Массовой закупке таких машин для коммунальных нужд воспротивились шоферы, так как из электромобиля технически невозможно сливать топливо
Профессор Виктор Борисович Павлов изобретает электромобили уже лет двадцать. Его лаборатория, принадлежащая Институту электродинамики НАН Украины так и называется -- «Лаборатория электромобилей». На машинах, которые создал вместе с коллегами профессор, перекатались все прошлые украинские премьеры. Опробовал «Электро-Таврию» и Леонид Кучма, посещавший выставку научных достижений. Профессор думал покатать Президента Украины, но Леонид Данилович взял да и сам уселся за руль. Надавил на газ
-- О! Не едет!.. -- удивился Президент.
Тут профессор нажал тумблер, и машина рванула с места. Леонид Данилович мигом освоился с управлением и лихо закрутил рулем. Замелькали выставленные вдоль дорожек ВДНХ милиционеры.
-- Куда ехать? -- то и дело спрашивал Леонид Данилович.
-- Прямо, -- отвечал профессор, и сам-то толком не зная куда
Не на шутку встревоженная охрана Президента тем временем вскочила в «БМВ» и догнала «беглецов» почти у самых ворот выставки.
-- А Пустовойтенко в машину сесть не решился, -- грустно сказал Виктор Борисович Павлов. -- Вообще, за исключением Президента, всех, кто машину осматривал, сразу снимали с должности. Думали поднять экологическое сознание нашей элиты и повезти электроцикл (электрический мотоцикл. -- Авт. ) на дачу Лазаренко. Но потом у Павла Ивановича начались проблемы Сейчас хотим показать аппарат Виктору Януковичу.
По замыслу профессора, электромобили в первую очередь предназначались для пансионатов, домов отдыха, гаражей госучреждений. Но в массовое производство украинские машины на электротяге так и не попали: Виктор Борисович говорит, что они разрушают вековые устои работы наших шоферов, искореняя слив дармового бензина и «грачевание» -- нелегальный таксистский промысел. Электромобиль ведь рассчитан на определенный пробег в течение дня -- больше на нем не проедешь. Да и электричество по сравнению с бензином намного дешевле. Какой смысл его воровать? Короче говоря, ноу-хау могло вызвать ненужную социальную напряженность в широких водительских массах. И власти приняли правильное решение -- не рисковать.
Профессору Павлову осталось лишь уповать на истощение всемирных запасов нефти, подорожание бензина или хотя бы на серьезный экологический кризис. Вот тогда Родина вспомнит своих героев -- кинется к Виктору Борисовичу: спасай, мол, дорогой товарищ ученый, положение!
А тут подскочили цены на бензин. Правда, они еще далеки от европейских (в странах ЕС цена 95-го бензина в среднем колеблется от одного до двух евро -- то есть от 6 до 12 гривен за литр топлива). И тем не менее об электромобилях Павлова неожиданно вспомнили. Оказалось, что за время вынужденного «забвения» ученый времени даром не терял и «Таврию» на электротяге неутомимо совершенствовал. В частности, добавил тормоза, умеющие возвращать аккумуляторам часть энергии.
-- Если садятся батарейки и приходится тащить машину на буксире, я всегда жму на тормоз, -- говорит профессор. -- Это чтобы аккумуляторы подзаряжались. Водители ругаются: вы что, ребята, издеваетесь?..
А совсем недавно профессор с помощниками загнал в багажник машины маленький итальянский бензиновый движок от переносной электростанции. В критических ситуациях (например, зимой от холода сели аккумуляторы) моторчик включается -- подает энергию на электродвигатель и подзаряжает аккумуляторы. Также он добавляет машине мощности за городом, когда приходится ехать по трассе с большой скоростью.
В институтском гараже у Павлова стоят две уникальные, единственные в своем роде «Таврии»: одна -- чисто электрическая (ее себестоимость чуть больше 5 тысяч долларов), другая -- гибридная (около 6 тысяч), которая ездит и на бензине, и на электричестве одновременно. Для создания гибрида было несколько причин. Во-первых, следовало бы отчасти утереть нос японцам, производящим свою «Тойоту-Приус» -- первый серийный гибридный автомобиль. Во-вторых, разработками профессора заинтересовался Евросоюз, согласившийся финансировать лабораторию Павлова. В-третьих, время показало, что окончательный переход на электромобили будет происходить постепенно -- через машины-гибриды. Расходы на эксплуатацию э-мобиля раз в десять меньше, чем на обычную машину. Электромотор гораздо проще и надежнее бензинового двигателя, и служит он гораздо дольше, чем кузов и все остальные детали. Но вот запас хода у машины небольшой: пробегав за день километров 60--80 по городу (этого вполне достаточно, чтобы съездить на работу, в магазин и обратно), «Таврию» на восемь часов придется «воткнуть в розетку». И только съев 15 киловатт электричества (около двух гривен), машина вновь будет готова к работе. Гибрид же позволяет не привязываться к батарейкам. Подзаряжая их бензиновым движком, спрятанным в багажнике, можно проехать почти тысячу километров. Но это тоже не снимает главную проблему электромобилей. Беда в том, что вся экономия, все расчеты летят к чертям, когда речь заходит о стоимости замены аккумуляторов. Самые дешевые батарейки (а их для «Таврии» профессора необходимо десять) стоят около 2 тысяч долларов. Хватит их года на три -- примерно на 30 тысяч километров пробега. Потом придется покупать новые.
Но, несмотря ни на что, ездить на «Электро-Таврии» -- одно удовольствие. С места машина трогается очень резво и совершенно бесшумно. Лишь на большой скорости она тихонько гудит, как маленький троллейбус. Скорости в ней всего две -- так что автомобиль получается с автоматической коробкой передач.
Бесшумность профессорской «Таврии» -- вечная причина курьезных историй.
-- Народ привык, что «Таврия» взвывает перед тем, как тронуться, -- говорит Виктор Борисович. -- А тут полная тишина. Народ за нами бежит, кричит: «Осторожно, у вас машина покатилась!»
Еще одно любимое детище и одновременно развлечение сотрудников лаборатории Павлова -- забавные мини-тягачи на аккумуляторах. Похожи они на газонокосилки. Надеваешь ролики, берешь такую «косилку» за ручку, и она довольно быстро тащит тебя по улице. Как-то Виктору Борисовичу пришла гениальная идея: что, если тягач присобачить к заднему багажнику велосипеда? Откровенно говоря, за границей электровелосипед уже изобрели. Но там и мотор, и батарейки крепятся к раме самого велосипеда. Поэтому он тяжелый, неповоротливый и маломощный. Украинское же «творение», подталкиваемое «газонокосилкой», может проехать до подзарядки километров восемьдесят.