Происшествия

Пассажиров «черноморца», из-за непогоды «добиравшегося» из киева в одессу более трех суток, развлекал оперный певец

0:00 — 1 декабря 2000 eye 702

Вдоль дороги на почерневших деревьях висели замерзшие вороны

Вчера в половине первого ночи в Киев -- через трое суток -- наконец-то прибыл фирменный поезд «Черноморец», отправившийся из Одессы еще в минувшее воскресенье. Трое суток Одесса была в ледяном плену, и добраться до нее по железной дороге не представлялось возможным. Первым «прорвался» скорый поезд «Одесса -- Москва» с романтическим названием «Белая акация».

-- Мы выехали из Одессы в Москву в ночь с воскресенья на понедельник, -- рассказал начальник 36-го поезда Александр Истомин. -- Уже спустя час после выезда машинисты были вынуждены остановить состав из-за обледенения электропроводов. Тепловоз оттащил поезд назад в Одессу. Для всех это, конечно, было неожиданностью, но никто не жаловался. Все с пониманием отнеслись к капризам природы. Немногочисленные пассажиры, которые отказались ждать развязки ситуации, сдали билеты в надежде добраться в Москву другими путями. Остальные держались до конца. Первые сутки оказались самыми тревожными -- из-за неизвестности. Потом все привыкли, раззнакомились. А на третьи уже и расставаться не хотелось.

В Киеве скорый поезд «Белая акация» появился 29 ноября в 18. 10. Встречали первую одесскую «ласточку» только журналисты «ФАКТОВ», однако, к немалому их удивлению, из прибывшего поезда не вышел ни один пассажир. Проводники отмахивались: мол, пассажиры, которые едут в Москву, уже спят, а те, кто не хотел рисковать, имели возможность остаться в Одессе.

-- Да мы ехали, как боги! -- воскликнул мужчина, представившийся «доброжелателем Одесской железной дороги». -- От Киева до Москвы мы уже будем идти по «зеленому пути». Спасибо нашим диспетчерам, которые приняли экстренные меры и «растаскали» поезда по обходным путям. Благодаря этому мы отправились по другому маршруту, успели проскочить Жмеринку и не попали в пробку. Пассажиров кормили в ресторане, в вагонах было тепло, и претензий никто не предъявлял. Все же видели, что вокруг творилось. На проводах лед достигал шести сантиметров, рельсы полностью обледенели. За 26 лет работы на железной дороге мне впервые довелось видеть такое зловещее зрелище. Природа как будто замерла. Это было похоже на советскую экранизацию «Руслана и Людмилы», только ощущения были не сказочные. Вдоль дороги на почерневших, скованных льдом деревьях от Раздольной до Винницы висели замерзшие вороны.

На выручку пришли местные жители, выносившие к составу еду

На железной дороге застрявшие в ледяной пробке поезда в среднем шли с опозданием в 15 часов. Обледеневшие составы, не успев отстояться в столице, отправлялись в обратную дорогу. Но к среде уже практически все выезжали из Киева по графику.

Поезд «Каменец-Подольский -- Киев» в понедельник непогода задержала в пути на сутки. Доехав до станции Коржевцы Хмельницкой области, состав простоял около 11 часов, а потом тепловозом от станции к станции «тащился» к пункту назначения.

-- Перед нами стояло 12 составов, и только под Жмеринкой пробка немного разошлась, -- рассказала проводница Галина Животноводова. -- Поначалу пассажиры возмущались, требовали начальника поезда, но потом поняли, что против стихии не пойдешь. Хорошо, что у нас в каждом вагоне есть запас кофе, чая, печенья. Когда все это продали, на выручку пришли местные жители, выносившие к составам всевозможную домашнюю снедь. Что греха таить, они, конечно, на этом неплохо заработали, но в любом случае мы им очень благодарны за поддержку.

Начальник поезда «Верховина» (»Львов -- Москва») Галина Шевчук рассказала, что первый раз пришлось остановиться на станции Гречаны Хмельницкой области, и оттуда многие пассажиры возвращались во Львов, правда, непонятно на чем. В Москву с опозданием в 19 часов поезд прибыл в сцепке с составом «София -- Москва».

