Культура та мистецтво

Пауло коэльо: «когда я был хиппи, проехал от нью-йорка до перу, имея в кармане всего 200 долларов. За эти деньги ел, спал и… Любил»

0:00 — 17 вересня 2004 eye 688

Побывав в Украине, знаменитый бразильский писатель признался, что наша страна могла бы стать его домом

Путь от Киевской городской администрации до гостиницы «Днепр» Пауло Коэльо одолел пешком. В сопровождении свиты сотрудников Бразильского посольства, издательства «София» и десятка фотографов. Большинство прохожих не узнали в невысоком седовласом человеке самого знаменитого писателя современности. А те, кто все же догадался, что перед ними, заложив руку в карман брюк, сам мэтр, восторженно восклицали: «Да это же Коэльо!» Некоторые даже решались взять автограф. Коэльо никому не отказывал, оставляя свою размашистую роспись, лишь чуть-чуть замедляя шаг. Ему явно нравилось происходящее…

В Киеве писатель появился в костюме черного цвета и с платиновым кольцом

«Колонна» во главе со знаменитостью прошествовала в подземный переход на площади Незалежности. Похоже, Коэльо ничуть не смутила ни толчея возле метро, ни множество просящих милостыню. Увидев продавщиц цветов, он на минуту остановился, с интересом вглядываясь в лица женщин. Опять оказавшись на улице, Пауло умиротворенно посмотрел на жаркое солнце и, скинув черный пиджак, по-мальчишески перекинул его через плечо. Его темную майку украшал маленький значок -- изображение украинского флага. Дойдя до гостиницы, Коэльо мило со всеми распрощался, дал напоследок еще пару автографов, одарил провожавших белоснежной улыбкой и… был таков. Уф! Ну наконец-то и Украина познакомилась с одиозной фигурой самого загадочного и непредсказуемого писателя современности. В жизни Коэльо было практически все: трижды он сидел в «психушке», где его подвергали жестоким пыткам, побывал в тюрьме, хипповал, был членом католического ордена RAM. Его четвертая жена -- бразильская художница Кристина Ойтисика. Детей у Коэльо нет…

Последний роман Пауло Коэльо «Одиннадцать минут», рассказывающий о любви проститутки и художника, теперь издан и на украинском языке. Такое произойдет практически со всеми бестселлерами бразильского писателя, начиная с «Алхимика». Более того. Пауло Коэльо пообещал, что теперь будет частым гостем в Украине. А Киев назвал одним из самых красивых городов мира, добавив: «Вместе с Рио-де-Жанейро… »

На пресс-конференцию в здание столичной мэрии Коэльо приехал на черном джипе. Мэтр был в костюме любимого черного цвета. Левую кисть украшало платиновое кольцо, на шее красовалась внушительных размеров цепь. Аудиенция у Александра Омельченко закончилась вручением подарков. Коэльо подписал мэру Киева свою книгу, тот в свою очередь вручил ему фотоальбом «Киев» и маленькую копию памятника основателям столицы -- братьям Кию, Щеку, Хориву и сестре их Лыбидь.

Об изменчивом характере бразильского писателя журналистов предупредили еще до его визита в Киев. Захочет -- будет говорить с журналистами. Нет -- не обессудьте. И началось… Коэльо то соглашался давать эксклюзивные интервью печатным изданиям, то нет. Увы, в конце концов всем отказал, выбрав для общения лишь два украинских телеканала. Но, чтобы никому не было обидно, устроил пресс-конференцию, закончившуюся бурными аплодисментами и раздачей автографов.

Коэльо был приветлив, но сдержан. Сразу ледяным тоном заявил, что каждый журналист имеет право задать ему всего один вопрос. Сказал -- как отрезал. Никому и в голову не пришло что-либо возразить…

«Я никогда не был счастлив… »

-- Вы счастливы?

-- Я никогда в жизни не был счастлив. Вообще счастье -- это момент, когда доходишь до точки и уже ничего не хочется. А радость предполагает борьбу, стремление к победе. Скорее я рад, чем счастлив. Для меня счастье похоже на воскресный вечер, когда уже нечего делать…

-- Существует мнение, что вы нарушаете все известные в миру табу.

-- Ни в коем случае не делаю этого! Я лишь говорю о том, что надо пытаться быть другим. Отличным от всех. Наверное, разобраться с собой просто, но тяжело согласиться с тем, что решения, принимаемые в жизни, в наших руках. Чаще всего именно об этом мои книги.

-- Есть ли у ваших героев национальность?

-- Я и сам не знаю. На самом деле я никогда не планирую написать книгу. Мои книги -- продукт моей жизни, моей истории. Не мог и предположить, что напишу о Словении в «Веронике решила умереть… », не думал, что напишу о Казахстане… Уверен, что, находясь в Украине, увезу отсюда очень много мыслей. Кстати, я согласился написать пять статей об Украине для нескольких международных изданий (известно, что Коэльо сотрудничает с бразильской газетой «О Глобо», итальянской «Коррьере делла Сера», испанской «Эль Семаналь», немецкой «Велт ам Зоннтаг»). Но одно могу уже сказать с уверенностью: Украина уже написала свою книгу в моей душе.

-- Известность вас не тяготит?

-- Для писателя быть известным -- абстрактное понятие. Я же не кинозвезда, не известный певец. Но я знаю, что у меня около 200 миллионов читателей, в этом, наверное, и состоит моя известность. Слава Богу, ее обратную сторону, когда она начинает давить, до сих пор удавалось избегать.

-- Вы могли представить себе успех, выпавший на долю первой же вашей книги?

