А более двух миллионов долларов из той же «кормушки», по утверждению Генпрокуратуры, перекочевали на личные счета организатора кровавой бойни в Донецком аэропорту, где погиб Евгений Щербань.
3 ноября 1996 года в Донецком аэропорту был расстрелян народный депутат Украины Евгений Щербань. Глава корпорации «Атон», один из лидеров Либеральной партии Украины и самых влиятельных людей Донецкой области, он в тот черный для себя день возвращался вместе с женой из Москвы, где был гостем на праздновании юбилея Иосифа Кобзона в гостинице «Рэдиссон-Славянская». Таможенник, поднявшийся в салон для проведения формального досмотра, задержался, и… был расстрелян, когда спускался по трапу самолета (к счастью, он выжил). За ним из самолета вышли Евгений Щербань с женой…
Убийцы, одетые в форму пилотов, подъехали на белых «Жигулях» 99-й модели. Одетый в милицейскую форму их сообщник остался за рулем. Автоматной очередью прошили народного депутата и его жену Надежду, пытавшуюся закрыть мужа своим телом. Всего в тот день от рук преступников погибли четверо. Убийц же подхватила «девятка», которая уже на следующий день была найдена неподалеку… сгоревшей дотла. Как проникли на охраняемую территорию аэропорта киллеры и их пособники, до сих пор остается загадкой. Впрочем, отгадка имеется. Имя ей -- наша всеобщая халатность: ведь спустя неделю после трагедии в Донецком аэропорту наши коллеги журналисты беспрепятственно проникли на то же поле через те же ворота, что и убийцы. И так же беспрепятственно вышли…
Несколько позже стало известно, что, заметая следы, бандиты убирали не только участников и свидетелей преступления, но и людей, которые, по их мнению, могли что-то знать, рассказал на пресс-конференции в Генпрокуратуре первый заместитель госсекретаря МВД Михаил Корниенко. Один из киллеров тоже был убит, а второй, житель Москвы Вадим Болотских, скоро предстанет перед судом наряду с еще семью членами банды (Сергеем Кулевым, Леонидом Добробатько, Константином Никулиным, Игорем Кушняковым, Сергеем Володченко, Эдуардом Косыгиным, Николаем Малаховым), на счету которой 25 человеческих жизней в Украине и России.
По одной из версий (ее, кстати, придерживается и адвокат обвиняемого), Вадим Болотских явился в украинскую Генпрокуратуру с повинной, по другой (опубликованной год назад в «Новых известиях») -- был задержан российской милицией на улице Москвы, тайно вывезен в Украину и передан нашим правоохранителям. Жена Болотских Мария подала заявление о розыске, и Генпрокуратура России даже возбудила уголовное дело по факту похищения гражданина Болотских. Были ли для его ареста другие основания, кроме тех, что он действительно находился в Украине в то время, когда был убит Щербань, вскоре выяснится в суде. Заместитель генерального прокурора Николай Обиход уверен, что раз дело дошло до суда, значит, доказательств вины обвиняемых достаточно.
В этом преступлении участвовали 15 человек, сообщил Николай Обиход и рассказал о «заказчике», которому мешал слишком влиятельный на Донбассе Евгений Щербань. Куратор корпорации ЕЭСУ и в то время премьер-министр Украины Павел Лазаренко, никогда не умевший умерять свои аппетиты, перевел на личные счета одного из руководителей банды и членов его семьи более 2 миллионов долларов за устранение депутата, мешавшего продвижению корпорации ЕЭСУ на Донетчине.
Против Лазаренко выдвинуто официальное обвинение в организации этого убийства. Правда, в связи с тем, что господин Лазаренко находится сейчас вне пределов отечественной юрисдикции, материалы относительно него выделены в отдельное производство. Как известно, в сентябре прошлого года Печерским судом столицы было принято решение о задержании экс-премьера и его доставке в украинский суд. До экстрадиции экс-премьера в Украину (Генпрокуратура нашего государства повторно обратилась к властям США по этому поводу и сейчас ждет ответа) передать в суд материалы относительно Лазаренко невозможно.
