Происшествия

Самую большую в мире асуанскую плотину начинали строить… В украине

0:00 — 15 июля 2000 eye 1965

40 лет назад в Запорожье появилась копия советско-египетской «стройки века»

О мощной электростанции и высотной плотине, построенных на реке Нил с помощью СССР в начале 60-х, знают многие. Особенно много писали об уникальной насыпной плотине, объем которой в 17 раз превышал размеры знаменитой пирамиды Хеопса.

Куда меньше известно другое: технология сооружения Асуанской плотины была отработана в Запорожье, на специально построенной уменьшенной копии. Туннель, пробитый для испытаний в днепровской скале, сохранился до наших дней. Вот что рассказал «ФАКТАМ» Иван Трофимович Капуста, много лет проработавший в Запорожском карьероуправлении.

Канал, на котором испытывали макет плотины, пробивали в скале два года

В начале 50-х Египет провозгласил независимость. Страна, получившая название Объединенная Арабская Республика (к Египту присоединилась Сирия, вновь отделившаяся в 1961 году), пошла, как тогда говорили, по некапиталистическому пути развития. Пришедшее к власти правительство президента Насера осуществляло социально-экономические реформы. Чтобы оживить часть пустынных земель, возле города Асуан на единственной в Египте реке решили построить мощную ГЭС с плотиной и водохранилищем. Проект гидроузла выставили на конкурс, участие в нем приняли Англия, Франция, Швеция, Голландия, СССР. Лучшей признали разработку московского института «Гидроэлектропроект».

Предполагалось, что плотина Асуанской ГЭС будет каменно-набросной, возведенной из местного материала. Но арабы усомнились в надежности этого варианта. Смоделировать поведение реальной плотины решили на уменьшенной ее копии. Изучив рельеф местности, на которой должен был возводиться гидроузел, специалисты нашли похожий участок в Украине, на территории Запорожского карьероуправления. Здесь и построили действующий макет Асуанской плотины в масштабе 1:50 (точней сказать, макет одного пролета здания ГЭС).

В отвесной скале, сходной по прочности гранита с «египетской», прорубили более чем 50-метровый канал, ширина которого составила 10 метров, а глубина -- 15. С одной стороны поставили водопропускной щит, с другой -- подвели из Днепра воду. Внутри канала возвели каменно-набросную плотину. Для размельчения вынутой из скалы породы специально была построена камнесортировочная. Эти работы заняли свыше двух лет, активное участие в них принимал «Днепрострой», имевший большой опыт сооружения гидрообъектов.

Испытания шли несколько месяцев. По ходу получения результатов специалисты корректировали свои идеи. Никакой секретности из испытаний не делали. Все знали: выполняем заказ арабов. Государственная комиссия (в ее состав входили и египтяне), принимавшая в 1959 году проект плотины в Запорожье, особо отметила его дешевизну.

Контракт с Советским Союзом на строительство гидроузла был подписан. Началась отправка оборудования в Африку, подбор кадров. Из Запорожского карьероуправления в Асуан послали человек 30, в основном экскаваторщиков. А из Египта в Союз пошли поставки мануфактуры и разных продуктов. Чаще всего египтяне почему-то рассчитывались чесноком -- советские магазины были забиты этим пахучим продуктом.

Наши рабочие получали раз в десять больше египтян

Летом 1962-го Ивана Трофимовича тоже командировали в Африку. В Каире, выйдя из самолета, он чуть было не задохнулся горячим воздухом. За три года работы на сооружении высотной плотины (руководил бетонным заводом) советский инженер так и не привык к пятидесятиградусной жаре. Жили советские в двух поселках -- Кима и Сахара. Один построили на правом берегу Нила, второй -- на левом. В каждом поселке -- начальная школа, столовая, бассейн, клуб. Дома трех-, четырехэтажные, в квартирах -- кондиционеры. Наших специалистов в Асуане работало до двух тысяч, а всего на стройке трудилось около 30 тысяч человек.

Неквалифицированные арабские рабочие жили бедно, питались скудно. Ночевали либо в глинобитных хижинах, крытых пальмовыми листьями, либо просто на мешках из-под цемента. Работали в две смены: с 5 утра до двух дня, и после двухчасового перерыва до часу ночи. Выходной был один -- пятница, святой для мусульман день. Местным рабочим платили в месяц 8-12 гиней, советским -- 100-120. А это немалые деньги (хороший осел, например, стоил 5-7 гиней). На каждой должности «сидело» по два человека: араб и русский. Ни один серьезный вопрос не решался без советского инженера.