-- Честно сказать, я не знал, что будет с моими первыми книгами. В том числе и с «Алхимиком». Теперь каждый раз, когда начинаю новую книгу, возвращаюсь к первым романам. И пытаюсь вести разговор с единственным человеком, которого я по-настоящему знаю, -- самим собой. Поэтому каждая книга для меня -- процесс самопознания…

-- Каким будет ваш следующий роман?

-- Процесс создания книг мне и самому непонятен. Это все равно, что вы берете лодку и решаете плыть к какому-то берегу. Но вдруг появляется ветер, и вас несет в другую сторону место. Я пишу, основываясь на собственных ощущениях.

-- Так же писал и Хемингуэй.

-- Существует два типа писателей. Один -- как Джеймс Джойс, который использовал механизмы внутренних открытий. И Хемингуэй, предпочитавший переживать определенный опыт до того, как начал писать. Я пишу о том, что уже прочувствовал. Но не всегда именно в ТОМ виде. Например, «Алхимик» -- это моя жизнь. Я -- пастырь, который смог обо всем написать, используя метафоры.

«Я всегда был миллионером»

-- Что в этой жизни человеку стоит менять? Над чем трудиться?

-- Испанский философ Ортега Гарсиа говорил, что я -- это я и мои обстоятельства. В течение многих лет мы видели утопию -- пытались менять общество, для того чтобы потом изменить индивидуальность. По-моему, вы уже жили в эту эпоху. Я думаю, сегодня, изменяя себя, мы хотим сделать так, чтобы люди вокруг нас почувствовали себя комфортнее, стали радостнее. Никто не может быть счастливым отдельно от остальных. Всегда хочется поделиться своей радостью. Поэтому, изменяя что-то внутри себя, мы задеваем все то, что находится вокруг нас. Это не эгоизм -- просто передача энергии.

-- Во что вы вкладываете свои миллионные доходы?

-- Я всегда был миллионером! Когда я был хиппи, то проехал из Нью-Йорка до Перу с 200 долларами в кармане. Ел, спал и любил за эти деньги. Поэтому для меня речь идет не о количестве денег, а лишь о том, как эти деньги использовать. Я всегда мечтал зарабатывать для того, чтобы путешествовать. Во мне все еще живет душа хиппи. Сегодня я путешествую бесплатно, меня часто приглашают. В Бразилии у меня есть благотворительный фонд, который заботится о 430 детях и 50 пожилых людях. Я не могу изменить свое государство или район, в котором живу, но могу попытаться изменить что-то на своей улице. Например, помочь нуждающимся детям.

-- Известно, что вы открыли сайт в Интернете, где исполняете чуть ли не все желания детей…

-- Я, действительно, получаю до 500 посланий по Интернету в день. Многие от детей. Самому их прочесть невозможно. У меня есть четверо помощников. Теперь, наверное, мне будут приходить письма и из Украины. Я вообще за Интернет. Там можно встретить две мои книги, попавшие в сеть бесплатно. Так мы можем общаться без границ. Человек должен стремиться найти себе подобного.

-- Поэтому вы так часто путешествуете?

-- И для этого тоже. На самом деле, я приехал сюда не для того, чтобы продавать книгу. Слава Богу, с ней все в порядке. Просто я хочу узнать вашу страну, народ, который является частью души мира. Хочу побродить по вашим улицам, посидеть на остановках, в барах. Можете быть уверены: если однажды в киевском баре вы увидите меня, не думайте, что обознались.

-- Узнать бы, где находится этот бар…

-- Ищите… В нас генетически заложено желание путешествие. Это длится тысячелетиями. Так мы обогащаем наш внутренний мир. Я не понимаю просто туризма. Путешествовать -- значит быть открытым для неожиданностей. На самом деле мы путешествуем каждый день -- из дома на работу или в школу, к несчастью, не замечая происходящего вокруг нас. Мы слишком привыкли к обыденной жизни. К тому же, мама нас с детства учит: «Не говори с незнакомыми… » И мы никак не обогащаемся. Нужно выйти из своего комфортного мира и подвергнуть себя определенному риску. Это очень важно…

-- В какой стране вы чувствуете себя дома?

-- Человек, который любит приключения и путешествия, чувствует себя дома в любом месте. Приехав в Украину, где ко мне относятся с нежностью и вниманием, я начинаю чувствовать себя здесь как дома. Спасибо вам за это…

Кое-что из жизненных тезисов Пауло Коэльо:

Все люди разные и должны делать все, чтобы таковыми оставаться.

У каждого свое Личное предназначение в жизни, поэтому человек живет в мире. Оно вдохновляет и определяет его поступки.

Человек имеет право на удовольствие, оно понимается человеком по-своему, и неважно, какой смысл в него вкладывают другие.

Каждый человек должен хранить внутри себя священный огонь безумия, а вести себя должен, как нормальный человек.

Мы провозглашаем разрушение стены, отделяющей святое от мирского. Отныне и навсегда свято все.

Все, что происходит в настоящем, воздействует на будущее и является искуплением прошлого.

P. S. Вчера в Львовском оперном театре Пауло Коэльо открыл II Форум издателей и дал четырехчасовую автограф-сессию. Вечером в честь знаменитого гостя был организован пышный прием, а сегодня бразилец решил пойти на львовский концерт гуру русского рока Бориса Гребенщикова. Возможно, два философа смогут пообщаться наедине… В субботу Коэльо возвратится в Киев. Он хочет совершить экскурсию по городу, побывать в Киево-Печерской Лавре и Софии. Кстати, именно там мэтру должны вручить орден «Святая София».