Происшествия

Даже самый ленивый контрабандист на украинско-белорусской границе может заработать пять тысяч долларов в месяц

0:00 — 8 сентября 2000 eye 9740

Пожалуй, нет у нас более проблематичной границы, чем украинско-белорусская. Разделиться- то мы разделились, но безмерная «прозрачность» порой доводит до белого каления украинских пограничников и таможенников…

До появления официальной границы здесь был Богом забытый край

От Западной региональной таможни в Волынскую область нас везли на джипе «Шевроле».

-- Да не от богатства это, а от нужды -- посмотрите, на какой территории приходится работать, вылавливая контрабандистов, -- поясняет сидящий за рулем таможенник -- оперативник Олег. Есть места, где, наверное, и танк не пройдет.

До Волынской области добираемся без приключений, а там к нам «на хвост» прочно садится ярко красная «девятка» с частными номерами -- судя по антенне, оснащенная мощной радиосвязью. «Сопровождение» то заскакивает вперед, то несколько отстает, явно проявляя интерес к направлению движения нашей автомашины. Таможенники приуныли -- вся внезапность спецоперации по борьбе с незаконным перемещением товаров через украинско-белорусскую границу, которую они хотели продемонстрировать корреспонденту «ФАКТОВ», идет насмарку.

Наши непрошеные попутчики являются… контрразведкой контрабандистов. Таможенный «Шевроле» тут уже давно примелькался, а оперативников их «оппоненты» не только знают по имени-отечеству, а и вежливо с ними здороваются, поражая осведомленностью о целях их приезда.

-- Кажется, дела не будет -- засекли нас! -- расстроенно говорит Олег. -- Что-что, а безопасность у них на должном уровне. Прямо возле трассы на холмике домик стоит. Одно окно, у которого сидит дедок, смотрит на дорогу, второе -- на границу. Стоит деду заметить что-то подозрительное он начинает подавать сигналы шторами. И тогда уже в сторону Белоруссии летят предупреждающие партнеров осветительные ракеты. К охране контрабандных троп и дорог привлекают даже малолетних ребят. До появления официальной границы тут был Богом забытый край. Зато что потом началось!

-- Разница в ценах между Украиной и соседней Белоруссией, безработица породили в приграничных селах целую армию хорошо организованных контрабандных групп, -- рассказывает начальник Волынской таможни Валерий Прохоренков. -- Связь между их членами не только корпоративная, а, как правило, и родственная. В Украину везут трикотаж, обувь, велосипеды, стройматериалы, молочные продукты, сахар… Когда у нас был паводок, на «ура» шли белорусское сено и картошка. Надо же было чем-то кормить и себя, и домашний скот. Огромным спросом в Украине пользуются газовые плиты, стиральные машины, холодильники, бытовые приборы белорусского производства. Внешним видом, качеством, они ничем не отличаются от продаваемых у нас импортных, а вот разница в цене иногда составляет до ста долларов. В Белоруссию же везут подсолнечное масло, спирт, макаронные изделия, овощи и фрукты -- там закупочные цены выше…

Как рассказывают таможенники, масштабы этого теневого бизнеса просто потрясающие. Так, практически в каждом селе есть оптовые базары, куда приезжают на закупки со всей Украины. Молочные продукты, произведенные сегодня в Белоруссии, сегодня же появляются на базарах Луцка, Львова! Даже самый ленивый из тех, кто занимается этим нелегальным бизнесом, зарабатывает до пяти тысяч долларов в месяц. В приграничных селах появились огромные, роскошно обставленные особняки, а спутниковым телевидением тут уже никого не удивишь. И вся эта огромная масса товара и денег проходят мимо государства! Наша таможня просто физически не в состоянии перекрыть этот поток. Так, например, в районе таможенного поста «Ратне» (протяженность границы 143 километра) функционируют четыре официальные дороги и до 70 объездных с твердым покрытием. Троп же и специально проложенных путей в лесах и полях никто не считал. Правда, и на официальных дорогах доходит до парадоксов: более года наши пограничники через пункт пропуска «Самари--Дивин» вынуждены осуществлять пропуск граждан и легковых автомобилей без таможенного оформления. А через него в некоторые дни проезжает с товаром до 300 единиц автотранспорта.

«Тут каждая собака знает, что мы приехали»

Из-за несовершенства законов, недостаточной материальной базы и нехватки оперативных работников бороться с подобными нарушениями весьма сложно. Задержать нарушителей таможенного законодательства контролирующие службы имеют право лишь в пятикилометровой зоне, в которую не входят населенные пункты. Более 50 процентов дел о нарушениях таможенных правил судами закрываются, а задержанные товары возвращаются владельцам-нарушителям, так как доказать их намерение пересечь границу невозможно. Между тем в 50-километровой пограничной зоне в Белоруссии контролирующие органы задерживают владельцев товара, прошедшего мимо таможни, и передают на них документы в суды для рассмотрения и конфискации. И 99 процентов товаров, задержанных в этой зоне и перевозимых без таможенного оформления, конфискуются в казну государства. Кстати, за последние пять лет официальные торговые перевозки с Белоруссией резко сократились.

