Події

«ненавижу ее, ведь она сделала меня убийцей! »

0:00 — 24 березня 2005 eye 414

41-летний винничанин, приговоренный к пожизненному заключению, во всех своих бедах обвиняет женщину, создавшую преступную группу, которая лишала жизни одиноких людей, чтобы завладеть их жильем

Рассмотрение в Апелляционном суде Винницкой области уголовного дела организованной преступной группы, члены которой лишили жизни четверых винничан, чтобы завладеть их жильем, вызвало в Виннице огромный резонанс. Многие жители областного центра не пропускали ни одного судебного заседания, выступали в качестве свидетелей. Последней жертвой преступников стала пенсионерка Клара Александрова. И кто бы мог подумать, что именно эту одинокую женщину, у которой не было никакой родни, а только знакомые — люди преклонного возраста, — так активно начнут искать после ее исчезновения…

«Если со мной что-то случится, никто об этом не узнает»

Клара Михайловна жила одна. После того как три года назад умерла ее старенькая мать, никого из родных у нее не осталось. Когда в декабре 2003 года 65-летняя пенсионерка вдруг исчезла, ее знакомые бросились звонить по больницам и моргам, заподозрив, что с ней могло случиться какое-то несчастье. Увы, выяснить что-либо им так и не удалось. Правда, одна из приятельниц Александровой вспомнила, что незадолго до исчезновения Клара Михайловна звонила с ее домашнего телефона в Санкт-Петербург, а после телефонного разговора мечтала о поездке в город на Неве. «Если поеду в Питер, — сказала тогда Александрова, — ключ от квартиры на время оставлю соседке, ведь дома останется кот, за которым надо присматривать». Впрочем, утверждала женщина, если бы Клара Михайловна действительно собралась уезжать куда-то, она бы известила об этом и ее, и других своих приятельниц. Еще одна знакомая пропавшей рассказала, что, когда виделась с Александровой в последний раз, та обещала заглянуть к ней на следующий день, но почему-то не пришла. Это ее удивило, ведь Клара Михайловна свои обещания всегда выполняла.

Узнав через некоторое время, что в квартире Клары Михайловны поселились посторонние люди, обеспокоенные старушки обратились в милицию. Они были убеждены: не могла Клара продать квартиру и уехать, не попрощавшись с ними! А одна из приятельниц Александровой вспомнила, как однажды Клара Михайловна печально обронила: мол, видимся редко, если со мной что-то случится, никто об этом не узнает…

Разыскивая Клару Александрову, оперативники Управления по борьбе с организованной преступностью УМВД Украины в Винницкой области выяснили, что однокомнатную квартиру пропавшей женщины продала новым жильцам 41-летняя винничанка Наталья Ленивкова, которая утверждала, что давно знает Александрову, иногда даже обращалась к ней за советом, ведь та слыла хорошим юристом. Наверное, Клара Михайловна уехала на родину, в Россию, иначе зачем бы ей понадобилось продавать свою квартиру в Виннице, предположила Ленивкова. Наталья, по ее же словам, купила у Александровой квартиру за 8100 долларов и собиралась в ней жить. Но потом передумала и продала жилье на 200 долларов дороже.

Однако оказалось, что подпись Александровой на генеральной доверенности на квартиру — поддельная. Более того, Наталья никогда не была знакома с Александровой и в Питер Клара Михайловна не уехала — несчастную женщину… убили.

41-летний Борис Величко, работник одного из частных столярных цехов, пришел в милицию и написал явку с повинной. «Совесть замучила»,  — объяснил он свой поступок оперативникам.

«По указанию Ленивковой я убил четверых людей, в том числе и Александрову, приятельницу моей матери, — признался Величко.  — Квартиры, принадлежавшие этим людям, Ленивкова продала, а частью вырученных денег поделилась со мной и другими сообщниками. Никакой пользы от этих денег мне не было. Ленивкова то одалживала их у меня, то отдавала, потом снова забирала. У нее было лишь одно на уме: как бы заполучить побольше денег. Ненавижу ее, ведь она сделала из меня убийцу!»

