Происшествия

Фальшивая «зеленая карта» за границей превращает пребывание там автолюбителя в месяцы позора

0:00 — 29 августа 2000 eye 589

Бюджет же ежемесячно теряет на этих фальшивках почти 2 миллиона гривен

С 1995 года, после присоединения Украины к международной системе автострахования, отечественный автолюбитель не может выехать на Запад без «зеленой карты» -- полиса обязательного страхования владельцев автотранспортных средств. Одни считают это новой разновидностью несправедливых поборов, другие относятся с пониманием. Высокая цена на страховой полис открыла широкое поле деятельности для мошенников, которые качественно и не очень подделывают «зеленые карты», ставя зачастую в безвыходное положение выехавших за границу владельцев машин и подрывая своими действиями имидж нашего государства.

В Украине только одиннадцать страховых компаний имеют право продавать «зеленые карты» официально. Но другие фирмы могут выкупать у них право на страхование автолюбителей и действовать на агентских условиях. Чаще всего полисы подделываются именно на уровне агентов, реализующих их. Цена наиболее распространенного полиса сроком на полгода составляет 1000-1200 гривен. В отпечатанные бланки мошенники вносят заведомо неправдивые данные о сроке действия страховки, стране, на территории которой полис действителен, а об отсутствии некоторых, а то и всех, степеней защиты документа и говорить не приходится.

Технически проверить подлинность каждой «зеленой карты» у выезжающего за границу автомобилиста очень сложно. Тем более что наши пограничники традиционно обращают внимание на паспорта, права, техпаспорт. Страховка же -- дело второстепенное. Однако анализ, проведенный Службой безопасности Украины, показал, что массовая подделка «зеленых карт» наносит ощутимый ущерб экономике нашего государства. Инициированные сотрудниками СБУ проверки на границах доказали, что ущерб госбюджета от продажи фальшивок составляет от одного до двух миллионов гривен в месяц.

Правоохранительные органы западноевропейских стран очень ответственно относятся к наличию страховки. От украинского автомобилиста при пересечении границы первым делом требуют талон из страховой книжки, правда, не особенно проверяя его на подлинность. Если она подделана, но за время загранпутешествия никаких ДТП не произошло, считайте, что автовладельцу повезло. Но если он, к несчастью, попал в ДТП, все может обернуться весьма неприятно. Так, например, случилось с одним нашим соотечественником. Выехав с поддельной «зеленой картой» в Венгрию, он сбил пешехода. Не насмерть, но переломы у пострадавшего были серьезные. Полиция отправила запрос в украинскую страховую компанию, реквизиты которой значились в страховом полисе. Компания ответила, что данный документ она не выдавала, следовательно, он поддельный, а потому никакой ответственности она не несет и, естественно, никакого ущерба возмещать не будет. Гражданин Украины в это время сидел в камере предварительного заключения, а сбитый им венгр ждал в больнице подтверждения страховки, чтобы заплатить за операцию и дальнейшее лечение…

При приобретении страхового полиса автовладелец в целях личной безопасности должен обращать внимание на то, как страховой агент заполняет «зеленую карту», особенно ту ее часть, которой он отчитывается перед руководством компании.

На сегодняшний день единственным гарантом оплаты страховки для граждан Украины при подобных происшествиях является «Моторно-транспортное страховое бюро Украины», которое выплачивает пострадавшим необходимую в таких случаях компенсацию. До сих пор не было ни одного случая отказа. Но -- и на это тоже обращают внимание сотрудники СБУ -- все хорошо, пока у бюро есть деньги. Однако количество ДТП с участием украинских автовладельцев за границей растет, и по каждому из них дипломатические ведомства бьют тревогу. А если средства у бюро исчерпаются или их выплаты придется долго ждать? В таком случае наш автомобилист будет сидеть неопределенный срок в тюрьме, а международные судебные инстанции могут завалить исками против нашего государства, в котором якобы сплошь и рядом подделываются «зеленые карты» и откуда выезжают с поддельными страховыми полисами в таком количестве, что это создает, по мнению западных наблюдателей, проблемы для жителей Западной Европы.

Специалисты отмечают, что, если ситуация не изменится к лучшему, нашу страну могут исключить из международной системы автострахований «Зеленая карта». И вопрос о распространении в Украине поддельных страховых свидетельств уже серьезно обсуждался рабочими комитетами этой организации. Если такое решение будет принято, Украина утратит право на изготовление собственных страховых полисов международного образца, и государство недосчитается значительных средств. Автолюбителям же все равно придется приобретать у тех же страховых агентов «зеленые карты», но уже западного образца, цена на которые значительно выше.


«Facty i kommentarii «. 29-Август-2000. Право.