На пункте пропуска «Доманово» -- тишина и спокойствие. За несколько часов, в течении которых там находились, границу пересекла лишь пара белорусских потрепанных пустых иномарок. Наши таможенники со своими соседями-коллегами хотели бы поддерживать более тесные рабочие контакты. Но относятся те к ним как-то надменно, свысока. Кстати, как писала украинская пресса (в том числе и «ФАКТЫ»), белорусы позволяют себе без каких-либо предупреждений проводить на территории нашего государства свои операции и даже постреливать из автоматов. Есть информация, что на Волынском участке границы они не пропускают в Украину грузовой транспорт из России, Прибалтики. К вечеру было решено все же провести спецоперацию, и в наш огромный «Шевроле» садится несколько крепких парней в камуфляже из таможенной стражи -- подразделения, которое занимается оперативной работой. Машина натужно кряхтит, преодолевая канавы, ухабы, лесные чащобы вдоль границы. Свет фар то и дело выхватывает шарахающихся зайцев, бескрайние поля, тишайшую речку.

Странно, но сторона Белоруссии буквально залита морем света, а за нашими спинами стоит непроглядная тьма.

-- Сегодня может и не повезти -- тут каждая собака уже знает, что мы приехали, -- досадует старший оперативной группы таможенной стражи Ярослав. -- Жаль, что вас не было, когда мы тут на днях наркокурьеров тормознули. Один цыганский барон, вместе с женой и тещей, вез на своем «Мерседесе» почти четыре килограмма эфедрина. Метров за 700 до таможенного поста он отдал свою посылочку мотоциклисту, дабы тот перевез товар по лесным тропам. Ох, и намучились мы, пока его взяли. Хорошо еще, что он не вооружен был и не уложил всю оперативную группу где-нибудь в лощинке. Вообще же тут пролегает наркотрасса в страны Прибалтики… Недавно перехватили несколько грузовиков, которые везли контрабандные продукты питания. Начинаем разбираться, и вдруг подскакивает пара легковых машин, из которых выходят восемь мордоворотов. Сначала деньги предлагали, чтобы мы от транспорта отцепились, а затем начали угрожать. Кто его знает, чем бы это закончилось, не вызови мы на подмогу своих и пограничников. Неплохо было бы украинской таможне позаимствовать мировую оперативную практику. Можно задержать мелкую партию контрабандного товара и внести в бюджет государства гривен 500, а можно, не трогая наркокурьера, получить в обмен ценную информацию о незаконном грузе, задержание которого принесет в бюджет сотни тысяч …

И… опять неудача!

Наша машина кружит до трех ночи. Кругом словно все вымерло. Вдруг вдалеке замаячил одинокий огонек. Все оживились: ну, наконец-то! Джип перегородил окружную дорогу. Мы приготовились, и… опять неудача -- вместо ожидаемых контрабандистов к нам подъехал старенький мотоцикл, на котором сидели два пограничника. Оказалось, они нас тоже засекли и бросились в погоню. Перекурили, поговорили и разъехались. Кстати, ездят они на патрулирование на своих транспорте и бензине.

Рассвело. И тут прямо в поле мы задерживаем две легковые машины с белорусскими номерами, которые незаконно находятся на территории Украины. Транспорт оказался пустым, но явно направлялся за товаром. Джип возвращается на базу, сопровождая нарушителей, дальнейшую судьбу которых определит суд.

Прокомментировать ситуацию на украинско-белорусской границе мы попросили начальника отделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил Западной региональной таможни Владимира Гринкевича.

-- Ситуация границе действительно очень сложная. Особенно остро ощущается недостаточность полномочий наших оперативников на «Зеленой границе». В связи с этим мы с нетерпением ожидаем принятия Таможенного Кодекса. И тем не менее нам удается во многих случаях перекрыть крупные каналы контрабанды. С одинокими мелкими нарушителями бороться, естественно, значительно сложнее. Только с начала года на украинско-белорусской границе задержано промышленных товаров на сумму более 800 тысяч гривен, продуктов питания на 150 тысяч, 61 автомобиль. Все это перемещалось через границу с нарушениями таможенного законодательства. Еще одна проблема -- чрезмерная мягкость судов к нарушителями. Далеко не во всех случаях суд принимает решение о конфискации задержанных нами товаров в доход государства. Очень сложно доказать в суде, что автомобиль пересек границу, если она проходит «где-то в поле», или, скажем, «где-то в лесу». Демаркация границы, я думаю, значительно помогла бы в нашей работе…