Проведение в Киеве международного конкурса «Евровидение-2005», безусловно, значительно подняло статус Украины в глазах мирового сообщества. Вместе с тем яркое и важное для нашей страны событие вскрыло и ряд проблем в сфере столь долго «оставляемого на потом» европейского имиджа Украины. В связи с этим специалисты утверждают, что повышенный интерес к нашей стране, который наблюдается в последнее время за рубежом, может выступить в роли катализатора развития гостиничного бизнеса как одной из основных составляющих образа радушной и гостеприимной Украины. Причем как в отношении организации пятизвездочных «оазисов повышенного комфорта», так и формирования сетей недорогих «хостелей» не только в Киеве, но также в Крыму и Карпатах. Неплохие перспективы видят эксперты и для трех-, четырехзвездочных гостиниц экономкласса. Если доверять опыту стран Центральной и Восточной Европы, спрос на услуги в данном ценовом и сервисном сегменте формируется ускоренными темпами как раз в период экономического подъема и повышенной деловой активности.
Не воспользоваться благоприятно складывающейся ситуацией было бы стратегической ошибкой и для государственных мужей, и для отечественных бизнесменов, понимающих выгодность отельного бизнеса. Сегодня лучшее время, чтобы на ниве легального и качественного отельного бизнеса избавиться от принадлежащих нашему государству сомнительных лавров европейского аутсайдера. Сразу предупредим, что речь идет об украинских городах, а не об одном Киеве, где положение дел, естественно, на порядок лучше, чем в областных центрах.
Однако уровень гостиничного сервиса оценивается не только по столице, но прежде всего по тому, может ли клиент рассчитывать на европейские стандарты обслуживания в том городе, где он намерен вести свои дела.
По официальным данным, в 2003 году из шести миллионов туристов, посетивших Украину, только каждый десятый(!) воспользовался услугами гостиниц. А о качестве этих услуг говорит тот факт, что около 80 процентов номеров нуждается в обновлении. Заметим попутно, что достаточно распространенные среди наших сограждан представления о том, что комфорт начинается с трех звездочек, весьма далеки от истины. Согласно Межгосударственному стандарту туристическо-экскурсионного обслуживания, даже к однозвездочному временному пристанищу предъявляются требования, которые многим жителям Украины могут показаться запредельными. Например, автостоянка, лифт в здании, имеющем более трех этажей
Причины столь плачевного состояния отрасли, которая способна обеспечить значительное пополнение государственной казны, а в некоторых случаях буквально кормит отдельные государства, лежат на поверхности. Несовершенное законодательство, низкий уровень жизни, слабо пульсирующая деловая активность и, наконец, проблемы с гарантиями защиты инвестиций. Последнее обстоятельство весьма существенно, так как для гостиничного бизнеса необходимы «длинные» капиталовложения. Минимальный срок окупаемости проекта в десятки миллионов долларов — около семи лет, средний — до 12. Все эти факторы вместе взятые привели к тому, что мы оказались единственной страной Старого Света, в которой пока не представлены такие всемирно известные гостиничные сети, как «Хилтон», «Мариотт», «Шератон» или «Accor».
Западные гранды пока присматриваются к Украине. Самые смелые среди них, судя по отдельным сообщениям, выражают готовность к запуску «пилотных» проектов. Однако придут они не на девственно чистую территорию. Мы уже имеем первопроходца, рискнувшего сделать первое капитальное вложение десять лет назад, когда была куплена гостиница «Украина». Речь идет о компании «Premier International», которой принадлежит пока единственная в нашей стране гостиничная сеть «Premier Hotels». Сегодня в нее входят три гостиницы — «Премьер Палас» в Киеве, «Ореанда» в Ялте и «Днестр» во Львове. И, судя по заявлениям владельца компании — известного российского бизнесмена Александра Бабакова, останавливаться на достигнутом пионеры сетевого гостиничного бизнеса не собираются.
По его мнению, сегодня в Украине сформировались все необходимые условия для ускоренного развития данной сферы обслуживания. Во-первых, экономический рост начал сказываться на увеличении платежеспособности населения и повышении деловой активности, благодаря чему расширяется легальная сфера оказания услуг. Причем уже не только в столице, но и в регионах, что превращает гостиничный бизнес в высокорентабельный. Во-вторых, компанией накоплен необходимый опыт и сформирован высококвалифицированный штат сотрудников и управленцев. Взяв в процессе обучения все лучшее у мировых сетевых агентств, «премьеры» уже сами предоставляют консалтинговые услуги и готовят персонал для других гостиниц через дочернее предприятие «Premier Hospitality Consulting». И в-третьих, реализация провозглашенного новыми Президентом и правительством курса на создание прозрачных и стабильных правил игры в сфере бизнеса должна предоставить искомые гарантии для защиты долговременных инвестиций.
Так что, согласно прогнозам г-на Бабакова, Украину в ближайшем десятилетии действительно ожидают гостиничный бум и неизбежное обострение конкуренции в этой сфере бизнеса. Однако в итоге, по его мнению, в выигрыше окажутся все: и государство, получающее налоги, и предприниматели, подсчитывающие прибыли, и потребители, получающие качественное обслуживание, соответствующее высоким мировым стандартам. Что и говорить, хочется убедиться воочию.