Происшествия

На конюшнях киевского ипподрома держат своих лошадей депутаты, бизнесмены, а раньше здесь можно было увидеть скакунов, принадлежащих леониду кравчуку и леониду кучме

0:00 — 4 августа 2000 eye 2546

Содержание породистых лошадей в частных конюшнях обходится в 150--200 долларов в месяц

«А вы знаете, что в конюшнях Киевского ипподрома живет рысак-лилипут? Размером он с большую собачку. Стоит немало, а продать нельзя. Кто ж его такого возьмет? Поэтому и приучили рысачка стеречь конюшни и кусать посторонних. Очень подружился он с жеребцом одного из первых лиц государства, и даже от хозяина его охранял», -- сообщил нам по телефону один из читателей «ФАКТОВ», представившийся бывшим сотрудником ипподрома. Естественно, мы не смогли отказать себе в удовольствии познакомиться с диковинным коньком, а заодно узнать, как живут другие обитатели Киевского ипподрома.

«Конскими» шампунями моют головы кинозвезды

Человеку, впервые попавшему на конюшни ипподрома, сразу бросается в глаза обилие домашней скотины и прочей живности, которая куда лучше вписалась бы в какой-нибудь сельский пейзаж. Вдоль беговых дорожек мирно пасутся козы и коровы, непосредственно возле конюшен роются в навозе куры и индюки. А вдоль денников, где жуют сено рысаки, бегают малые дети, котята и щенки. Жизнь кипит.

Как нам объяснили, рысачники, то есть тренеры-наездники, которые всю жизнь занимаются рысистыми лошадьми, находятся в наиболее бедственном положении по сравнению с другими работниками ипподрома. Вот уже три года, как им не платят зарплату, и многие вынуждены обзаводиться мини-хозяйством, чтобы как-то прокормить семьи. Наездница Татьяна, как и все здесь, фанатично предана лошадям: они с мужем уже около 20 лет практически живут среди своих питомцев. Вот и при нас супруги привычно жарили картошку на походной плитке прямо в конюшне.

На частной конюшне, которая находится в нескольких десятках метров от государственных, картина совершенно другая. После ремонта здесь оборудованы комнаты отдыха с диванами и телевизором, есть и благоустроенная кухня со стиральной машиной-автоматом. Это для людей. А просторная душевая предназначена для коней. Гривы им моют немецким шампунем. (Мы про себя отметили, что пользуемся таким же. -- Авт. ) На Западе существуют специальные «конские» шампуни, обогащенные протеином. Даже кинозвезды предпочитают «лошадиные» шампуни «человеческим». Поэтому и «гривы» у них такие. Как у коней.

Владельцы частных конюшен -- люди одержимые. Как правило, это наездники-любители, которые вкладывают капитал в развитие конного спорта. Мы побывали в конюшне сына президента федерации конного спорта Дмитрия Монтева, на ипподроме также есть частные владения других бизнесменов, где содержатся и лошади некоторых политиков. Жил здесь и жеребец, подаренный Леониду Кучме, сейчас его перевезли в частное хозяйство. А двое лошадей Леонида Кравчука отсюда перекочевали в конюшни Национального аграрного университета. К сожалению, одна из них пала. Не одним, извините, овсом жива лошадь.

-- С лошадью нужно работать, а не только содержать ее в тепле и достатке, -- убежденно сказала наш гид по ипподрому мастер спорта, тренер-наездник Жанна Лобунец. -- Обычно тренер проводит на конюшнях целый день. Убирают за лошадьми, конечно, конюхи, но все остальное делаем мы. Ведь конюхи у нас -- старенькие бабульки, которые получают 70 гривен зарплаты, и при этом … боятся лошадей.

Кстати, содержание только одной лошади в приличных условиях обходится в 150-200 долларов в месяц. А в Москве -- до 500. Но держать лошадей -- это не просто хобби, а еще и коммерческая выгода. Во-первых, вырастить чемпиона престижно: каждая его победа служит рекламой его владельцу. Кроме того, потомство титулованного производителя можно выгодно продать. Такого, скажем, как гнедой красавец-ганновер высотой 1 метр 76 сантиметров в холке по кличке Вельбот, -- призер многочисленных соревнований, лучший производитель в Киевской области. Как нам удалось выяснить, цена, скажем, лошади довольно популярной у нас ганноверской породы колеблется от 6 до 50 тысяч долларов. Средняя -- 12 тысяч. Правда, цена в значительной мере зависит от того, насколько хорошо лошадь выезжена. Одно дело -- конек для прогулок, другое -- лошадь, подготовленная для спортивных состязаний. Кстати, на Западе ни один состоятельный папаша не купит своему ребенку жеребца -- только спокойного мерина.