Павел Лазаренко подозревается и в организации убийства экс-председателя Нацбанка, главы Украинской межбанковской валютной биржи Вадима Гетьмана. Правда, сам г-н Лазаренко в открытом письме Генпрокурору Михаилу Потебенько заявил о своей непричастности к обоим убийствам. Однако по словам Николая Обихода, за смерть выдающегося украинского финансиста и прекрасного человека Вадима Гетьмана, который противостоял «решению вопросов в финансовой сфере Украины в пользу Лазаренко», последний перевел 850 тысяч долларов на личный счет главаря банды Евгения Кушнира, умершего в 1998 году при непонятных обстоятельствах (руководители правоохранительных органов путаются -- то ли от смертельных ран, то ли от сердечной недостаточности) в СИЗО Донецкой области. В подготовке и осуществлении убийства Вадима Петровича принимали участие семь человек. Трое из них, в том числе и киллер (как установлено, он оказался мужчиной, хотя розыскники долго искали светловолосую женщину, которую видели в день убийства Гетьмана), арестованы и предстанут перед судом.
Первые преступления банды, которой теперь предстоит ответить за эти убийства, датируются 1994 годом. Сформирована эта группировка была на Донетчине. В нее входили жители Донецкой и Луганской областей Украины, а также жители Израиля. Несколько позже в Луганской области начала действовать новая банда (восемь боевиков!), связанная с донецкими «коллегами». Во главе этой объединенной группировки стоял гражданин Украины (а позже -- Израиля) Евгений Кушнир. Блестяще оснащенная и вооруженная группировка не раз бросала вызов правоохранительным органам. Автоматы, пистолеты, приборы ночного видения, взрывчатка и боеприпасы, приобретенные лидерами банды в горячих точках (Чечне, на Балканах), фальшивые документы, форма -- милицейская, сотрудников гражданской авиации, камуфляж -- хранились на квартирах в Киеве, Луганске, Донецке и других городах Украины. На этих квартирах планировались убийства (идя на дело, бандиты использовали парики и часто меняли внешность), а после преступлений скрывались киллеры. В свое время пресса сообщала и о том, как через двух сотрудников Краматорского ОБОП происходила утечка информации о планируемых милицией акциях, направленных против преступников. На пресс-конференции было заявлено, что соучастниками некоторых преступлений действительно были бывшие сотрудники милиции. Один из них находится в розыске.
Материалы переданного в Киевский апелляционный суд уголовного дела составляют 162 тома -- огромный труд следствия, оперативников, розыскников. По делу проходят 200 свидетелей и 72 потерпевших. Суду предстоит взвешивать доказательства причастности членов группы к таким преступлениям, как два покушения (в том числе и с применением пяти (!) гранатометов) и убийство президента Донецкого футбольного клуба «Шахтер» Ахати Брагина (в 1995 году рядом с ним прямо во время футбольного матча на стадионе «Шахтер» было взорвано мощное радиоуправляемое устройство), убийство президента АО «Данко» Александра Момота и еще более двух десятков убийств и покушений. В 1996 году члены банды готовились убить начальника Управления СБУ в Донецкой области. Правда, позже что-то заставило их отказаться от своих намерений. В 1997 году под прицелом донецкой бригады оказались помощник Президента Александр Волков и тогдашний первый заместитель председателя Госкомитета нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Игорь Бакай. Реализовать эти преступления бандитам не удалось. По словам Николая Обихода, эпизоды, связанные с А. Волковым и И. Бакаем, не фигурируют в деле, переданном в суд, поскольку к ним имеют отношение другие участники этой банды, которые сейчас находятся в розыске.
«Послужной список» банды -- довольно обширен, и ряд своих преступлений она совершала по заказу Павла Лазаренко, сказал заместитель генпрокурора. По словам Николая Обихода, это международное дело не могло бы быть завершено без помощи Интерпола, коллег из России и других стран. Во время расследования одних следственно-оперативных материалов, по признанию Михаила Корниенко, собралось более тысячи (!) томов. Восьмилетний совместный труд правоохранителей многих стран должен вылиться в не менее захватывающий судебный процесс.