Вместе с Величко были задержаны и арестованы остальные члены организованной преступной группы — 36-летний таксист Варден Сихарулидзе, 26-летний Виктор Павлов, работавший вместе с Величко в столярном цеху, и кум Величко, 42-летний строитель Александр Цымбалюк. Они, как было установлено во время предварительного следствия, занимались транспортировкой и захоронением трупов.

«Зачем нужны такие люди — пьяницы, наркоманы?»

Первыми жертвами преступников стали «баловавшиеся» наркотиками братья Христичи  — приятели сына Ленивковой. Пообещав оплатить часть их огромного долга за коммунальные услуги, а также время от времени одалживая незначительные суммы денег одному из братьев Александру, Ленивкова вошла к нему в доверие. Молодой человек оформил на имя Ленивковой доверенность, согласно которой та могла распоряжаться всем его имуществом. С просьбой «убрать братьев» Ленивкова обратилась к давнему знакомому Борису Величко — иногда он помогал ей вытаскивать сына из разных сомнительных компаний. Предложив Христичам заняться строительными работами на даче, принадлежавшей родственнику Величко, злоумышленники заманили их в одно из сел под Винницей.

Рассказав, что именно нужно сделать на недостроенной даче, а также согласовав оплату, Ленивкова и Величко пригласили братьев к столу — выпить и закусить, чтобы «работалось легко и с удовольствием». Те охотно согласились. А когда после стаканчика-другого братья основательно опьянели, Величко ударил одного из них обухом топора по голове, а на второго бросился с ножом… Квартиру Христичей Ленивкова продала за девять тысяч долларов.

Приятелю таксиста Сихарулидзе Николаю Трачу злоумышленники предложили заняться ремонтными работами на той же даче и сторожить находящиеся там стройматериалы. Они украли у Трача паспорт, переклеили в нем фотографию и по этому документу оформили доверенность от его имени на некую Жанну, знакомую Ленивковой. Дальше действовали по уже отработанному сценарию: от удара топором в затылок несчастный потерял сознание, затем Величко задушил его электропроводом от настольной лампы. Поневоле ставшие свидетелями жестокого убийства Александр Цымбалюк и Виктор Павлов бросились к убийце, спрашивая, зачем он так жестоко расправился с Трачом. Но тот только зло процедил: зачем, мол, нужны такие люди — пьяницы, наркоманы, какая от них польза? И велел захоронить Трача, как и Христичей, прямо на территории дачи.

«Вскоре, встретившись с Величко в городе, — рассказывал Цымбалюк на суде, — я еще раз спросил, зачем он убил несчастного и меня втянул в криминальные дела. Он тяжело вздохнул и извинился: «Я не хотел, брат, так получилось, давай забудем!»

Как было установлено в судебном заседании, Клару Александрову (четвертую жертву преступной группы) Величко убил у нее дома, воспользовавшись моментом, когда женщина повернулась к нему спиной. Вынести труп из квартиры он не смог и снова обратился за помощью к Павлову и Цымбалюку.

Знакомые убитой рассказывали, что Бориса Величко Клара Михайловна знала с детских лет — она работала вместе с его матерью и дружила с ней.

Заметая следы, злоумышленники перезахоронили трупы на мусорной свалке

Узнав, что оперативники ищут пропавшую Александрову, Величко скомандовал своим подручным выкопать захороненные на территории дачи тела, упаковать их в целлофановые мешки и отвезти на мусорную свалку. Ранее на другую мусорную свалку было вывезено тело Александровой.