Старейший жеребец, которому недавно исполнилось 20 лет, стал чемпионом Украины!

Немалую роль в спортивных достижениях играет характер лошади. Есть на ипподроме жеребец-легенда. Это славный юбиляр Кипарис, которому в этом году «стукнуло» 20 лет. Почтенный старикан, несмотря на возраст, и в этом году стал чемпионом Украины по выездке.

-- О таком коне можно только мечтать, -- говорит тренер-наездник Наталья Садовская, которая выступает на Кипарисе уже 11 лет. -- Он такой спокойный, ласковый. Кипарис неоднократно был призером еще во времена Союза. И сейчас, несмотря на возраст, находится в отличной форме.

Судьба некоторых лошадей складывается подчас драматично. К примеру, дочерей Вельбота, двухлетних кобыл Вакханалию, Ваниль и Фабрикантку, после закрытия одной из детских спортивных школ хотели пустить… на салями. Жанна отстояла этих трех «граций» и теперь тренирует их. Чтобы лошади начали выступать на выездке (элитный вид конного спорта), их тренируют не меньше трех лет.

-- Главное для тренера -- добиться гармонии между наездником и лошадью, -- объясняет Жанна Лобунец. -- Они должны смотреться как единое целое. Со стороны пируэты лошади выглядят легко и непринужденно, а всадник кажется просто дополнением.

Тренеры считают, что для выездки лучше подходят жеребцы с полным отсутствием личной жизни. То есть их близко не подпускают к кобылам и, как правило, жеребцов-спортсменов в зените славы в производители не отдают.

-- А то они становятся нервными, увидев кобылу, начинают кричать, и их трудно заставить сосредоточиться на работе, -- рассказывает Жанна. -- Кроме того, не хочется рисковать жеребцом-призером. А то, знаете ли, бывали случаи, что норовистые кобылы ломали своим кавалерам ноги.

Тренеры, несмотря на безденежье, не могут не угостить любимцев вкусненьким.

-- Я за свои деньги моему мешками морковку тащу, -- говорит наездник Женя.

Впрочем, надо отметить, что вкусы передаются: некоторые наездники и сами любят похрустеть морковью. Короче, смешались в кучу кони, люди…

Кастрированный Ричард Гир … служит в милиции

На ипподроме воспитывают и лошадей для конной милиции Киева. Они проходят боевое крещение под дулами автоматов, также им под ноги бросают петарды -- чтобы привыкали к резким звукам и не растерялись в сложной обстановке. Но до этого отобранных жеребцов со спокойным характером, высоких гнедых красавцев, кастрируют, дабы прибавить им еще больше кротости. Наша милиция объезжает город на конях с романическим кличками -- Ричард Гир, Омар, Монблан.

Недавно на ипподроме стал возрождаться тотализатор -- правда, люди ставки делают небольшие, по 5 гривен, к примеру. Кажду субботу здесь можно полюбоваться бегами. Сами рысачники, однако, перспективы видят неутешительные. «На Запад наших рысаков не вывезешь -- нет денег, да и бессмысленно, они не дотягивают до мировой классификации», -- жалуются тренеры.

О чем говорить, если с овсом проблемы -- тонна стоит 600 гривен. У государства с надлежащим финансированием не сложилось. Тренера-»верховики», то есть занимающиеся выездкой на скаковых лошадях, хотя бы периодически участвуют в частных соревнованиях. В государственных соревнованиях, даже за приз «Дерби», вознаграждение чисто символическое: 120 гривен, которыми нужно поделиться с конюхом, и венок. Но для лошадей лавр -- растение бесполезное, он горький и противный.

В общем, поиски загадочного рысака-лилипута успехом не увенчались. Видимо, позвонивший в редакцию «ФАКТОВ» бывший сотрудник ипподрома имел в виду местную достопримечательность -- шотландского пони Кешу, подаренного ипподрому фермой при аграрном университете. Этот любимец детей действительно ростом с крупную собаку и весит всего 50 килограммов. Он обожает бегать наперегонки с ротвейлером одного из тренеров и постоянно скалит зубы. Наверное, улыбается. Ребятишки не только катаются на Кеше верхом, но и водят его запросто на поводке. Но пони тоже кони, как поется в песенке, и иногда он проявляет свой ретивый нрав -- например, при встрече с большой лошадью норовит цапнуть ее зубами или лягнуть копытцем. Большие реагируют с недоумением: это еще что за чудо природы? Неужели тоже лошадь?


«Facty i kommentarii «. 04-Август-2000. Жизнь.