Происшествия

Даже непальские дети помогали украинским альпинистам, штурмовавшим гималайскую вершину манаслу

0:00 — 21 июля 2001 eye 320

А безымянный пик Р-2, который вскоре официально обретет имя «Украина», говорят, похож на трезубец, почти в точности повторяя Малый герб нашего государства

«ФАКТЫ» уже сообщали о том, что участники национальной экспедиции «Украина-Гималаи-2001», посвященной десятой годовщине независимости Украины, возвратились домой с победой. Можно сказать, с двойной победой: помимо восхождения по никем не пройденному до сих пор маршруту на одну из высочайших вершин планеты -- Манаслу (8163 м), наши спортсмены покорили также безымянный пик Р-2 высотой 6251 метра. Отныне этот пик обрел конкретное имя -- Украина. Сейчас утрясаются некоторые формальности, затянувшиеся в связи с трагической гибелью короля Непала, давшего разрешение на присвоение пику имени нашей державы. Прежде ни одна гималайская вершина не была названа в честь иностранного государства, да и вообще в те горы чужеземцев пускают нечасто.

Горы -- это непальская нефть

Год назад, находясь в Гималаях во время разведывательной экспедиции, глава Федерации альпинизма и скалолазания Украины Валентин Симоненко вместе с директором альпклуба «Одесса» Мстиславом Горбенко искали красивую безымянную вершину. Именно тогда пришла мысль взойти на Манаслу по новому маршруту, а также дать имя «закодированному» пику Р-2, до сих пор закрытому для альпинистов. (Вокруг много буддийских храмов, и эта территория считается священной. ) Полгода народный депутат Украины Валентин Симоненко и министр иностранных дел Анатолий Зленко добивались от правительства Непала разрешения на восхождение.

… Непал называют Крышей мира. В этой стране расположены знаменитый Эверест (8848 м) и еще семь высочайших вершин планеты. Здесь родился Будда, и, по поверьям, пролитая недавно королевская кровь может серьезно повлиять на судьбы мира. В королевстве Непал действует закон, согласно которому для восхождения на новую вершину необходимо иметь разрешение, за оформление и выдачу которого в государственную казну нужно внести крупную денежную сумму.

-- Когда я попробовал оспорить это условие, мне ответили: «Никто не спорит с Арабскими Эмиратами, покупая у них нефть. Горы -- это наша нефть», -- рассказал главный тренер экспедиции «Украина--Гималаи -- 2001», заслуженный мастер спорта Мстислав Горбенко (к слову, самый старший и многоопытный восходитель в Украине). -- Правительство Непала делает бизнес на альпинизме. Все вершины здесь считаются национальным достоянием, многие почитаются как святыни. Каждую альпинистскую экспедицию сопровождает офицер связи, представляющий Министерство по туризму и транспорту Непала. Альпинисты называют его «соколиный глаз». Он помогает наладить контакт с местными жителями и имеет право прекратить экспедицию в случае нарушения оговоренных условий. Без его присутствия восхождение не засчитывается. За услуги офицера альпинисты выплачивают приличные деньги. Международная федерация альпинизма неоднократно обращалась к королю Непала с просьбой отменить это правило, однако безрезультатно.

«Японских альпинистов от Манаслу отогнали… кремневыми ружьями»

Юго-восточная стена Манаслу, пожалуй, -- один из последних проблемных маршрутов на «восьмитысячники». Двурогая гора относится к разряду священных (как и все горы подобной формы, она символизирует добро и зло), и ее название переводится с санскрита как «Разум-душа». Наверное, поэтому доступ к ней всегда был затруднителен для европейцев. И тогда за дело взялись японцы, которые, вероятно, решили воспользоваться расовым сходством с непальцами. Первая экспедиция из Страны Восходящего Солнца состоялась в 1953 году. Но альпинисты отступили с отметки 7750 метров. А в следующем году местное население, вооружившись палками и кремневыми ружьями, не допустило японцев к подножию горы, обвиняя их в осквернении священной Манаслу: разгневанные боги вызвали лавину, разрушившую старый монастырь в селении Сама, а засуха и эпидемия принесли несчастье всей долине.

