Происшествия

«мы отсюда никуда не уйдем, даже если к нам начнут применять силу», -- заявляют художники и ремесленники андреевского спуска

0:00 — 18 октября 2000 eye 422

Похоже, что назревает противостояние. Не пора ли обсудить проблему на городском уровне?

Потрясающая новость: в Киеве «закрывают» Андреевский спуск, а точнее запретят в зимние месяцы реализовывать свой товар всем мастерам художественных промыслов и живописцам, «обитающим» там на законных лицензионных основаниях (таких около 200 человек) и пристроившимся к ним торговцам подержаным товаром (так называемым антиквариатом), нижним бельем, шапками и футболками, ракушками и бабочками (почти 300 человек).

Потеряет ли столица одно из самых привлекательных и любимых мест отдыха навсегда или только на самый «скучный» период года? Это и попытались выяснить «ФАКТЫ».

«На Андреевском спуске подпольной коммерции больше не будет!»

-- Мы не закрываем Андреевский спуск навсегда, -- говорит глава Подольского райсовета Григорий Романюк. -- А решение сессии связано с необходимостью навести здесь порядок. Депутатов давно возмущали многие факты из «жизни» этой творческой улицы. Например, торговля животными, неприглядный внешний вид рабочих мест, ассортимент товаров, бесконтрольность части торгующих. Замечу, мы наводим порядок лишь на своей территории -- Андреевском спуске. Улица Владимирская, где огромное количество торговцев бутафорией промышленного производства, -- то территория другого района. Пусть его власти и отвечают за порядок. А на Андреевском спуске подпольной коммерции больше не будет!

О том, как начиналась «творческая» история Андреевского спуска вспоминает один из авторов идеи -- народный художник Украины Валентин Зноба:

-- Андреевский спуск начал превращаться в центр искусств в середине 80-х. Толчком к этому послужила инициатива Союза художников Украины отметить свой профессиональный праздник организацией выставки картин под открытым небом.

Идея всем понравилась, и возник вопрос о месте проведения такого вернисажа. Было много предложений, думали организовать его в Центральном парке напротив Мариинского дворца. Впоследствии там решили проводить выставки мастеров художественно-прикладного искусства. А я предложил Андреевский спуск -- это тихое место в историческом центре Киева, связанное с именами Врубеля и Булгакова, показалось мне самым подходящим.

Первую выставку провели в 1984 году, и она сразу привлекла огромное количество зрителей. Популярность Андреевского спуска начала молниеносно расти. В связи с этим запомнился курьезный случай: первый секретарь Киевского горкома партии сообщил, что на меня поступила жалоба от «Интуриста». Мол, зарубежные гости ни в какую не хотели уходить с Андреевского, и в результате сорвали график проведения экскурсий…

В те годы я возглавлял Киевскую организацию Союза художников Украины, и мне удалось добиться передачи первых этажей зданий на этой прекрасной улице под художественные галереи и мастерские художников.

Со временем здесь стали продавать много далеко не первоклассных картин и кустарных художественных изделий. Но даже при этом Андреевский спуск стал киевским Монмартром, где начинающие художники и скульпторы могли продавать свои работы. А все гости столицы, да и все киевляне стремятся посетить это историческое место: мол, без Андреевского и Киев -- не Киев. И сейчас запретить торговлю здесь просто невозможно -- все равно художники отсюда не уйдут. Только им придется продавать свои изделия и картины «подпольно»…

«Вернутся ли мастера на Андреевский спуск после его благоустройства?»

Чтобы выслушать мнения обеих сторон, журналисты «ФАКТОВ» организовали «очную ставку» между ответственным за улицу -- энергичным (и, пожалуй, самым знаменитым из всех киевских начальников районных управлений по благоустройству) Владимиром Таракановым и самой организованной (в союз «Київськi митцi») и законопослушной частью творческого «населения» Андреевского спуска, которое, кстати, больше всего и пострадает в этой истории. Ведь именно для них зимой острее всего встанет вопрос: чем кормить семьи? Диалог у них состоялся очень конкретный.

Члены союза «Київськi митцi» (»К. М. »): Кому с 1 марта будут выданы разрешения на торговлю? Есть ли гарантия, что действительно мастера, все делающие своими руками, смогут вернуться на Андреевский спуск?

Владимир Тараканов (В. Т. ): В ближайшие дни порядок выполнения решения сессии доведем до каждого. Еще в июле была разработана концепция Андреевского спуска как исторического и культурного центра и рассматривалась у заместителя главы горадминистрации по вопросам торговли Юрия Россады. (Тем самым уже подчеркивалось значение этого места как очага торговли, а не искусства. -- Прим. ред. ). «Киевглавархитектура» получила задание разработать архитектурную концепцию улицы, но она до сих пор не готова.

А раз так, сессия Подольского райсовета еще раз подняла этот вопрос и постановила составить проектно-сметную документацию для благоустройства улицы. Должны быть учтены все нюансы: от озеленения и сбора мусора до обустройства специальных рабочих мест для мастеров и художников.

В течение десяти дней можно подать предложения о том, какой вы видите улицу -- жилую, историческую и культурно-торговую магистраль города, центр паломничества туристов. Свои предложения подадут и отделы Подольской райадминистрации. После этого закажем архитектурный план-задание и составим смету. Я предложил выполнять работы по мере готовности документации.

