Ни для кого не секрет, что многие владельцы автомашин сегодня зарабатывают на жизнь частным извозом. Обычно ни о какой плате по счетчику речь не идет: большинство водителей работают нелегально и по договорным ценам.
К сожалению, этот бизнес не дает поступлений в бюджет и создает массу проблем таксистам, работающим по закону. Такое положение дел вызывает нарекания со стороны представителей самых разных ведомств, но, несмотря на это, на протяжении многих лет ничего не меняется.
Рассказать о данной проблеме «ФАКТЫ» попросили президента Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Виталия Реву:
-- По нашим подсчетам, сегодня частным извозом в стране занимаются около 60 тысяч человек. При этом на законном основании работают около 5 тысяч водителей, а остальные -- нелегально. И, хотя многие из них платят единый налог, тем не менее счетчик в машине не устанавливают. Но ведь единый налог -- это форма расчета с государством за право заниматься предпринимательской деятельностью. А с пассажиром необходимо рассчитываться по счетчику. Так делается во всех цивилизованных странах. И в положении о такси написано, что автомобиль должен быть оборудован счетчиком.
По мнению специалистов нашей ассоциации, из-за такого положения дел, бюджет ежегодно недополучает около 100 млн. грн.
-- В Законе «О едином налоге» сказано, что человек, который платит единый налог, освобождается от установки электронного контрольно-кассового аппарата (ЭККА). В то же время таксометр приравнен к ЭККА и внесен в соответствующий реестр
-- Действительно, таксометр внесен в реестр. Но есть целый ряд разъяснений ГНАУ, Минтранса, Кабинета министров, согласно которым таксист, уплачивающий единый налог, все равно обязан установить в машине таксометр. И делается это не для налоговиков, а для удобства и эффективности обслуживания пассажиров.
Садясь в такси, человек не должен торговаться с водителем, как на базаре. Включается счетчик, и машина поехала. А если необходимо, пассажиру должны предоставить чек.
-- Сколько необходимо заплатить за оформление документов и какова ставка единого налога?
-- Человек регистрируется как частный предприниматель и платит единый налог который в разных регионах составляет от 70 до 120 грн. в месяц. Плюс таксометр, который стоит около $200.
-- Почему большинство частных извозчиков не торопятся легализовать свою деятельность?
-- Дело в том, что сейчас нет четкого механизма контроля. Частник не заинтересован в легализации своего бизнеса. Зачем ему платить налоги, если пока что он может работать и так? А в случае задержания ему грозит лишь штраф в размере не более 170 грн. Но главное, что в этой ситуации пассажир не защищен законом. Ведь нет гарантии, что водитель имеет соответствующую квалификацию и его машина исправна.
-- Что делается для решения этой проблемы?
-- В некоторых городах мы прикрепили частников к таксомоторным паркам. Их машинами занимаются механики, а водители проходят медосмотр. Стоит это всего 12 гривен в месяц.