Президент Леонид Кучма предложил провести в 2004 году амнистию теневых капиталов
По сложившейся традиции правительство Украины при формировании бюджета страны, в особенности расходной его части, постоянно сталкивается с одной и той же проблемой -- острой нехваткой средств. Кабинет министров, независимо от того, кто его возглавляет, решает проблему без затей: потребности одной статьи бюджета (например социальной) зачастую покрываются за счет другой. Но уже не первый год обсуждаются варианты пополнения бюджета, которые позволили бы значительно увеличить доходную его часть. Один из них -- амнистия теневого капитала, который начал формироваться на волне распада СССР и первых лет независимости. Первый вице-премьер Николай Азаров в одном из своих интервью говорил, что такая амнистия позволит легализовать около 2 миллиардов долларов, которые начнут работать на отечественную экономку и пополнять бюджет в виде налогов.
Именно этой теме -- амнистированию теневых капиталов некриминального происхождения -- было уделено немало внимания в ежегодном послании Президента Леонида Кучмы Верховной Раде. Несмотря на то, что уровень тенизации отечественной экономки за последние пять лет снизился почти на 10 процентов, его показатель значительно превышает аналогичные данные в странах Центральной Европы (35%). Леонид Кучма предложил правительству и парламенту рассмотреть вопрос о проведении в 2004 году амнистии теневых капиталов. «Подобная практика является весьма распространенной в странах Содружества Независимых Государств», -- говорится в послании Президента.
Настаивая на проведении амнистии теневых капиталов, Леонид Кучма при этом подчеркивает, что процесс не должен основываться только лишь на «силовых методах, которые дают временный эффект». Для эффективной и результативной борьбы с тенизацией отечественного рынка необходимо, по мнению главы государства, разработать новую стратегию, которая базировалась бы на «создании благоприятных условий для легальной экономической деятельности на основе максимального учета интересов субъектов хозяйственной деятельности», -- цитирует послание Президента «Интерфакс-Украина». Кроме этого, если такой закон будет принят и вступит в действие, правоохранительным органам запретят проверять происхождение амнистированных теневых капиталов, если, кончено, они не криминального происхождения. Результатом такой стратегии может стать то, «что помимо финансового эффекта амнистия теневых капиталов может стать шагом к формированию «экономики доверия», -- говорится в послании Президента. Глава государства предложил легализированные доходы граждан облагать десятипроцентной государственной пошлиной и предоставлять гарантию уголовной неприкосновенности гражданам, которые легализируют свои доходы.
Признавая необходимость вывода экономики страны из теневого сектора, Леонид Кучма предостерегает, что далеко не все теневые капиталы подлежат амнистии. «Разумеется, амнистия не может распространяться на финансовые ресурсы, полученные вследствие преступлений против человека и безопасности государства, затрагивать лиц, в отношении которых было возбуждено уголовное дело», -- уверен Леонид Кучма. В Верховной Раде уже зарегистрирован внесенный Леонидом Кучмой проект закона о легализации доходов, с которых не уплачены налоги.
Как прокомментировал «ФАКТАМ» заместитель главы Администрации Президента Павел Гайдуцкий, в этом законопроекте заложен следующий алгоритм легализации капиталов. Сначала в налоговую администрацию подается декларация физического лица, в которой указывается объем и характер легализируемого капитала. После этого данные средства вносятся на счет украинского банка, который выдает соответствующую справку. Владелец капитала подает эту справку в налоговую, где после выплаты десятипроцентной госпошлины от суммы легализируемого капитала получает госсвидетельство о том, что сумма задекларирована. При этом владелец задекларированного капитала освобождается от уголовной ответственности за неуплату налогов до легализации.
Как показывает международная практика проведения подобных амнистий, они приносят свой положительный результат. Так, в Казахстане, где летом 2001 года была объявлена амнистия теневых капиталов, в течение двадцати дней ее действия объем легализованных средств превысил 480 миллионов долларов США. Акция легализации теневых капиталов в Казахстане началась принятием парламентом специального Закона «Об амнистии граждан Казахстана в связи с легализацией ими денег». Кроме этого, для стимулирования притока денежных средств в республику, правительство Казахстана приняло постановление об уничтожении всех ранее поданных (с 1995 по 2000 годы) налоговых деклараций. По словам Павла Гайдуцкого, при разработке законопроекта об амнистии теневых капиталов некриминального происхождения был учтен и опыт Казахстана, и его недостатки. Так, в частности, амнистия в Украине будет иметь более продолжительные сроки, чем в Казахстане.
Что касается ожидаемых показателей от проведения амнистии, то, по словам Павла Гайдуцкого, в мировой практике считается положительным результатом возврат в экономику страны 10--30 процентов капиталов, находящихся в тени. Сейчас, по оценкам специалистов, которые озвучил Павел Гайдуцкий, с момента обретения Украиной независимости за рубеж ушло около 20 миллиардов долларов. В самой Украине в тени находится еще 30--40 миллиардов гривен. Так что если амнистия пройдет успешно, то отечественная экономика может дополнительно получить немалые средства. Такие амнистии были проведены в разное время во Франции, некоторых странах Латинской Америки, Индии, Ирландии, Турции.
Справедливости ради необходимо отметить, что тенизация экономики -- это проблема не только стран с переходной экономикой. По оценкам экспертов, общий объем мировой теневой экономики оценивается в 8 трлн. долларов, что лишь совсем немногим меньше внутреннего валового продукта (ВВП) США. В самой Америке теневая экономика ежегодно создает товаров и услуг на сумму 700 млрд. долларов, а в относительно небольшой Италии -- 310 млрд. долларов.
Если сравнивать объемы теневых экономик в разных странах, то выходит, что наиболее быстрый ее рост наблюдается в тех странах, где налоговая и социальная нагрузка на бизнес велика. Например, в Греции, Италии, Бельгии и Швеции -- самые высокие налоги в Европе, доходящие до 72--78 процентов доходов предприятий, и теневая экономика имеет там большие масштабы, чем в либеральных США и Швейцарии, где налоговая нагрузка на бизнес составляет около 40 процентов.
Кроме этого, общей тенденцией экономик всех развитых стран является быстрый рост теневого сектора. Так, за последние сорок лет теневая экономика Швеции выросла в 8 раз, Германии -- в 7 раз, США -- в 2 раза. Этому, безусловно, способствуют быстрая глобализация мировой экономики, появление рынков евровалют, многочисленных оффшоров и т. д. Россия занимает шестое место по объемам теневой экономики (40% ВВП), уступая лишь Нигерии, Египту, Грузии, Азербайджану и Македонии.