Кстати, незадолго до убийства Евгения Щербаня рядом с мостом, соединяющим Рыбальский остров и Подол, на пути следования кортежа машин «свежеиспеченного» премьер-министра Павла Лазаренко, направлявшегося с рабочим визитом в Донецкий регион, взорвалось некое устройство. Мнения силовиков сразу после этого взрыва разделились: кто-то высказывал журналистам предположения, что это псевдопокушение было организовано самим Пал Иванычем, другие же восприняли его всерьез. Во всяком случае, зампред СБУ Юрий Вандин сообщил, что дело о покушении на Лазаренко до сих пор не закрыто, оно зашло в тупик и было приостановлено. Еще не все тайное стало явным.
19 марта 1994 года в селе Писки Ясиноватского района Донецкой области совершено покушение на гендиректора фирмы «Люкс» Ахатю Брагина, граждан Мальзама, Чирина, Савина. Убиты Соловей, Рубец. Использовалось огнестрельное оружие.
8 мая 1994 года в Донецке произошла вторая попытка убийства того же А. Брагина с использованием пяти гранатометов.
30 ноября 1994 года в Донецке убит Гайдуков, совершено покушение на Насомова, Светланова, Васильева, Сидорова с использованием взрывных устройств и огнестрельного оружия.
12 апреля 1995 года в Донецке убиты Богданов, Кациев, Васильев. Совершено покушение еще на троих человек. И в этом, как, впрочем, и во всех последующих преступлениях, использовалось огнестрельное оружие.
10 августа 1995 года в Донецке банда совершает еще одно убийство, один человек получил при этом телесные повреждения.
11 октября 1995 года в Донецке убит учредитель фирмы «Свин» Гузаров и совершено покушение на Герасимова и Лобко.
15 октября 1995 года в Донецке на стадионе «Шахтер» убиты гендиректор фирмы «Люкс» Ахатя Брагин и пять сопровождавших его лиц. Еще трое ранены.
26 декабря 1995 года в Донецке убиты трое.
16 мая 1996 года в Донецке убит президент акционерного общества «Данко» Александр Момот и совершено покушение на Щиголева.
3 ноября 1996 года в аэропорту Донецка убиты народный депутат Украины Евгений Щербань, его жена Надежда Никитина, двое работников аэропорта Шеин и Гапчич, совершено покушение на сотрудника таможни Радченко.
В мае 1997 года банда готовилась к убийству начальника Управления СБУ Донецкой области, но потом отказалась от своих намерений.
В том же 1997 году планировалось убийство помощника Президента Украины Александра Волкова и первого заместителя председателя Госкомнефтегазпрома Игоря Бакая.
7 июня 1997 года в Луганске убит директор общества «Империал-бизнес ЛТД» Доброславский, а также Лещенко и Синебабка, совершено покушение на еще четверых человек.
11 сентября 1997 года в Луганске убит заместитель директора общества «Империал» Калюжный и еще три человека, совершено покушение еще на троих.
22 апреля 1998 года в Киеве убит глава УМВБ Вадим Гетьман.
11 августа 1998 года в Луганске убит руководитель объединения рынков в Луганской области Гарайчевский.
10 сентября 1998 года совершено разбойное нападение на Захаренко.
24 сентября 1998 года в Луганске совершено разбойное нападение на предприятие «Катран».
17 января 1999 года в Луганске совершено разбойное нападение на предпринимателя Кулемина.
4 марта 1999 года в Луганске совершено разбойное нападение на предпринимателя Головченко.
3 июня 1999 года в Луганске повторно совершено разбойное нападение на Захаренко.
30 июня 1999 года в Луганской области совершено разбойное нападение на ООО «Феникс».
29 февраля 2000 года в Луганске разбойное нападение на Своеволина.
27 марта 2000 года в Луганске убит директор торгово-коммерческой фирмы «АРТ» Пекерман и совершено покушение на управляющего Луганским отделением Нацбанка Украины Лубяницкого.