Світ

Известный телеведущий матвей ганапольский: «я едва не споткнулся о ногу смертницы, взорвавшей себя у станции метро «рижская»

0:00 — 2 вересня 2004 eye 623

Вечером 31 августа в Москве был совершен теракт, ответственность за который взяло на себя подразделение «Аль-Каиды», ранее заявившее о своей причастности к взрывам российских самолетов Ту-154 и Ту-134. А утром 1 сентября чеченские боевики захватили в заложники 500 человек в школе североосетинского города Беслан

Вчера, в первый день нового учебного года, вся Москва со страхом ждала очередного взрыва. За неделю в российской столице были совершены четыре теракта: взрыв на остановке на Каширском шоссе, гибель самолетов Ту-154 и Ту-134, вылетевших из аэропорта «Домодедово» и взрыв у входа в станцию метро «Рижская», который прогремел вечером 31 августа. Федеральная служба безопасности России считает, что все эти теракты были организованы одной группой. По данным, собранным российскими спецслужбами, в середине августа в Москву приехали пять террористок-смертниц из Чечни. Три из них уже выполнили свои задания -- самолеты и взрыв у метро. Две еще где-то скрываются. Поэтому вероятность новых терактов в столице России крайне высока. Все уже совершенные объединены в одно уголовное дело по статье «Терроризм».

Президент России Владимир Путин во время встречи с президентом Франции Жаком Шираком и канцлером Германии Герхардом Шредером в Сочи заявил, что инициатором и спонсором этих терактов является организация Усамы бен Ладена «Аль-Каида», которая использует чеченских сепаратистов в своих целях.

Террористка планировала взорвать бомбу, начиненную болтами, гайками и гвоздями, в толпе пассажиров на перроне метрополитена

Вчера непосредственную ответственность за взрыв у метро «Рижская» взяла на себя арабская группировка «Бригады Исламбули», которая уже заявляла о своей причастности к гибели Ту-154 и Ту-134. Напомним, что в распространенном через Интернет письме руководство этого подразделения «Аль-Каиды» предупредило о волне террора, которая захлестнет Россию, виновную в массовых убийствах мусульман в Чечне.

Исходя из сообщений российских и западных информагентств события на станции «Рижская» развивались следующим образом. Террористка, личность которой в настоящее время устанавливается, планировала взорвать бомбу, начиненную болтами, гайками и гвоздями, на подземном перроне в толпе пассажиров метрополитена. Однако женщина обратила внимание на усиленные патрули милиции. Она испугалась, что ей могут помешать осуществить задуманное, и привела взрывное устройство в действие у входа на станцию на оживленном пятачке между торговыми павильонами и универмагом «Крестовский». Террористку разорвало на части. По предварительным данным, мощность бомбы в тротиловом эквиваленте составляла два килограмма! На месте взрыва нашли несколько фрагментов женского тела, в том числе оторванную ногу. Следователи считают, что это все, что осталось от смертницы.

Взрывной волной искорежило три автомобиля, припаркованных у «Рижской». Начинка бомбы разлетелась в разные стороны, поражая всех и вся вокруг. В результате взрыва восемь человек погибли на месте, двое скончались позже в больнице. Более 50 человек, включая детей, получили ранения различной степени тяжести, 36 из пострадавших госпитализированы. Есть сведения о пропавших без вести. Их ищут родственники и знакомые. Действуют специальные «горячие» линии, по которым можно узнать самую свежую информацию о жертвах теракта.

«Человека, попавшего в поле действия взрыва, будто разделили на две части: одна нормальная, с целой одеждой, другая обезображена, окровавлена… »

Очевидцем взрыва у станции метро стал известный журналист и телеведущий Матвей Ганапольский. О своих впечатлениях он рассказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы»:

«В 20. 05 я проезжал на машине по проспекту Мира в сторону Рижского вокзала. Приблизительно за 30 метров до въезда на площадь раздался громкий хлопок, и автомобиль сильно качнуло. Окна у меня были закрыты. И хотя вокруг вроде ничего не изменилось, я понял, что произошел взрыв. Со стороны метро «Рижская» увидел клуб дыма: Через три минуты я был уже точно напротив этого места. Между круглым зданием метро и универмагом «Крестовский» возник сильный пожар. Рядом была возможность припарковать машину. Сначала решил, что взорвали какой-то автомобиль на стоянке или киоск. Потом понял, что ошибаюсь. Пламя было достаточно высокое -- метра три-четыре.

На стоянке горели две машины -- иномарка и «пятерка» «Жигули». На земле лежали люди. Человек шесть. Это были мертвецы. Окровавленные, но живые полулежали-полусидели чуть поодаль. Думаю, с момента взрыва прошло около семи минут. Я уже стоял рядом с жертвами, когда вовсю заревели сирены, раздались сигналы карет скорой помощи. Поражаюсь, как им удалось проехать так быстро: на улицах был полнейший затор.

