Ширку считают уделом бедных старшеклассников, а спиртное -- развлечением для умственно отсталых
Только от полной безысходности и отчаяния можно было решиться на такой шаг. И отцы решились. Ночью они загнали своих сыновей в машину и вывезли подальше в лес. Две петли на шеи, две табуретки, взятые из дома, -- под ноги. Перепуганные насмерть 17-летние мальчишки стояли со связанными руками, не пытаясь бежать. Страшны лица отцов, принявших решение проститься с детьми навсегда: «Вам минута на размышление. Или вы расстаетесь с наркотиками, или Мы переплачем это горе и будем жить дальше». У одного из висельников от страха началась рвота. «Мы бросаем!» -- послышался хрип.
-- Они «завязали». Владимир Р. , отец одного из мальчиков, рассказал мне, что с того дня прошло уже восемь месяцев, -- говорит врач-нарколог Игорь Белоголовский, директор Киевского благотворительного реабилитационного фонда для наркоманов и алкоголиков «Гофер», при Управлении по делам семьи и молодежи Киевской горадминистрации. -- «Бросили» они благодаря пережитому шоку. Родители действительно перепробовали все, что было возможно, чтобы избавить сыновей от наркотической зависимости. Ребята видели, как близкие исступленно боролись за них, чувствовали их усугублявшееся отчаяние, и поняли, что некая грань взрослыми уже перейдена.
К сожалению, хотя практически все наркоманы стремятся «бросить», статистика утверждает, что лишь 3--5 процентов избавляются от наркозависимости. Ведь после лечебного курса нужно, чтобы кто-то помог пережить страшные три месяца психической зависимости и полгода психологической. Где и с кем (не с такими же наркоманами) пережить этот тяжелый период, у кого искать поддержки и консультации? Не у кого.
Из досье «ФАКТОВ».
В Украине количество наркозависимых ежегодно возрастает в среднем на 45 процентов, а ВИЧ-инфицированных увеличивается в 6,3 раза, среди них 86 процентов -- наркоманы. Опрос среди молодежи до 17 лет, проведенный в прошлом году по инициативе Госкомитета по делам семьи, показал: 88 процентов респондентов знакомы с действием наркотиков. Каждому из живущих в Украине проблема наркомании могла бы стоить, если ее решать, 120 долларов в год. Каждый наркоман (и курящий «драп» тоже) за свою короткую (от полугода до пяти лет) «карьеру» приобщает к этому делу 10--12 человек.
-- По тому количеству людей, которые к нам приходят (около 240 человек ежемесячно!), я вижу, что «бычий кайф» уже не в моде. На жаргоне «быками» называют тех, кто употребляет алкоголь. -- продолжает Игорь Белоголовский. -- Потому к нам мало обращаются с проблемой алкоголизма. Теперь все чаще «истинного арийца» можно встретить в подворотне с косяком «драпа». Голубых кровей аристократ знает толк в удовольствии. Замечали молодых людей в транспорте, на улице с полуприкрытыми веками, засыпающих на ходу? Это и есть состояние наркотического опиатного «прихода». Они могут в этом состоянии не донести сигарету до рта и замереть на полчаса, очнувшись, с удивлением заметить прожженную дыру на одежде
-- Кто же ваши клиенты?
-- Чаще всего обращаются за помощью обеспеченные родители (затем и их дети, в основном, от 12 до 23 лет). Это закономерно. Где водятся деньги, там найдется и работа для наркодилеров. Есть среди клиентов и малоимущие семьи, в которых основной проблемой стала дешевая ширка. Но среди молодежи, особенно «золотой», теперь чрезвычайно модно курить «траву». Тем более, что по глупости своей они полагают: в любой момент можно бросить, и до героина или иглы не дойдет. А это не так.
