Происшествия

Будет ли закрыта единственная независимая газета на волыни, сейчас зависит от суда

0:00 — 9 сентября 2000 eye 469

Волынское областное управление внутренних дел подало в суд иск на редакцию единственной на Волыни независимой газеты «Народна справа» и на журналиста этой газеты Наталью Камышникову. Милиция обиделась на журналиста и газету за статью «Ромео и Джульетта: волынский вариант». Свои честь и достоинство стражи правопорядка оценили в 300 тысяч гривен (из них 250 тысяч -- с газеты и 50 тысяч -- с журналиста). Удовлетвори суд этот иск, и неминуемо придется закрыть газету тиражом в 4 тысячи экземпляров, а журналист пойдет по миру. Главный редактор «Народної справи» Александр Харченко рассказал, что на Волыни люди подписывают ее на несколько семей -- из-за дороговизны (30 копеек за две странички) не все могут себе позволить купить любимую газету, уже 10 лет остающуюся независимой от властных и денежных интересов.

Наталья Камышникова настроена очень пессимистически, несмотря на то, что у газеты за спиной семь выигранных исков из семи, поданных ранее, поддержка Союза журналистов Украины, Украинско-американского правозащитного бюро и коллег. Со столь грозной и реальной силой, как милиция, сталкиваться ни редакции, ни Наталье пока не приходилось.

-- Я уже сейчас представляю, как придут ко мне домой описывать вещи, а там, кроме пишущей машинки, ничего-то и нет, -- говорит Наталья Камышникова. -- Но хуже всего даже не это, не то, что я не выучу дочь (Наталья -- мать-одиночка. -- Авт. ), а то, что придется извиняться перед людьми, которые, стоя на страже закона, ломают людям челюсти, бьют их. Нам придется опровергать вещи, которые не просто кричат, а болят. Я никогда не смогу сказать ни собственной дочери, никому, что мы живем или будем жить в правовом государстве.

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Романе и Юлии

А сыр-бор разгорелся из-за статьи, в которой был описан конкретный случай. Роман вместе со своей девушкой Юлией праздновал собственное 19-летие в одном из луцких баров. Возвращаясь домой, молодые люди поссорились из-за какого-то пустяка. Девушка пошла вперед одна, а Роман побрел сзади. Неожиданно парень обратил внимание на дворника, который начал заглядываться на Юлю, и сделал ему резкое замечание. Реакция, последовавшая вслед за этим, была явно неадекватной -- дворник изо всей силы ударил Романа лопатой по спине, после чего крикнул своим коллегам: «Держи его!» За парнем погнались трое.

В это время показался милицейский «бобик», и девушка, видя, что ситуация принимает нехороший оборот, с надеждой бросилась к правоохранителям за помощью. Но те, брызнув волынским Ромео и Джульетте в лицо из газового баллончика, затолкали их в «бобик» и увезли в отделение милиции. Дворников же, которых было явно больше, не только не забрали с собой, но даже не опросили. Несмотря на то, что у ребят были при себе документы, никто из правоохранителей не удосужился позвонить их родителям (хотя это предусмотрено инструкцией). А когда Роман ответил отказом на непристойное сексуальное предложение одного из милиционеров, тот начал его избивать. Юля, на глазах которой происходили эти бесчинства, попыталась вступиться за друга. И тут же за это поплатилась: страж порядка мощным ударом сломал ей челюсть…

Утром луцких Ромео и Джульетту повезли в городской суд. Девушке при этом медицинскую помощь так никто и не оказал. Заседание суда длилось не более пяти минут: «хулиганы Юлия и Роман» были приговорены к административному наказанию -- штрафу в размере 136 гривен с каждого. Более того, судья почему-то сказала им, что решения по таким делам не опротестовываются. В последней надежде найти справедливость, ребята пошли в газету, которая не раз уже публиковала материалы о бесчинствах в милиции. Публикация вышла в «Народнiй справi» в изложении журналистки Натальи Камышниковой.

Наталья Камышникова рассказывает, что, по версии милиции, Юля сломала челюсть об угол стола. Когда падала. Опрошенные журналисткой независимые эксперты утверждают, что такое невозможно -- чтобы так сломать челюсть, девушка должна была упасть с высоты двухэтажного дома вниз головой. Официальные же судебно-медицинские эксперты считают, что травма могла быть получена в то время и тем способом, о каком говорит девушка.

Юлю Мельникову никто не спрашивал в суде, признает ли она свою вину

Героиня публикации Юля Мельникова подтвердила нам, что все, изложенное в «Народнiй справi», соответствует действительности и она готова подтвердить это в суде. «Правда, я очень боюсь», -- добавила она. На вопрос, почему же она в свое время признала себя виновной в хулиганстве, девушка ответила: «А кто меня об этом спрашивал? Я зашла в комнату, где за столом сидели судья и милиционер. Судья говорит мне: «Как же так, ты так хулиганила с дворниками! Стыдно. Вот тебе за это штраф 136 гривен». Я ничего не успела сказать. Да и не могла -- от боли и страха! Челюсть у меня была распухшая, куртка в крови, я думала только о том, как попасть к врачу. Позже мы с Романом жаловались в прокуратуру. Ответ из Генеральной прокуратуры на нашу жалобу мы не получили до сих пор».

Руководство Волынской областной милиции оказалось не согласно с версией, предложенной журналисткой. В пользу их интерпретации событий свидетельствуют и результаты милицейского служебного расследования, и упомянутое постановление суда. Иск о защите милицейских чести и достоинстве пошел в суд. Примет ли суд во внимание все доводы, покажет время.

Начальник ЦОС УМВД Украины в Волынской области Виталий Дорощук в разговоре с корреспондентом «ФАКТОВ» сообщил следующее:

-- О том, что рассмотрение иска УМВД Украины в Волынской области к газете «Народна справа» назначено на 12 сентября, я узнал из сегодняшнего (7 сентября. -- Авт. ) номера этой самой газеты. Насколько я знаю, все подтверждающие документы у милицейской стороны есть. Я знаю, что сумма иска непомерна -- как для газеты, так и для журналиста. Но пусть суд объективно рассмотрит это дело.

Кстати, этот разговор состоялся между корреспондентом и начальником службы, отвечающей за работу с общественностью и ее непосредственными представителями -- журналистами. В компетенции этой же службы -- налаживание партнерских отношений между милицией и СМИ. Каково же отношение начальников волынского главка к прессе, если они даже свою пресс-службу не информируют о важных решениях, находящихся в ее компетенции!

Скоро-скоро Верховная Рада собирается принять поправки к законам Украины, регламентирующим отношения общества и СМИ. Президент Украины, судьи Верховного суда, народные депутаты высказались за недопустимость отношения к прессе как к служанке. Почему-то этого не хотят признать в волынской милиции. Может, газет не читают?