К раненым подбегали люди, пытались сделать искусственное дыхание, массаж сердца. Некоторые склонялись над трупами, но, увидев растекшиеся лужи крови, отходили.

Я сначала подумал, что взрывчатка была в одной из машин. Но потом обратил внимание, что ни один из искореженных автомобилей не был разворочен изнутри. Потом услышал заявление Юрия Лужкова (мэр Москвы. -- Ред. ), что бомбу взорвала смертница. Он сказал, что на месте взрыва нашли женскую ногу. Это я понимаю. Там можно было и не одну ногу найти, такое творилось. Я сам едва не споткнулся об оторванную ногу. Может, это и была нога террористки. Но на одежде же не написано, что это смертница. Разве что у них колготки одинаковые…

Чуть позже появились сотрудники ФСБ. Они опрашивали свидетелей. Те говорили, что на стоянке было много автомобилей. «Пятерке», о которой я уже рассказывал, негде было припарковаться. Водитель просил тех, кто уже стоял, подвинуться. И другие дали ему место. Но вот что удивительно, когда я появился, на стоянке стояли только два автомобиля — эта самая «пятерка» и иномарка. Куда делись остальные, мне непонятно. Не могли же они так быстро разъехаться!

Убитых несли на подстилках-одеялах и складывали в машины скорой помощи. Раненых клали на носилки. Я впервые увидел людей, попавших в поле действия взрыва. Человека будто разделили на две части. Одна часть нормальная, с целой одеждой. Другая обезображена, окровавлена, одежда разодрана в клочья. Запомнилась одна женщина. У нее была такая пышная прическа, какие носили в 70-е годы. Так у нее сгорела половина волос!

Признаюсь честно, что ощущения у меня были двоякими. Во-первых, мне было страшно за себя. Я все поглядывал вокруг, боясь следующего взрыва. Ведь террористы такое практикуют. Они знают, что после первого взрыва сбегаются люди. И могут приготовить ловушку -- вторую бомбу. Во-вторых, среди тел погибших и раненых бегали фотокорреспонденты, не обращая внимания на жертв. И я -- журналист -- поймал себя на мысли, что моим коллегам настолько не жалко этих несчастных, которые шли куда-то по своим делам и которых смерть застигла на месте, что они об этом даже не думают. И я понял, что жизнь приучила нас к этому. Мы свыклись с террором… »

В Северную Осетию для переговоров с боевиками отправился доктор Леонид Рошаль, принимавший участие в спасении заложников на Дубровке в Москве

Вчера утром в североосетинском городе Беслан группа террористов, проникшая в республику из Чечни со стороны Ингушетии, захватила одну из местных школ. В заложниках у боевиков оказались по меньшей мере 500 человек, и 200 из них — дети. Нападение было совершено сразу после окончания торжественной линейки. Прозвучал первый звонок, и учителя стали разводить школьников и родителей по классам на традиционный урок мира. Тут и появились во дворе школы вооруженные бандиты…

Очевидцы рассказывали вчера, что террористы под дулом автоматов согнали заложников в спортзал, со стороны школы все время раздавались выстрелы. Боевики заминировали подходы к зданию. На одной из мин подорвалась корова. Когда школу окружила милиция и сотрудники ФСБ, боевики передали им записку с коротким словом «Ждите!» и видеокассету со своими требованиями. Они хотят, чтобы власти освободили всех, кто был задержан после ночного рейда боевиков по Ингушетии 22 июня. В противном случае террористы грозят взорвать школу вместе с заложниками. Они согласны вести переговоры через парламентеров, чьи имена назвали сами. Это президент Северной Осетии Александр Дзасохов, президент Ингушетии Мурат Зязиков и детский врач Леонид Рошаль. Напомним, что Рошаль принимал активное участие в спасении заложников на Дубровке в Москве осенью 2002 года. Как сообщили «ФАКТАМ» в приемной доктора Рошаля, он срочно вылетел в Северную Осетию для переговоров с террористами. Милиция попыталась направить к школе своих парламентеров, но боевики встретили посланцев автоматными очередями.

Террористы выставили в окнах здания учащихся младших классов, чтобы предотвратить попытку штурма. Известно, что часть учеников смогли убежать от боевиков. Еще во время захвата школы дети — около 50 человек -- спрятались в котельной, а потом вышли к милиционерам. Есть сообщения о том, что среди террористов видели несколько женщин, одетых в черное. По всей видимости, это смертницы. Всего же в группе насчитывается до 40 человек. Однако представители правоохранительных органов утверждают, что отряд, захвативший школу, состоит из 17 боевиков.

P. S. Когда верстался номер, стало известно, что во время захвата школы в Беслане погибли от трех до семи человек. Один из их — террорист, остальные — гражданские лица. ФСБ сообщает о трех погибших, а в местной городской больнице вывешены списки, где указаны семь фамилий. Кроме того, более десяти человек получили ранения. Боевики заявили, что будут расстреливать по 50 учеников за каждого убитого своего товарища и по 20 за каждого раненого.