Недавно ученые определили участок мозга, при повреждении которого у человека открываются феноменальные способности
Явление аномальной гениальности открыли еще в конце XIX века. С тех пор психиатрам известно около ста умственно отсталых, но удивительно одаренных в какой-то очень узкой области людей. Недавно ученый из Австралии нашел этому объяснение, обнаружив, что у этих людей поражен один и тот же участок мозга. Последовал экстраординарный вывод: отключив часть мозга, можно стать гением! Насколько такой вывод обоснован?
-- Сравнивая мои и Леночкины работы, знакомые единодушно говорят, что дочка меня превзошла, -- не без гордости рассказывает Нина Владимировна, учительница рисования одной из киевских школ. -- Но если я и акварелью рисую, и живописью занимаюсь, то Леночка совершенствуется только в петриковской манере.
Лена, которой 40 лет, вынуждена была стать левшой. Правая сторона тела у нее с детства парализована, ее изматывают приступы эпилепсии. При этом пишет картины она искусно, очаровывая изяществом рисунка, светлым, солнечным настроением, приятным сочетанием красок. С десяток ее работ украшают фойе и кабинеты Украинского института социальной и судебной психиатрии. Картины экспонируются на различных киевских выставках. Их с удовольствием покупают иностранцы. Одна из картин стала достоянием Национального музея Австралии.
Диагноз церебральный паралич Лене поставили, когда, научившись ходить, она стала тянуть правую ножку. Это сейчас появилось много методов лечения этого недуга. Тогда же ничего особого предложить не могли. А в полтора годика случился первый эпилептический приступ
Учиться Леночка пошла в школу, где преподавала мама, хотя врачи и настаивали, чтобы ребенка определили в спецшколу. Ее приняли ровесники, полюбили учителя. Добрый, ровный характер девочки мог растопить даже самое холодное сердце.
После окончания десятого класса родители стали думать, чем дочери заняться. Может, на «сувенирку» попробовать? Посуду расписывать?
-- Когда Лена стала упражняться в петриковской манере, то я была поражена, -- рассказывает Нина Владимировна. -- Пришли мы с ее работами на фабрику. Пускай и талантлива, говорят, но инвалидам нельзя в лакокрасочный цех -- вредный.
Лена продолжала рисовать. Увлеченно, целыми днями. А совершенствовалась благодаря маминой критике.
-- Если всегда хвалить -- что получится? -- говорит Нина Владимировна. -- Роста не жди. Допустим, с этой работой я не согласна. В ней ни ствола, ни корня. Набор цветов. Лена немного пообижается, а потом просит: исправь.
У Лены нет похожих картин.
-- Повторить картину я не могу, -- медленно говорит Лена. -- Бывает, что карандашом рисую одно, а красками получается другое.
Ее талант заметили доктор Людмила Музычук и профессор Чуприков, который купил для института дюжину картин. Первая выставка состоялась в Украинском доме. За ней последовали другие.
-- Рисунки Лены греют душу. Счастье, что мама Лены разглядела и направляла талант девушки, -- замечает заведующий кафедрой детской, социальной и судебной психиатрии Киевской медицинской академии последипломного образования, профессор Анатолий Чуприков. -- Я считаю, что выявлять способности у наших пациентов могли бы психологи. Беда в том, что из-за экономии средств в штатном расписании больниц сокращены эти должности.
Почему люди с угнетенным интеллектом бывают весьма одарены в живописи, музыке, математике? Недавно профессор Аллан Снайдер из Центра изучения разума в Канберре (Австралия), кажется, нашел ответ на этот вопрос. Он заявил, что ему удалось определить ту часть мозга, отключение которой открывает у людей удивительные способности. Это заключение он сделал, изучая необычные возможности больных слабоумием. С помощью томографии он у всех выявил повреждения в левой височной доле мозга. Ученый считает, что у больных людей неординарные способности открываются не вопреки повреждению мозга, а благодаря ему. Выходит, ранее принятое утверждение о том, что если задействовать все нейроны мозга, то каждый может стать гением, -- неверно. Все как раз наоборот: гением можно стать, отключив часть мозга, полагает профессор.
-- То, что заявлено как некое открытие, было известно нашим ученым еще со времен Отечественной войны, которая вызвала эпидемию ранений головного мозга, -- говорит профессор Чуприков. -- О растормаживании способностей, связанных с работой незатронутых ранением участков, рассказывал в своих трудах мой учитель, профессор Сергей Федорович Семенов. Что касается Лены Лонской -- а у нее поражена именно левая часть головного мозга, -- то ее несомненный талант также можно объяснить этим феноменом.