Происшествия

Пятилетний алеша крупчинский, несмотря на отсутствие до локтя правой руки, стал обладателем белого пояса айкидо

0:00 — 15 августа 2000 eye 476

В киевском клубе айкидо «Кимушин» этот малыш, а также больные детским церебральным параличом и глухонемые уже полгода осваивают боевое искусство

Спустя девять лет после Чернобыльской катастрофы в семье Крупчинских ожидали рождения ребенка. Малыш появился на свет без руки, точнее, без правого предплечья, да и шансов выжить у новорожденного было немного. У матери Алеши, врача-неонатолога, началась послеродовая депрессия. Тем не менее и она, и ее муж нашли в себе силы не отказаться от сына, и мальчик остался в семье. Родители дали ему возможность стать таким, каким его можно увидеть сейчас -- озорным, любопытным мальчуганом, который с очаровательной улыбкой выходит на мягкий тренировочный татами (специальное покрытие в тренировочном зале), где ничто не может помешать ему совершенствоваться в одном из видов японских единоборств -- айкидо.

«Когда я был еще совсем маленьким, на меня напала акула. Пока я с ней боролся, она откусила мне полруки»

-- Помню первые дни после рождения сына -- все происходило, как в кошмарном сне, -- рассказывает мама Алеши Марина Крупчинская. -- Я тогда замкнулась в себе, не хотела ничего, не могла никого видеть, ни с кем говорить. А когда после выписки вернулась домой, бывало, подходила на кухне к плите, включала ее и забывала выключить газовую конфорку. В то время, как это ни удивительно, меня спасала наша собака -- пес Бони. Он никогда не оставлял меня одну и, если видел, что со мной что-то не так, ложился и подолгу «дежурил» у моих ног. Бони тогда был нянькой для меня и маленького Алеши. И, вы знаете, вскоре я пришла в себя. Самой важной целью для меня стало воспитание сына как полноценной личности, человека, который, понимая свое отличие от других людей, может превозмочь комплексы и иные психологические проблемы, возникающие в связи с этим. Ведь я знаю, как зачастую происходит: в большинстве случаев многие родители детей-инвалидов с приобретенными травмами или с «чернобыльскими» аномалиями, как у Леши, пытаются спрятать своего ребенка от мира. И тогда не только ребенок начинает стесняться себя, своей неполноценности, но и сами родители. В итоге такие дети становятся совершенно не подготовленными к самостоятельной жизни и развиваются, как домашние растения.

«Растительный» образ жизни у Алексея удалось предупредить. И мать, и отец ничем не ограничивают внутреннюю свободу мальчика, и вместе с тем он постоянно чем-то занят: помогает родителям на дачном участке, сам стирает свои вещи, готовит еду, старательно выводит фломастером домики на альбомных листках, слагает вместе с папой первые наивные детские стихи и, конечно же, участвует в «песочных» баталиях с соседскими мальчишками. Уже сейчас он осознает, чем отличается от сверстников, и умеет защититься от не всегда тактичных вопросов. Благо, смелая Лешина фантазия позволяет ему говорить: «Я был еще совсем маленьким, и, когда купался в бассейне, на меня напала акула. Пока я с ней боролся, она откусила мне руку».

На «маленькой» и «большой» руках Алеша отлично отжимается от пола

Крупчинские давно хотели отдать своего сына в спортивную секцию. Но визиты в различные тренировочные залы и киевские школы боевых искусств чаще всего заканчивались безуспешно. Рассказывает отец Алеши Виктор Крупчинский:

-- Не так давно я с женой обратился в одну секцию, но в ответ прозвучал резкий отказ тренера. Может, он и не хотел нас обидеть, но все же многозначительно намекнул, что Алеше место не в тренировочном зале, а, простите, под маминой юбкой. И добавил, что наш сын способен разве что рисовать или читать.

Потом отчаяние охватило и сына. В детском садике проходило занятие по физкультуре, и детей учили ходить «крокодильчиком», приняв упор лежа на руках. Леша, разумеется, так двигаться не мог, тогда ему велели идти вприсядку за всеми. Он пришел последним. Расстроившись, Леша заявил дома: «Я в садик больше никогда не пойду!» А буквально на следующий день после случившегося в клинику, где Алеше устанавливали протез и вели наблюдение за его больной рукой, пришло письмо от Федерации айкидо Украины с предложением бесплатно тренировать детей-ампутантов или детей с отсутствием верхних конечностей в силу родовых аномалий.