Только через два года японцы, договорившись с правительством в столице Непала Катманду, вернулись к двурогой вершине. 9 мая 1956 года они взошли на нее с севера. По этому пути поднимались все последующие экспедиции. Новый маршрут с юго-запада проложил 16 лет спустя легендарный одиночка Рейнхольд Месснер, первопроходцами с юго-востока стали поляки. Они и разведали восточную стену. В 1990 году попытка взойти по ней стоила жизни трем восходителям сильнейшего альпклуба высотной направленности из Алма-Аты, в 1991-м украинская экспедиция профессора В. Шумихина не смогла подняться из-за сильнейших снегопадов. Несколько лет назад известные в альпинистском мире восходители Велицкий, Кукучка и Гонсалес заявили, что здесь пути на Манаслу нет. Украинская команда опровергла это утверждение. Одессит Владислав Терзиул (единственный альпинист в СНГ, покоривший 10 из 14 высочайших вершин планеты) предложил новый маршрут -- через скальный пик, так называемый пинакль.

-- Район, через который проходил маршрут, был закрыт для экспедиций почти полвека, в силу обостренных отношений между тибетцами и непальцами, -- продолжает Мстислав Горбенко, за плечами которого 75-суточное восхождение на Эверест. -- Обычно наши экспедиции длятся не более 40-45 дней, нынешняя же продолжалась 65. Крутизна склона на отдельных участках достигала 70-80 градусов -- скалы, лед, снег… Температура -- 30-35 градусов мороза, сильная метель ограничивала обзор, была реальная угроза обморожения. За все время экспедиции выпало лишь несколько солнечных дней. Но в ожидании разрешения на восхождение мы ежедневно прокладывали новый маршрут. Вырыли снежные пещеры, в которых могли переночевать четыре-пять человек. Это помогло сохранить палатки, которые неминуемо порвало бы ветром. В другом не повезло: от большой влажности пришли в негодность блоки питания спутникового телефона и компьютера. Выручал блок питания радиостанции.

Не выдержав испытаний погодой и опасаясь схода лавин, ушли с Манаслу итальянская и польская экспедиции, так и не достигнув поставленной цели на значительно более легком, классическом маршруте. Мы же практически через каждые пятьсот метров установили восемь промежуточных лагерей, подняли на высоту 6400 метров несколько баллонов с кислородом, «навесили» четыре километра веревочных перил, отмечавших наш путь. В день проходили от 150 до 500 метров. Вместе с массивным трехтонным снаряжением меня и тренера Михаила Загирняка забросили вертолетом на ледник Пунген под Манаслу на высоту 4010 метров. Основной состав экспедиции поднимался своим ходом.

Вертолет посадили с трудом. Снега -- по пояс. Разгрузили, разбили лагерь, стали ожидать вторую группу. Местность дикая, ни души. Где искать носильщиков -- не знаем. Так просидели несколько дней -- и тут, словно из-под земли, появился абориген. Оказалось, Гюрми (так звали гостя) немного знает английский, которым в совершенстве владеет Михаил. Гюрми и провел нас в селение, где удалось договориться о помощи.

«В день, когда мы вышли на вершину, засияло солнце»

-- На следующий день пришли человек восемьдесят -- мужчины, женщины и даже дети, -- продолжает Мстислав Горбенко. -- Каждый из них взвалил себе на плечи килограммов по 30-40 снаряжения -- и двинулись по снегу в путь. В лагере местные жители узнали, что у нас есть доктор, Володя Лебеденко, и стали обращаться за медицинской помощью (благо, они не догадывались, что наш доктор вообще-то постоянно трудится в роддоме). А когда у нас закончились продукты, помогли с пищей: приносили рис, яйца, картошку.

Как-то пришел посланник Верховного ламы Непала и попросил воспользоваться спутниковым телефоном, чтобы вызвать вертолет -- лама оказался где-то неподалеку. Мы разрешили, хотя это далеко не дешевое удовольствие. От предложенных денег отказались, попросив ламу пожелать удачи нашей экспедиции. Не знаю, чьих рук это дело, но в день, когда мы вышли на вершину, сияло солнце…

-- Восхождение на вершину мы совершали без кислородных масок. Это один из основных принципов -- работать без «допинга», -- хрипит Владислав Терзиул. -- Сейчас вот голос у меня «сел» из-за температуры: дышать приходилось воздухом, охлажденным до 35-40 градусов. На высоте 7600 метров дожидались погоды тринадцать суток.

-- Флаги Украины и Непала водрузили на доселе безымянном пике Р-2 взошедшие на него вместе со мной Михаил Загирняк из Луганска, Сергей Пугачев из Горловки и одессит Вадим Леонтьев, -- заключает Мстислав Горбенко. -- Примечательная деталь: пик выглядит как трезубец, почти в точности повторяя Малый герб Украины.