Украинский дизайнер Александр Моняк успевает не только создавать моду, но и уделять время своему маленькому хобби, которое вполне соответствует его профессии. Он «наперсточник» -- в том смысле, что собирает наперстки. Да не простые, а особенные: есть у Александра эти штучки из серебра, финифти, фарфора и хрусталя, причем со всякими диковинными рисунками, гербами и необычной формы.
Ряд фарфоровых наперстков горделиво носит на себе гербы и характерные пейзажи городов и стран-родителей. Есть тут аристократичный варшавский «отпрыск», множество парижских с соборами Нотр-Дам и Сакре-Кер, лондонский в форме Тауэра, японский с ярким карпом, выполненным в эмали. Деревянные наперстки, украшенные рыбками, привезены с Мальдив, отдает древностью «египтянин» из желтого металла. Хрустальный венгерский похож на хрупкую рюмку. Серебряный «понтовитый» наперсток всем своим видом показывает, что он от Версаче. А вот изделие из финифти с эмалированной макушкой вообще не функционально: нет ямочек для упора иглы. Есть в коллекции массивный наперсток, над которым нависает голова барана с инкрустированным аметистом. Такие вещи существуют просто для красоты. Эстетство в чистом виде.
Начало коллекции, которая насчитывает около сотни уникальных экземпляров, положил первый парижский наперсток, который Моняк купил в качестве символа: рожденный в столице моды, он должен был приносить успех в делах дизайнерских. Но до этого Александр уже имел дело с этим предметом, когда занимался ручным шитьем -- в основном гэдээровскими пластиковыми наперстками. А собирать начал для коллекции. Потому что в портняжном деле лично Моняку работать с ними неудобно.
-- Наперсток обладает древней родословной, -- рассказывает Александр Моняк. -- Первое упоминание о нем относится к первому тысячелетию нашей эры: оказывается, им пользовались еще швеи в Константинополе. Из Малой Азии наперстки постепенно стали распространяться на Запад. В Европе эта новинка впервые появилась в Германии и Франции в XV веке.
Тогда «макушки» или «шапки» наперстков делались из самых разных твердых материалов. На них, как и сейчас, были мелкие ячейки, чтобы игла не соскальзывала на палец. Но в ход шли даже кожа и плотные слои шелка. Были приспособления в виде особых колец, которые надевались на первый сустав среднего пальца правой руки.
Потом в Европе научились штамповать металл -- и появились дешевые наперстки. Фабричное производство наладили в 1824 году, стали гравировать на них названия фирм. Но для эстетики мастера продолжают создавать дорогие изделия из золота, серебра, слоновой кости. Особо популярны среди коллекционеров фарфоровые наперстки с пасторальными картинками. Стоят они очень дорого -- несколько тысяч долларов за единицу. С изобретением швейной машинки популярность наперстка резко упала, но он до сих пор жив благодаря ручному шитью и высокой моде.