По телефону Крупчинские связались с президентом Федерации айкидо Украины, обладателем третьего дана Алексеем Кудрявцевым. Он, узнав, что мальчику всего пять лет, поначалу засомневался (тренировки айкидо, совершенно безопасные для здоровых людей, были практически не проверены на инвалидах, тем более в таком раннем возрасте), но все же согласился поговорить со своим маленьким тезкой. Когда Леша со знанием дела стал рассказывать, как ловко он прыгает, бегает, какой он сильный и деловой молодой человек, тренер кивнул, добавив: «Ну-ка, пойдем в зал, посмотрим, что ты умеешь… » Через несколько минут они весело кувыркались на татами. В общем, учителю (сэнсею) пришлось сделать исключение, и мальчик стал тренироваться. Сначала тренировки решили проводить не в общей группе, а индивидуально. Но в процессе обучения тренер относился к Алеше абсолютно так же, как и к другим своим подопечным. Дело в том, что в практике айкидо, как, впрочем, и в других восточных единоборствах, учитель может наказывать ученика за леность или неправильное поведение в зале (додзе): иногда заставляет нарушителя делать тяжелые физические упражнения, иногда его может ощутимо, но, разумеется, без травм «поколотить» расщепленной бамбуковой палкой в кожаном чехле (синай). Все это элементы одного большого образовательного комплекса, направленного на формирование волевых и психологических качеств ученика. Вот и Алешу время от времени тренер гоняет синаем за погрешности, и малыш уже совсем не боится наказаний, стоически перенося их, -- в отличие от родителей, которые хватались за сердце, наблюдая процесс тренировок.

В свои пять лет «мальчик-ампутант» свободно делает головокружительные кувырки, мягко падает, переносит такие нагрузки, которые его ровесникам и не снятся. На «маленькой» и «большой» руках он отлично отжимается от пола, больной ручкой даже помогает себе при выполнении некоторых приемов айкидо. И действительно, у него начинает получаться эта сложная, требующая предельного самоконтроля техника -- ведь тренер не дает Леше никаких поблажек.

Айкидо может помочь разобраться с собственными комплексами

-- У меня давно появилась идея преподавать айкидо детям с физическими аномалиями, врожденными и приобретенными болезнями опорно-двигательного аппарата, ампутантам, детям и взрослым, имеющим аномалии слуха и речи, -- говорит президент Федерации айкидо Украины Алексей Кудрявцев. -- Помню, когда впервые поделился своими мыслями с другими тренерами-восточниками, меня чуть ли не на смех подняли. Когда же в нашем клубе «Кимушин» появился Леша, я, несмотря на его возраст, согласился тренировать мальчика. Изучая японские боевые искусства, я и сам когда-то перенес довольно-таки тяжелый перелом кисти.

На первых Алешиных занятиях были заметны нарушения координации движений, «нормальную» тренировку он переносил только благодаря усилиям воли (вообще-то он не слабый паренек и даже умудряется улыбаться, делая очень сложные упражнения). Тогда, после наших первых занятий, мальчик так уставал, что по дороге домой, прямо в метро, засыпал. Теперь Алеша стал более выносливым, и его физическую подготовку не сравнить с подготовкой и физическим состоянием обыкновенных пятилетних детей. Координация тоже улучшилась, кроме того, Алексей стал более организованным. И это отмечаю не только я, но и его родители. Хотя часто бывает, что тренировка заканчивается самой простой игрой, иногда мне просто трудно удержаться. Ведь мой ученик еще совсем маленький ребенок, и все превращается в шутку: к примеру, чтобы научить его быстро бегать, я даю ему в руку длинную палку, и он мчится за мной, пытаясь шлепнуть меня по спине. А потом мы меняемся ролями.