«Полностью признаю свою вину в содеянных мной тяжких преступлениях и раскаиваюсь! — утверждал Борис Величко на суде.  — Прошу учесть: если бы я не попал под влияние Ленивковой, никогда бы не смог поднять руку на человека! Поначалу она не говорила, что надо будет убивать! Имея намерение завладеть квартирой Христичей, лишь жаловалась, что эти наркоманы, если продадут кому-то свою квартиру, вырученные за нее деньги тут же и просадят, а ведь сама Ленивкова могла бы использовать их на благие цели! А через некоторое время, когда все бумаги, по которым Ленивкова могла распоряжаться их имуществом, были готовы, она решительно заявила, что Христичей надо «убрать»… А перед последующими убийствами, когда я пытался отказаться от них, она мне просто угрожала: «Ты у меня на крючке, и просто так соскочить не удастся!»

«Величко уговаривал меня всю вину взять на себя, — заявила Наталья Ленивкова, меняя свои показания, данные на предварительном следствии.  — Считал, что мне уже все равно. Видимо, имея в виду мою болезнь (во время расследования уголовного дела у Ленивковой было диагностировано онкологическое заболевание.  — Авт. ). О том, что Величко убил братьев Христичей, а также Трача и Александрову, мне не было известно. Как-то он передал мне паспорт Александровой, сообщив, что старушка умерла и ее опустевшую квартиру можно продать, а вырученными деньгами поделиться… Что касается жилья братьев Христичей, то в сделке с куплей-продажей их квартиры я выполняла лишь посреднические услуги. Кстати, особо и не удивлялась, что они, как бывало и раньше, не попадаются мне на глаза. Предположила, что их, наверное, задержали — они всегда имели проблемы с милицией. А о том, что их убили, узнала лишь после того, как меня задержали сотрудники УБОП. О Траче мне и вовсе ничего не известно — кто это такой? В общем, я ни в чем не виновата… »

Однако и во время расследования уголовного дела в областной прокуратуре, и в суде было собрано достаточно доказательств того, что Ленивкова являлась организатором этих жутких убийств. Именно она подыскивала одиноких людей с целью завладения их квартирами и обязывала членов группировки сообщать о таких «клиентах».

Комплексными судебными психолого-психиатрическими экспертизами установлено, что подсудимые Ленивкова, Величко, Сихарулидзе, Павлов и Цымбалюк не страдают психическими заболеваниями, которые могли бы мешать им осознавать свои действия.

- На протяжении нескольких месяцев Борис Величко, примерный семьянин, пользующийся уважением коллег по работе, хладнокровно убил четверых людей! — говорит следователь по особо важным делам прокуратуры Винницкой области Дмитрий Кубик.  — Кстати, и другие члены группировки характеризовались положительно по месту проживания и работы, ни один из них не был ранее судим. Что касается должностных лиц горисполкома и других должностных лиц, принимавших участие в операциях по приватизации жилья, а также его купле-продаже, было установлено, что никаких нарушений закона они не допустили и в сговоре с преступниками не были. А люди, купившие квартиры, не знали, что с предыдущими хозяевами квартир жестоко расправились преступники. Поскольку у Александровой и Христичей родственников не было, то никто и не претендует на их квартиры, а проживающая в Харькове дочь Трача, на протяжении многих лет не поддерживавшая отношений с отцом, заявила, что материальных претензий к новым жильцам не имеет. Если же со временем и возникнут какие-либо споры насчет того, правомерно ли новые жильцы занимают эти квартиры, эти вопросы должны будут решаться в суде.

Раскаявшийся Величко осужден к пожизненному заключению с конфискацией имущества. Так и не признавшая свою вину в организации кровавых злодеяний Ленивкова приговорена к пятнадцати годам лишения свободы с конфискацией имущества — ее неизлечимое заболевание суд расценил как смягчающее обстоятельство. Сихарулидзе приговорен к двенадцати годам лишения свободы, Павлов — к десяти, Цымбалюк — к трем.

Приговор может быть обжалован подсудимыми и их адвокатами в Верховном суде Украины в установленном законом порядке.