы государства приблизительно на 300 миллионов долларов в год. Именно таких доходов лишились «теневики». А поскольку сумма значительная, то последние начали активную кампанию по дискредитации не только проекта акцизных марок с голографическими защитными элементами, но и моего имени. Для этого использовали не слишком оригинальные методы.

Попытались возродить дело «Дамиана-банка», президентом которого я был, угрожали сотрудникам СП «Голография», на котором производятся голографические защитные элементы. Когда эти методы не сработали (дело «Дамиана-банка» реанимации не подлежит, поскольку по нему уже вынесено решение суда, гласящее, что ущерба государству я не наносил, а сотрудники СП были готовы к подобным действиям контрабандистов), в ход пошла «тяжелая артиллерия». В январе 2004 года на «Голографию» и предприятия, поставляющие туда свою продукцию, нагрянули проверяющие — из прокуратуры, налоговой. Видимо, им была поставлена четкая задача найти нелегальное производство голограмм и акцизных марок. За месяц мы выдержали 27 проверок! Но ничего сколь-нибудь тянущего на криминал проверяющим обнаружить не удалось. И мы продолжаем работать дальше, помогая государству получать на свои нужды по несколько сот миллионов долларов ежегодно.

- Нынешний проект по созданию Единой государственной автоматизированной паспортной системы тоже имеет цель поддержать бюджет страны?

- Да, участвуя в реализации этого проекта, мы решили помочь государству. На этот раз — укрепить имидж Украины как страны европейской, шагающей в ногу со временем, а не стыдливо прячущей глаза, когда ее граждан унижают на границах за то, что у них на руках паспорт образца 1993 года. И дело ведь не в его возрасте, а в том, что защитные элементы этого документа настолько устарели, что не во всех странах сохранилась техника, способная их считывать. К тому же после терактов в США в 2001 году мир решил при помощи эффективных пограничных проверок и контроля за выдачей документов, удостоверяющих личность, бороться с терроризмом. Как известно, Украина поддержала это решение. Но, как показывают нынешние события, только на словах. Наши граждане до сих пор пользуются технически и морально устаревшими документами. Хотя еще 7(!) лет назад программа ЕГАПС была утверждена правительством.

- Известно, что проблема изготовления документов более качественных, с более широкой базой данных и с более высоким уровнем защиты является проблемой не только социального порядка, но и экономического.

- Только отсутствие централизованной системы персонификации, которая бы работала с регистрационными центрами, расположенными по всей территории Украины, влечет за собой огромные потери. Судите сами: у нас до сих пор разделены процесс подачи заявления водителя авто, получение данных проверки машины, выпуска самой карточки водительских прав и ее выдачи. Ответ на вопрос, насколько это существенно, в следующем: от этого государство ежегодно недополучает около 50 миллионов долларов в бюджет. Согласитесь, при любом состоянии экономики они лишними не будут. Но так или иначе процесс создания документов мирового уровня в Украине буксовал.

Попытки его осуществить предпринимала фирма «Суперком», интересы которой лоббировал бывший правительственный чиновник Силкин. Мы даже общались с ним на эту тему. Он рассказал мне о программе паспортизации, о фирме «Суперком» (которая, как оказалось впоследствии, не имеет своих производственных мощностей), о том, как он посвятил паспортизации всю свою жизнь. На мой вопрос, почему же до сих пор граждане не имеют на руках документов, которые соответствовали бы мировым стандартам, я не получил ответа. Вместо этого мне было предложено полюбовно договориться и не создавать конкуренцию среди желающих поучаствовать в процессе паспортизации: «Вы имеете большой технический потенциал и вы можете очень быстро разобраться в этой программе. Поэтому я предлагаю договориться». Я на договоренности не пошел.

И вскоре консорциум, в состав которого входит СП «Голография» (я являюсь генеральным советником Совета директоров этого предприятия), подготовил большой меморандум с изложением результатов анализа рынка производства идентификационных документов, технологий, используемых в этой области в различных странах мира. Анализ проводился исключительно с той точки зрения, что Украина должна иметь собственное производство идентификационных документов, дабы не быть зависимой от какого-либо государства. С таким условием наш консорциум в рамках подготовки проекта паспортизации обратился к мировым лидерам в области высокотехнологичного производства — американской компании «Детакарт» и швейцарской «Трюб». И хотя наше условие было жестким — использование их технологий в сочетании с нашими должно быть только на предприятиях, которые находятся на территории Украины, — эти фирмы согласились на сотрудничество. С меморандумом и изложенными в нем целями мы ознакомили Совет национальной безопасности и обороны Украины. А получив предварительное согласие иностранных фирм, специализирующихся на производстве идентификационной документации, предложили правительственной делегации посетить Швейцарию и на месте проанализировать принципы, по которым работает эта система, с тем чтобы внедрить ее в Украине.

