Культура и искусство

На фестивале «рок-экзистенция» появилась «украинская земфира»

0:00 — 22 сентября 2000 eye 457

Фестиваль «Рок-экзистенция-2000» (Д/К КПИ, 15-17 сентября)

Последние несколько лет пошла такая тема, будто бы рок-музыка -- это никакой не протест, а такой же вид развлечения, как и все другие. Думаю, эту «дезу» запустили в СМИ хитрые продюсеры, чтобы обыватель не пугался и вкладывал денежки в рок-музыку. На самом деле правильная рок-музыка -- это самый настоящий бунт, протест, ломка сложившихся стереотипов во все времена. И протест, заметим, естественный и необходимый. По тому, как относятся в стране к рок-музыке, можно судить о масштабах свободы в обществе. Потому что психически здоровая молодежь в психически здоровой стране примерно лет с 14 с половиной начинает бунтовать против родителей, законов, условностей и общепринятых норм. И это НОРМАЛЬНО. Это физиология. Рок-музыка помогает молодому организму дать выход энергии, почувствовать поддержку и понимание -- то есть в целом, без особых потерь прожить переходный возраст. По фестивалю «Рок-экзистенция» можно смело судить о том, какая сейчас молодежь, куда ее несет и нормально ли у нее с психикой.

Нормально. Может быть, нынешние 14-17-летние даже лучше нас. Свободнее и самостоятельнее. К тому же, четко сформулирована идея фестиваля: «Не будь, як всi, -- слухай справжню музику», -- благодаря чему на фестивале почти не было людей, которые пришли от нечего делать. У нового поколения, выросшего в другой стране, появились все те же неразрешимые вопросы, и это заметно. При всем при том на фестивале царила атмосфера легкого абсурда, что тоже под стать лучшим традициям рок-культуры: на втором этаже ДК КПИ вовсю репетировал кружок бальных танцев (»раз-два-три и раз-два-три»), в туалете цитировали Чижа, а в вестибюле мелькали майки с изображением Че Гевары и Моррисона. Но (и это главное): людей в спортивных костюмах и туфлях было минимум. Здесь им было скучно.

На «Рок-экзистенции» больше внимания обращаешь на атмосферу, чем на качество музыки. Можно было бы привести два десятка упреков по поводу несовершенства музыки и исполнителей (в фестивале участвовало около 20 молодых групп и с десяток классиков украинского рока), но почему-то не хочется. Гораздо важнее отметить, что общий здоровый заряд энергии трех дней фестиваля скрасил отдельные недочеты и проколы.

В каком направлении движется украинский рок? Заметно много групп с девичьим вокалом -- «Неймлесс», «Жандармы», «Эсперанза», «Крихiтка Цахес». Все солистки очень энергичные, страстные, настоящие языческие. Многие песни напоминают заговоры, плачи, молитвы -- потрясающее продолжение традиций прадавней славянской музыки, положенные на современные ритмы. Другой мощный поток -- и он представлен мальчиковыми составами -- едкая помесь гранжа и брит-попа, все экспериментируют с инструментами и вокалом, текста -- минимум, они угрюмые и нарочито бессвязные. Провинциалы играют и мыслят ничуть не хуже киевлян -- никто не зациклен на «чистом» роке, никаких бредовых «принципов» не осталось, все три дня фестиваля были непохожи друг на друга: в первый больше танцевали, во второй -- слушали. Люди все прибывали, причем из других городов, что делало фестиваль местом непринудительного всеукраинского единения. По части «формирования национального самосознания» фестиваль делает гораздо больше, чем все львовские и киевские «патриоты», -- хороший, современный украинский язык чувствует себя здесь, на фестивале, вольготно и спокойно. Именно здесь формируется нация. И не надо ей помогать. Только не мешайте.

В третий день «украинской Земфирой» была прозвана Леся Герасимчук с группой «Королiвськi зайцi» -- о них «ФАКТЫ» написали первыми еще полгода назад. Символами гармонии фестиваля стали «Мертвий пiвень» и «Плач Еремии» -- группы несовременные и оттого жутко приятные. По ночам фестиваль продолжался поэтическими посиделками с Юрком Покальчуком, Виктором Цыбулько, Андреем Середой и пр. Пили, пели, читали, оттопыривались.