Мой знакомый четыре года из последних сил боролся, чтобы не сесть на иглу. Дошло до того, что он выкуривал по 18 порций марихуаны в день! И все-таки укололся. Через полгода дошел до полного истощения. Закономерность тут простая: если один наркотик уже не доставляет удовольствия, прибегают к более сильному. К тому же нет наркоманов-одиночек. Это всегда какой-то круг знакомых (так им легче добывать зелье, занимать деньги, да и просто общаться на самую «приятную» тему), готовых помочь переступить черту
К сожалению, самый массовый потребитель курева -- это студенты престижных вузов и колледжей, творческая молодежь. Из-за того, что взрослые совершенно не просвещены в этих вопросах, они пропускают тот начальный момент, когда еще можно что-то предпринять. Вот группа студентов на лекции. Они чрезвычайно оживлены, раскованы, громко смеются по любому поводу, много красочно говорят, задают вопросы. Может, они так заинтересовались предметом? Да просто они покурили перед лекцией. А вот Маша с Петей на последней парте сильно устали, просто спят на ходу. Может, лучше их отпустить домой? (Маша с Петей с парты не поднимутся -- они приняли внутривенно другой наркотик, расслабляющий).
Сейчас мы пытаемся через министра образования, через ректоров вузов организовать «походы в люди». Уже побывали в нескольких колледжах. Я умышленно не называю названий и имен, чтобы не было обид и претензий). Очень охотно нас принимают в общеобразовательных школах, потому что педагоги заинтересованы в благополучии своих коллективов, несут за них ответственность. И если распространителя «наркоты» можно встретить возле престижного вуза, то в школах попадались на горячем ловкие, всем знакомые местные бабули с кошелками по 15--20 спичечных коробков травы!
-- Почему же родителям так сложно заметить, что с ребенком что-то происходит?
-- Видимо, в силу их занятости. Мы пытаемся выяснить, что и как происходит дома, как ведет себя ребенок, с которым всегда разговариваем отдельно. Замечу, что наркоманы, особенно начинающие, очень осторожны. Они вынуждены лгать, потому очень плохо идут на контакт, чтобы не засветиться. К сожалению, к нам часто обращаются, когда проблема с ребенком уже видна невооруженным глазом. Из дома начинают пропадать ценные вещи -- нужны деньги на более сильные наркотики (ложки, например, исчезают потому, что в них «греют» героин).
-- Вы постоянно в контакте со своими подопечными?
-- Когда этого хотят родители, то контакт с детьми постоянный и очень длительный, потому что от беды быстро не избавляются. Да и не всегда наши клиенты -- дети. Недавно мы потеряли 27-летнего парня. Вроде бы дела уже шли на лад -- он некоторое время не кололся. Но подвернулись деньги, купил дозу. Мать не заметила ничего угрожающего: перед сном они попили чаю, сын остался на кухне почитать книгу. А утром она нашла его в постели мертвым.
-- О том, что ждет инъекционных наркоманов -- СПИД, сгнившие вены, заражение крови, абсцессы, передозировка, быстрый конец (наркоманы с 10-летним стажем -- уникальное явление), знают многие.
-- Кроме вышеперечисленного, их еще ждет и тюрьма. Когда одного вроде бы уже «завязавшего» наркомана привлек запах «варева» из знакомой квартиры, а ему упорно не открывали дверь (правило у этих деляг такое: когда варят ширку, никого не впускают), он выбежал на улицу и ножом начал кромсать машину хозяина квартиры. Выскочившему спасть имущество хозяину было нанесено около десятка ножевых ранений. Он умер.
«Драп», курево -- первая ступень по лестнице, ведущей в могилу. После него последуют ширка, героин, ЛСД, «крек», «крокодил» Прежде всего поражаются сердце и легкие (хронические бронхиты, рак или туберкулез), печень теряет свою функцию кровяного фильтра; в головном мозге нарушаются физиологические процессы обмена жидкости (мозг «высыхает»); развивается такое явление, как «слабость головного мозга».
Какая уж тут учеба, работа, кто будет искать путь в светлое далеко для страны, когда «слабеющий» мозг сосредоточен только на одном: где найти и на что купить новую дозу?!