Украина

Предприниматели, которые платят фиксированный или единый налог, могут не использовать при продаже товара контрольно-кассовый аппарат

0:00 — 19 сентября 2000 eye 5763

Покупатель всегда прав… Любое цивилизованное общество придерживается этого принципа. И дает потребителю возможность отстоять свои права в законном порядке. Украина тоже всеми силами старается влиться в цивилизованный мир. Однако до полноценной интеграции нам еще очень далеко. Потому что покупатель у нас чаще всего не прав.

Получив на рынке чек, покупатель сможет полноценно отстаивать свои права

Кому из нас хоть раз в жизни не приходилось отстаивать свои права? Обсчет, недовес, некачественный товар… А пробовали ли вы вернуть бракованную вещь? Это трудно. Особенно, если она куплена не в магазине. У продавца в такие моменты обычно возникают куриная слепота и склероз. Он отказывается вспоминать вас и товар. Говорит, что вчера не торговал, так как был болен (отмечал день рождения, ходил в налоговую, помогал тете переезжать на новую квартиру). Причем в подтверждение своих слов он тут же находит множество свидетелей среди своих соседей по торговой площади. Какие аргументы вы можете привести в ответ?

Естественно, чтобы решать такие споры, необходимо иметь более весомое подтверждение факта покупки, чем слова и заверения. Например, кассовый чек. Принятый Верховной Радой Закон «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» был призван упорядочить механизм обслуживания покупателей. Широкое введение контрольно-кассовых аппаратов (ККА), предусмотренное этим документом, помогло бы потребителям более полноценно отстаивать свои права.

Однако закон вызвал множество споров и протестов. В основном -- со стороны предпринимателей. Правда, возмущение некоторых из них было справедливо. К примеру, предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, опасались ужесточения контроля со стороны налоговых органов. А ведь именно от необходимости ведения ежедневного учета выручки (и, соответственно, от внимания налоговиков к правильности этого учета) они и спасались, когда переходили на фиксированный или единый налог.

Кроме того, вызвали возражения некоторые технические моменты установки ККА. Например, этими аппаратами очень сложно оборудовать открытые рынки, где рабочие места (по соображениям техники безопасности) не могут быть подключены к сети электропитания.

Под натиском общественности парламент пересмотрел свое решение и отсрочил введение спорного закона до 1 января 2001 года. А тем временем Кабинет министров должен был подготовить перечень тех структур и сфер, где можно не использовать ККА. И вот в конце августа этот перечень был утвержден правительством (см. таблицу).

«Торговцы, освобожденные от применения кассовых аппаратов, должны будут выписывать чеки»

За разъяснениями по поводу тонкостей применения контрольно-кассовых аппаратов «ФАКТЫ» обратились к заместителю начальника Управления по организации контроля за расчетами с потребителями Государственной налоговой администрации Украины Владимиру Дьячкову:

-- Главное, что требовали предприниматели, -- не обязывать пользоваться кассовыми аппаратами тех, кто перешел на упрощенную систему налогообложения. И правительство учло их пожелания. Теперь физические лица, уплачивающие единый или фиксированный налог, а также субъекты предпринимательской деятельности, которые приобрели специальный торговый патент, имеют право не применять ККА при расчетах с покупателями.

Кроме того, разрешено не использовать кассовые аппараты при розничной торговле на рынках и ярмарках, а также через средства передвижной торговой сети, которые не подключены к электропитанию.

-- Однако в перечень не вошли палатки и контейнеры, размещенные на рынках. А ведь известно, что большинство продавцов (особенно на оптовых рынках) пользуются именно контейнерами.

-- В постановлении указано, что применять ККА обязаны продавцы в магазинах, киосках, палатках, павильонах, контейнерных помещениях, которые подключены к сети электропитания. То есть те, кто имеет техническую возможность подключить кассовый аппарат. А остальные могут не использовать ККА.

-- Кроме того, от применения кассовых аппаратов старались «откреститься» таксисты…

-- Дело в том, что и действующий сегодня Перечень отдельных форм деятельности не освобождает таксистов от применения таксометров при расчетах с пассажирами. Утвержденный Перечень повторяет норму, обязывающую таксистов (если они не перешли на упрощенную систему налогообложения) применять регистраторы расчетных операций. То есть таксометры, имеющие фискальную память.

-- Предусматривается, что все торговцы, освобожденные от применения ККА, будут выдавать покупателям рукописные чеки…

-- Так и будет. Покупателю нужно дать возможность защитить свои права. Поэтому закон предусматривает введение расчетных книжек, которые представляют собой сшитые квитанции, разделенные на две части. На отрывной части квитанции указан идентификационный номер продавца. В обе части документа он вносит сведения о покупке.