Все проводники уверяли, что пассажиры восприняли ситуацию спокойно, все могли поесть в ресторане, а тепло в вагонах поддерживали старым дедовским методом -- угольком. Одна из пассажирок, попавшая в ледяную западню в ночь с воскресенья на понедельник по дороге во Львов, возвратившись в Киев, поделилась своими впечатлениями с «ФАКТАМИ»:

-- Ночью меня разбудили непонятные вспышки молнии. На самом деле это горели электропровода. По-видимому, произошло короткое замыкание, и над опорой вспыхнул огромный столб пламени. Больше такое не повторилось, но впечатление было страшное. Поезд остановился в поле, не доезжая полтора километра до Жмеринки. Люди заволновались, но нам никто ничего не говорил. Однако, осмотревшись вокруг, мы и сами поняли, что ехать нельзя. Вокруг был сплошной лед, как стекло. Верхушки хрупких деревьев обломались под его тяжестью. Со стороны казалось, что кто-то ночью ровненько «подстриг» лес. Если бы нам сообщили о причине остановки сразу же, возможно, некоторые пассажиры нашли бы возможность выбраться. Очень волновались пассажиры, которые должны были вылетать самолетом из Праги в Нью-Йорк. Конечно, всем желающим выдавали справки о том, что поезд задержался в связи с тяжелыми погодными условиями, а при необходимости меняли обратные билеты.

До среды люди, интересующиеся одесским направлением, отходили от окошка справочного бюро железнодорожного вокзала «Киев-Пассажирский» в полной растерянности. На все вопросы ответ был лаконичным: «Поезда задерживаются на неопределенное время». И в этой неопределенности трое суток пребывали как желающие добраться до Одессы, так и те, кто встречал своих родных и близких, затерявшихся где-то на ледяных просторах Украины.

Транзитные пассажиры, направлявшиеся в Одессу через Киев, были просто шокированы:

-- Наша группа из десяти человек возвращается из Минска в Одессу с Первого открытого чемпионата Восточной Европы по парикмахерскому искусству, -- рассказала мастер Стелла Бойко. -- Мы заняли три призовых места, притом, что в чемпионате принимало участие более 30 стран. В Одессе нас должны были встречать представители прессы, но, к сожалению, мы не знаем, когда сможем попасть домой.

Первые билеты на Одессу начали продавать в 15. 00, но уехать люди смогли только в 21. 30 поездом, сформированным из двух составов.

В Жмеринке у беременной пассажирки начались схватки

Трое суток кряду (с понедельника по среду) в Одессе встречали скорый поезд N 5 «Киев -- Одесса». Никто, включая диспетчерскую службу управления Одесской железной дороги, не мог более-менее конкретно назвать время прибытия этого, да и более двух десятков других составов.

Круглосуточно десятки сотен встречающих атаковали окошки справочного бюро железнодорожного вокзала. Прибавьте сюда еще большее число пассажиров с билетами на руках, пребывающих в полном неведении, когда же их поезда отправятся из Одессы, и тех, кто не по своей воле был возвращен из прерванных (в районе станций Раздельная, Котовск) рейсов и стремился хоть что-то выяснить в своей дальнейшей судьбе…

Предприимчивый Витя на Одесском вокзале раздавал за гривню справки якобы об ожидаемом прибытии того или иного поезда, причем здесь же, не отходя далеко от километровых очередей в справочное бюро.

После очередной мучительной ночи ожидания вдруг сообщили, что «Черноморец» прибудет в 6. 00. И хотя в это, казалось, уже никто не верил, к объявленному времени полутемные платформы были забиты встречающими. И вновь отбой -- до 12 часов дня. В полдень -- та же картина. Прибыл «Черноморец» в 12. 40…

Корреспондент «ФАКТОВ» пообщался с пассажирами фирменного поезда, «добиравшегося» в Одессу… 64 часа.

-- Вечером 26-го благополучно выехали из Киева, -- рассказал один из пассажиров. -- Ночью остановились надолго. Однако это мало кто заметил, почти все спали. Поутру, когда проснулись и увидели зимнюю картинку, решили: тормознули где-то под Одессой, и нужно срочно «утеплиться» подручными вещами, поскольку скоро выходить.