Отдел культуры райадминистрации рассмотрит и утвердит номенклатуру товаров, реализуемых на спуске. При этом обязательно будут приняты во внимание консультации мастеров из Института художественно-прикладного искусства имени М. Бойчука, Союза художников. И вы сможете переоформить свои права на пребывание на Андреевском спуске.

«К. М. »: Мы тоже хотим участвовать в этой комиссии.

В. Т. : Пожалуйста.

«Высокое искусство -- в салонах и галереях, но там все очень дорого»

-- Меня зовут Юрий Пестриков, занимаюсь обработкой камней. Бытует мнение, что на спуске должны выставляться только высокохудожественные произведения. Но я с этим не согласен. Должно быть место и любителям, и создателям сувениров, и мастерам художественно-прикладного искусства. То, что на Андреевском большое количество «кичевых» товаров, всем понятно. А где же им быть? Высокое искусство -- в салонах и галереях, а там все очень дорого. Не все наши зрители и покупатели понимают его, да и не располагают такими средствами. Потому они и идут к нам -- на Андреевский спуск. То, что на этой улице, особенно в нижней ее части, стали появляться торговцы с «блошиного рынка» -- старьевщики, не наша проблема. За этим должны следить власти.

В. Т. : После работ по благоустройству таким торговцам не будет места на этой улице.

«К. М. »: Можно предположить, что на решение Совета повлияло мнение хозяев галерей о том, что мы им составляем конкуренцию, так как наши работы значительно дешевле. Поговаривают также, что улицу хотят передать в «одни руки», приватизировать…

В. Т. : Нет. Об этом не было и речи на заседании.

«К. М. »: Как мы сможем доказать комиссии отдела культуры, что сами изготовили свои вещи и нарисовали картины?

В. Т. : У вас должен быть патент на изготовление (не налоговый). Если вы автор -- должны состоять или в Союзе художников, или в организации «Київськi митцi». Этого достаточно. На Андреевский спуск приезжают торговать со всей Украины. И дипломированных художников множество. Если вы привезли картину, то она должна быть оценена, и подтверждено, что это -- произведение искусства и заслуживает быть проданным на Андреевском спуске.

«К. М. »: А кем? Так можно вернуться ко временам худсоветов…

В. Т. : Вы знаете, я сейчас прошел по улице, и чем только не торгуют! И каждый считает свой товар произведением искусства: одна женщина носки фабричного производства продает, другая -- лифчики, третий -- тюбетейки, бабочек, жуков… Это -- произведения искусства? А я трусы пошью, и их тоже буду считать произведением?!

«Бабушка, продающая носки, которые связала сама, не хочет жить на нищенскую пенсию»

«К. М. »: Есть на Андреевском спуске две категории мастеров -- те, кто создают настоящие произведения искусства, и те, кто делает сувениры. И те и другие имеют право на существование. Бабушка, продающая красивые носки, которые сама связала, не хочет жить на нищенскую пенсию. И никто не имеет морального права лишить ее этого рабочего места, к тому же райисполком выдал ей разрешение на торговлю.

В. Т. : Извините, но это столичная улица Андреевский спуск! Не рынок, а тихая жилая улица -- древняя и в архитектурном плане замечательная. Кроме того, что вы здесь торгуете, здесь еще и народ ходит, и машины ездят.

«К. М. »: Мы же не мешаем!

В. Т. : Мешаете. Масса других улиц есть!

«К. М. »: Это ведь мы сделали Андреевский спуск знаменитым на весь мир! К тому же каждый заплатил за свое место. Мы оплачиваем также каждый метр дороги, и уборку… Ни одна улица не принесла городу такого дохода! Как райисполком вернет людям внесенную наперед плату за место, если торговлю запретят?

В. Т. : Те средства, что предназначались для городского бюджета, вам не вернут. А те, что пошли в Подольский райсовет, будут возвращены.

«К. М. »: Нас сейчас волнует вопрос не возврата денег, а оформления лицензий на следующий год. Чем мы будем семьи кормить зимой?

В. Т. : Дело в том, что эта улица с крутым склоном, и зимой здесь опасно. Ездят машины -- не дай Бог, что случится. Вы ведь и проезжую часть занимаете.

«К. М. »: Улицу от снега и льда расчищаем мы, сосульки с крыш сбиваем сами и даже тротуар песком посыпаем. У каждого есть полный набор: лопаты, ломы, ведра с песком, шесты… Мы отсюда никуда не уйдем. Даже если вы выставите охрану!

К сожалению, дальше начались неконструктивные, слишком эмоциональные монологи. Видно, пока идея создания цивилизованных условий для работы на Андреевском спуске еще не окрылила мастеров. Или, может, она насаждается непопулярными методами?

Похоже, что вопросы такого значения, как «ставить ли на Андреевском спуске торговые палатки (как на базаре)?» или «оставить ли улице «налет» аматорства, свободы и мобильности?», придется решать на городском уровне. Ведь Андреевский спуск -- любимое место отдыха всех киевлян и гостей столицы.


«Facty i kommentarii «. 18-Октябрь-2000. Жизнь.