- Кто знакомился с зарубежным опытом?

- Правительственная делегация состояла из представителей СНБО, Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Департамента паспортизации. Члены делегации в Швейцарии посетили закрытые заводы, фабрики, ознакомились с полным циклом изготовления идентификационных документов. Со всеми элементами секретности, с соблюдением всех жестких условий. Замечу, что все фирмы, которые посетили украинские чиновники, частные, они не принадлежат государству! Но различные страны являются их заказчиками. По возвращении в Украину члены правительства, взвесив все за и против, приняли решение о проведении тендера на создание (не на поставку технологии или поставку элементов для производства) под ключ Единой государственной автоматизированной паспортной системы.

- Что значит под ключ?

- Это означает создание не только предприятия по изготовлению документации, но и пунктов по сбору информации, по состыковке этих пунктов с налоговыми органами, с пограничным контролем. Ведь когда вы, допустим, пересекаете границу, то предъявляете документ, удостоверяющий вашу личность. Соответствующая машина считывает с него информацию, которая поступает в базу данных. Таким образом документ функционирует. То есть это не книга, которую вы просто держите, это визитная электронная карточка.

«Евроинституты высоко оценили новые украинские документы»

- Условие достаточно серьезное…

- Более чем. Ведь был объявлен тендер — я хочу подчеркнуть! — не на поставку какой-то технологии за 18 или 20 миллионов, а на создание замкнутого цикла. Консорциум «ЕДАПС», в состав которого входит помимо прочих и СП «Голография», принял участие в этом тендере. Мы предложили на равных с государством правах, то есть 50 на 50, создать предприятие «Знак» для изготовления пластиковых основ и государственный персонализационный центр, на 100 процентов принадлежащий государству. Предложили в такой-то срок выпустить новый паспорт, отвечающий всем мировым стандартам. Назовите мне хоть одного украинского бизнесмена, который не приватизировал, а СОЗДАЛ с государством Украина на таких условиях предприятие! Вряд ли вы кого-то вспомните. Просто многие серьезные бизнесмены знают, сколь рискованно подобное начинание. А остальные просто устали постоянно отвечать на подозрения, мол, здесь не все так просто, альтруизмом в подобных мероприятиях и не пахнет, ему (бизнесмену) это просто выгодно. И если вы спросите меня, выгодно ли на самом деле заниматься паспортизацией, я скажу «да». Потому что бизнес предусматривает получение прибыли, а государство — доход в бюджет. Другого закона функционирования и того и другого никто не придумал.

Когда сегодня кто-то задает вопрос, сколько мы зарабатываем на голограммах, то я хочу сначала подчеркнуть, сколько государство получило — порядка 300 миллионов долларов! При этом ни копейки не вложив в этот проект. Ни в технологию, ни в заводы, ни в фабрики.

Что же касается паспортизации. Тендер на реализацию государственной комплексной программы по созданию Единой государственной автоматизированной паспортной системы и централизованного изготовления документов, удостоверяющих личность, мы выиграли. Сначала в кратчайшие сроки создали новые водительские удостоверения. Обратились в соответствующую комиссию Евросоюза с просьбой сертифицировать этот документ. Там просто рассмеялись: «Мы даже не будем с вами разговаривать, потому что Украина  — не член Евросоюза». На что мы сказали: «Да, Украина — не член Евросоюза, но мы сделали продукт, который полностью выполнен по всем европейским стандартам. Украина сегодня граничит с Евросоюзом, наши люди много путешествуют, и, дабы у них не возникали проблемы, мы хотим им вручить документ европейского образца». Евроинституты выдали нам сертификат, высоко оценив новые украинские водительские удостоверения.

- В Украине этот документ тоже оценили?