Увы, поезд стоял в… Жмеринке. Когда стала вырисовываться ближайшая перспектива, у беременной женщины, ехавшей в одном из вагонов, начались предродовые схватки. Срочно стали искать медиков. Нашли, но пациентку все же пришлось доставлять в больницу…

Днем в понедельник поездной состав облетела весть о том, что один из пассажиров уже опоздал на международный авиарейс в Афины, другой пребывает в шоке: срывается выгодный контракт на работу «за бугром»… Им, а также всем остальным поездное начальство пообещало, что «вечером будем в Одессе». Тогда еще никто не додумался уточнить: вечером какого дня?

Чая, к счастью, хватило до самого конечного пункта. Туалетные помещения функционировали исправно, тепло в вагоны подавалось, кроме восьмого, «СВ».

Ночью добрались до станции Борщи, что в 20--25 минутах от Котовска. Здесь все бросились в местный сельмаг, где смели с полок все, что было в наличии: «сгущенку», консервы (хлеба не было). Все равно всем не хватило. Отыскались «шустрые» проводники, изготавливающие бутерброды по 5 гривен за штуку. Таких были единицы, в основном сочувствовали, переживая ситуацию вместе с пассажирами. Все вместе кололи дрова здесь же на стоянке, чтобы пожарче растопить печку, и отбивали лед на рельсах.

Раздолье было ребятишкам, которых в Одессу ехало немало. Одних только юных борцов-каратистов 85 человек! Кругом -- сплошной каток, «стеклянные» деревья, ледяные рельсы…

Местные жители, которые сами сидели в домах без электричества и воды, дважды за день бесплатно накормили поездную детвору: каша, блины… Взрослым предложили -- по очень низким ценам -- горячий картофель, молоко…

Потом состав перебросили на станцию Помочная, где все стали свидетелями довольно странной и страшной картины: люди сидели на обледеневших рельсах, желая преградить путь. Со временем выяснилось, что они -- пассажиры одного из вагонов, отцепленного от какого-то состава (кажется, вагон шел на Первомайск). Часть этих горемык подобрал «Черноморец».

Тогда же, 28 ноября, к товарищам по несчастью обратился по поездному радио начальник поезда. Он просил держаться мужественно, сохранять выдержку и спокойствие (как в военное время!) пожелал спокойной ночи.

29-го утром оказались в Вознесенске (Николаевская область). Денег у большинства пассажиров уже не было. Сбросились в очередной раз, купили сигареты и… здесь всех пригласили на концерт в девятый, штабной, вагон, соответствующим образом подготовленный для массового мероприятия. Оказалось, что в «Черноморце» ехал солист оперы…

Вот так «весело» и добрались до Одессы… Такое путешествие, по словам аспирантки Одесского национального университета Карины, -- «неизгладимые впечатления на всю оставшуюся жизнь».

Другой «киевский» состав (пассажирский поезд N 661 «Киев -- Одесса») вез более 500 школьников, возвращавшихся с экскурсии в столицу. Более двух суток родители пребывали в полном неведении, где находятся их дети. Обычный пассажирский поезд -- не фирменный. Благо, о ребятах позаботились городские власти Котовска (город -- один из наиболее пострадавших населенных пунктов), оказав помощь продуктами и минеральной водой, а также снабдив состав углем.

Сообщения некоторых электронных СМИ о том, что детей забрали автобусы, специально прибывшие из Одессы, были, скорее, из области фантастики.

30 ноября в 0. 15 (через трое суток) поезд N 661, полностью покрытый льдом, прибыл на станцию Одесса-Главная.

По предварительным данным, ущерб, причиненный стихией Одесской области, оценивается в 223 млн. гривен.

P. S. Как сообщил «ФАКТАМ» начальник пресс-службы «Укрзалiзницi» Виктор Сальков, по последним данным, в среднем поезда опаздывают на 5 часов, в то время как еще сутки назад эта цифра достигала 15-ти. Сотрудники железной дороги в ближайшие сутки рассчитывают полностью устранить последствия стихийного бедствия. По предварительным данным, ущерб, нанесенный «Укрзалiзницi», составляет около восьми млн. гривен.