-- Сможет ли покупатель, имея такой документ, защитить свои права в конфликтной ситуации?

-- Конечно. Согласно Закону «О защите прав потребителей», продавец обязан выдать покупателю квитанцию, товарный или кассовый чек или другой письменный документ, удостоверяющий факт покупки. А требования потребителя рассматриваются после предъявления им такого документа. В соответствии с Законом «О применении регистраторов расчетных операций», квитанция, выдаваемая покупателю, является расчетным документом, подтверждающим факт продажи товара.

-- Куда обращаться покупателю, если продавец откажется выдать чек на проданную вещь?

-- В таком случае он имеет право обратиться в органы по защите прав потребителей или в налоговую службу.

-- Станут ли налоговые органы проверять правильность заполнения рукописных чеков?

-- Налоговые службы будут проверять наличие расчетной книжки у предпринимателя. Кроме того, наши сотрудники будут интересоваться идентичностью данных в обеих частях заполненной продавцом квитанции. Суммы, указанные в них, должны совпадать.

-- А если у торговца не будет расчетной книжки и кассового аппарата при том, что он, в соответствии с законом, обязан их иметь?

-- Отсутствие расчетной книжки или ККА при продаже товара расценивается как нарушение закона, за которое торговец несет финансовую ответственность.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО НЕ УСТАНАВЛИВАТЬ КАССОВЫЙ АППАРАТ, ЕСЛИ ОН:

-- перешел на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

-- ведет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и платит фиксированный налог путем приобретения патента;

-- приобрел специальный торговый патент.

КРОМЕ ТОГО, ПОД ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА НЕ ПОДПАДАЮТ:

1. Розничная торговля, осуществляемая через передвижные торговые сети (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, низкотемпературные лотки-прилавки, тележки, разноски, лотки, столики), которые размещены за пределами стационарных помещений и не подключены к сети электропитания.

2. Розничная торговля на рынках, ярмарках (за исключением размещенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа, средств передвижной торговой сети, которые подключены к сети электропитания).

3. Розничная торговля и общественное питание, осуществляемые предприятиями потребительской кооперации на территории села.

4. Продажа блюд и безалкогольных напитков в столовых и буфетах общеобразовательных школ и профтехучилищ во время проведения занятий, а также предприятий УТОС и УТОГ.

5. Розничная торговля, общественное питание и бытовое обслуживание на территории закрытых военных гарнизонов и городков, а также военных частей, размещенных в пределах сел.

6. Розничная торговля медицинскими и фармацевтическими товарами и предоставление медицинских и ветеринарных услуг на территории села.

7. Продажа товаров (согласно перечню, утвержденному Государственным комитетом связи и согласованному с Минэкономики и Государственной налоговой администрацией) и предоставление услуг почтовыми отделениями и пунктами связи в селах.

8. Продажа в киосках газет, журналов, конвертов, открыток, знаков оплаты почтовых услуг, билетов для проезда в городском транспорте, прочей печатной продукции, а также на предприятиях почтовой связи, если основная часть этой продукции составляет свыше 50% общего товарооборота при отсутствии продажи табачных изделий, алкогольных напитков и подакцизных непродовольственных товаров.

9. Продажа билетов, жетонов и электронных карточек в киосках, кассах метрополитена и салонах транспортных средств для проезда в городском транспорте (за исключением такси и других транспортных средств, которые работают в режиме маршрутного такси), билетов в салонах транспортных средств пригородного и междугородного сообщения (кроме железнодорожного), а также телефонных карточек в киосках.

10. Предоставление бытовых услуг:

-- на территории села;

-- дома у заказчика по ремонту и установке бытовых машин и приборов, радиоэлектронной аппаратуры, телеантенн, ремонту и сборке мебели, уборке квартир, присмотром за детьми, больными и людьми пожилого возраста, фотографированию (при условии проведения расчетов на месте предоставления услуг);

-- субъектами предпринимательской деятельности с 1-2 работающими.

11. Продажа билетов на посещение культурно-спортивных и зрелищных мероприятий (при условии их продажи за пределами указанных учреждений и специализированных касс).

12. Предоставление услуг библиотеками.

13. Продажа предметов религиозно-обрядовой атрибутики и предоставление обрядовых услуг религиозными организациями.

14. Продажа чая и кофе, а также получение оплаты проводниками в поездах за пользование постельным бельем.

15. Предоставление на вокзалах и в портах услуг носильщиков по доставке багажа пассажиров.


«Facty i kommentarii «. 19-Сентябрь-2000. Экономика.