- Специалисты — да. Но не те, кто зарабатывал на выдаче неучтенных удостоверений. И началась кампания по их дискредитации. Ее инициаторами стали бизнесмены и околомилицейские чиновники, которые наживались на том, что завозили из Германии в чемоданах пластик для изготовления водительских удостоверений. Естественно, при таком положении дел ни о каком учете выданных документов говорить не приходится. Вот это и является ответом на вопрос, почему у нас так легко купить водительские права. Почему сегодня ни один чиновник не назовет точное количество выданных в Украине водительских удостоверений. И, наконец, почему началась атака на консорциум, начавший внедрение новых удостоверений. Атака с прежних позиций — с тех, с которых в свое время контрабандисты открыли фронт борьбы с голографическими защитными элементами на акцизных марках. Дескать, нельзя доверять такое дело частному предприятию. Ребята дорогие, государственный персонализационный центр создан государством! А консорциум лишь помог его быстро построить. Потому что общепринятый в мире принцип — бизнес работает с государством — разделяем. Как, впрочем, и другой. Если частный бизнес выполняет какие-то контракты для государства, тем более после выигранного тендера, то существует только один путь разорвать эти контракты. Через суд.

Увы, в Украине все по-другому. Сколько бы мы ни говорили о своем стремлении стать полноценными членами европейского сообщества, главного не усвоили. Нельзя только кричать «хочу!», надо еще и что-то делать для реализации этого желания. Пока у нас получается только отнимать и делить отнятое. Причем и в сфере частного бизнеса, и на государственном уровне. Лучший тому пример — история с внедрением паспорта нового образца, который был презентован в конце 2004 года практически одновременно с удостоверением водителя. Паспорт получил высочайшую оценку западных специалистов, его технические характеристики соответствуют всем современным требованиям Европейского Союза. Персонализированная поликарбонатная страница этого документа выполнена с помощью лазерной технологии, которая лидирует в мире, поскольку позволяет вести более эффективную борьбу с фальсификаторами идентификационных документов. К тому же новый паспорт содержит в электронной форме информацию о биометрических данных его владельца. А именно это новшество в обязательном порядке вводит Евросоюз в попытке максимально обезопасить своих граждан. Опять же, если мировое сообщество внедрит еще какие-либо ноу-хау, то разработанный консорциумом «ЕДАПС» документ, удостоверяющий личность гражданина Украины, настолько универсален, что может быть усовершенствован без изменения технологии его изготовления. Но нам, кажется, на самом деле в Евросоюз не надо. В нынешней Украине мало тех, кто не только говорит, но, главное, что-то делает для того, чтобы страна жила по стандартам западных демократий. Гораздо больше желающих нажиться.

Я — миллионер, я богатый человек. Я сегодня не приватизировал ничего в Украине. Структуры, инвестиционные фонды, с которыми я работал, проинвестировали в Украину более 60 миллионов долларов. По сути, мы создали Силиконовую долину под Киевом. А мне сегодня говорят: «Нет, это надо разрушить!»

- Каким образом разрушить?

- Насколько я знаю, в недрах МВД родилась идея возрождения старого паспорта по контрабандной технологии. Для реализации этой идеи Президенту, который вот уже полтора месяца только и говорит о европейском стремлении Украины, предложено отменить указы предыдущего главы государства, которыми с 1 января 2004 года внедрялись паспорта, созданные консорциумом «ЕДАПС» и сертифицированные структурами Евросоюза. Более того, то, что сейчас предлагает МВД в качестве нового документа, удостоверяющего личность, мало чем отличается от ныне действующих паспортов и вряд ли разрешит проблемы их владельцев, возникающие периодически на границах. Достаточно сказать, что фото в паспорт нового образца предлагается по-прежнему вклеивать, то есть использовать технологию, которая наиболее часто фальсифицируется.

Наверняка инициаторов не волнуют и вопросы создания новых рабочих мест для граждан Украины. Это ведь только Президент не устает повторять, что государство намерено ежегодно создавать не менее миллиона новых рабочих мест. А тем временем его недавние соратники по борьбе за власть решили на скорую руку сократить около 2 тысяч рабочих мест, созданных консорциумом «ЕДАПС» в рамках «паспортного» проекта.

Мы обратились к премьер-министру, председателю СБУ, министру внутренних дел с письмами практически одинакового содержания: прежде чем ВСЕ разрушить, ВСЕ сломать, может быть, стоит сначала хотя бы поинтересоваться перспективами проекта и его целесообразностью для государства, которое, не понеся никаких финансовых затрат, получило в свое распоряжение высокотехнологичное предприятие с уникальным оборудованием, предприятие, способное реализовать любой хай-тековский проект?