Сегодня у Леши есть стимул. Он мечтает, когда вырастет, победить меня, а потом и братьев Кличко. А ведь как важно для него иметь цель и жить без комплекса неполноценности. Кстати, именно практика айкидо может помочь разобраться со своими комплексами (к нам приходят и спортсмены-неудачники, и просто физически слабые люди). Путь самосовершенствования очень тяжелый, и не все способны его пройти, тем не менее сейчас он открыт для всех. Кроме того, занятия айкидо с детьми-инвалидами, с пожилыми людьми (а в нашем клубе есть и такие) -- прекрасная почва для научных исследований в области лечебной и социальной реабилитации. Медикам, психологам и социологам мы можем предоставить такую редкую возможность: главное, чтобы они нам не мешали. Насколько я знаю, в мировой практике восточных единоборств никто из инвалидов не становился обладателем белого пояса, за исключением единичных случаев среди глухонемых.

Хлопки, которые не слышны

Традиционно перед началом тренировки в школах айкидо соблюдается ритуал открытия занятия: в зале среди полной тишины присутствующие делают несколько приветственных поклонов, один -- Учителю-основателю айкидо Морихею Уесибе, следующий -- поклон-приветствие сэнсея и учеников. Между этими поклонами обычно в унисон звучат два четких, звонких хлопка ладонями. Кто-то склонен считать такие хлопки неким мистическим действом, связывая их с различными философскими учениями Востока. На самом деле два хлопка, по мнению президента Федерации айкидо Украины, являются всего лишь психофизическим фактором, помогающим настроить сознание учителя и учеников на тренировку. Но в киевском клубе «Кимушин» не все могут услышать эти два хлопка и тем более их проделать. Прошло около года после того, как Федерацией айкидо Украины была набрана экспериментальная группа, состоящая из глухонемых, а также больных различными формами церебрального паралича. А начиналось все с того, что руководители клуба разослали письма в городские и всеукраинские организации инвалидов с предложением сотрудничать на благотворительной основе. (Кстати, некоторые письма, дойдя до адресата, были восприняты не просто с непониманием, но даже с агрессией). И все-таки люди пришли, привели своих друзей, родственников… Инструкторам «Кимушина» пришлось разрабатывать новые методы преподавания айкидо, адаптируя их для работы с больными церебральным параличом и пострадавшими в дорожно- транспортных происшествиях, находить источники взаимопонимания с глухонемыми. Тренировки в таких группах проходят в присутствии сурдопереводчика. Иногда сэнсей показывает группе таблички с японскими терминами, напечатанными кириллицей, и постепенно сам осваивает азбуку жестов. У каждого инвалида, обратившегося в «Кимушин», свои причина и история: кто-то пришел сюда, спасаясь от одиночества, кто-то таким образом борется с собственным недугом. Один парень, больной ДЦП, рассказал мне, как несколько лет назад пьяный прохожий унизил его, сломал палочку и обвинил в воровстве. Обида от оскорбления осталась до сих пор, зато теперь в клубе айкидо причиненное огорчение компенсируется попыткой стать другим -- сильным, уверенным в себе и своих возможностях человеком.

И уже есть первые результаты. Кроме Алеши Крупчинского, на последней аттестации в Федерации айкидо Украины большинство занимающихся в экспериментальной группе смогли сдать экзамен и получить белый пояс. Возможно, этот факт следует расценивать как снисходительный жест со стороны руководства клуба. Сами же инструкторы утверждают, что для получения последующих поясов требования к инвалидам будут такими же, как и к другим членам «Кимушина». Некоторые тренеры клуба признались, что во время аттестации этой группы им трудно было удержаться от слез.

P. S. Мы намеренно не писали об истоках и истории айкидо, о жизни основателя учения айкидо -- Учителя Морихея Уесибы. Незадолго до смерти этот великий японец коротко заметил: «Айкидо -- проявление любви». Он считал, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, что его айкидо предназначено не для избранных людей, не для элиты и не для отдельной нации, а для всей человеческой семьи. Получить информацию об этом гуманном учении все заинтересованные лица могут, разыскав Федерацию айкидо Украины. Всем, желающим помочь «Кимушину» в реабилитации и обучении инвалидов экспериментальной группы, достаточно позвонить по телефону: 411-44-89.