Ширина Нила в районе Асуана достигала 600 метров, глубина -- 40. Чтобы перекрыть реку, Союз прислал много хорошей техники. Особенно восхищали самоопрокидывающиеся баржи грузоподъемностью в пятьсот тонн и два гигантских гидровибратора. Плавучие заводы высотой в восьмиэтажный дом использовались для уплотнения песка и грунта, укладываемого в основание плотины. По размаху и уровню работ это была крупнейшая стройка в Африке, ставшая кузницей квалифицированных кадров для всего Египта. Не случайно, по указанию президента Насера, посещать ее были обязаны все высокопоставленные чиновники и военные.

Опыт пропагандистской работы арабы перенимали у нас

Отношение к работе у мусульман было своеобразное. Пять раз в день, бросив любое дело, они общались с Аллахом. Шофер самосвала мог остановить машину посреди пустыни, расстелить на капоте коврик, помолиться на нем и снова дальше поехать. У Мустафы, образованного инженера с бетонного завода, от молитв на лбу образовалась шишка.

Рано утром и поздно вечером в Асуане стреляла пушка. Для арабов это служило сигналом для начала и окончания рабочего дня. В праздник Рамадан они соблюдали 40-дневный пост, когда с восхода и до заката солнца нельзя ни есть, ни курить. Жалко было смотреть, как и без того ослабленные люди морили себя голодом. Это резко сказывалось на производительности труда. К серьезным работам, например сварке ответственных швов, египетских рабочих не допускали. В поселке Кима построили радиофицированную мечеть. Когда мулла заводил заунывную песню, слышно было повсюду.

Вспоминается анекдотичный случай. На стройке была своя футбольная команда из арабских рабочих. Однажды с дружеским матчем приехали футболисты из Чехословакии. Посмотреть игру собрались многие. Видя, что чехи выигрывают, несколько тысяч мусульман не сговариваясь выбежали на поле и стали молиться за победу. Сразу после этого чешский вратарь выбил сильным ударом мяч и попал в ворота противника. Арабы были в шоке, над стадионом повисла гробовая тишина… Советские, напротив, смеялись -- хотя подтрунивать, а тем более насмехаться над местными обычаями категорически запрещалось. Правда, через два-три года совместной работы с русскими арабы уже не так рьяно исполняли требования своей веры.

К технике безопасности египтяне относились весьма пренебрежительно. Не сосчитать, сколько на стройке погибло местных рабочих. Жуткий случай произошел во время бетонирования одного из котлованов, когда сотни кубов лежащей сверху породы, обрушившись, заживо похоронили десятки арабов. Целую неделю разгребали завал, доставали останки погибших. «Что же ваш Аллах не помог вам? -- спрашивали русские арабов. -- Наверное, плохо работаете, если он вас так карает». Трагедия произвела на египтян впечатление -- работать после аварии они стали гораздо лучше.

В организации труда арабы у нас многое переняли. Такие понятия, как соцсоревнование, план, вошли и в их жизнь. На стройплощадке появились щиты с надписями на арабском и английском языках с информацией о том, что до перекрытия Нила осталось столько-то дней. Как-то главный инженер стройки Исмаил Магед, человек образованный, знавший несколько языков, попросил господина Ивана Капусту установить при въезде на площадку щит с обращением президента Египта к советским рабочим: «Благодарю вас. Да благословит вас Бог и поможет в строительстве второй очереди. Гамаль Абдель Насер». Черновик текста, написанный на клочке бумаге, Иван Трофимович хранит дома как бесценную реликвию.

Только после визита Хрущева в Египет советским строителям разрешили носить шорты и пробковые шлемы

14 мая 1964 года состоялось перекрытие Нила. На знаменательное событие прибыл глава СССР Никита Хрущев, члены советского правительства, президент ОАР Насер, главы некоторых африканских стран. К их приезду установили раскрашенные арки, убрали мусор, обновили лозунги, вывесили государственные флаги. К этой дате Египет выпустил новые деньги с изображением на них гидроузла и восходящего солнца. На торжественном митинге Хрущев зачитал указ о присвоении Гамаль Абдель Насеру звания Героя Советского Союза. После того как перемычка была взорвана и Нил потек по новому руслу, в небо взлетели сотни белых голубей и два шара с портретами Хрущева и Насера. Восторг народа был неописуем! Не обошлось, однако, и без жертв. Обратной волной смыло в реку четверых арабов, двое из них так и не выплыли… Вечером на открытой площадке состоялся концерт. Для советских и арабских строителей пели Георг Отс, Рашид Бейбутов, Дмитрий Гнатюк.

Еще один митинг прошел позднее в Асуане на стадионе. Африканские лидеры славили Аллаха и говорили о национальном объединении. Выступая последним, Хрущев в выражениях не стеснялся. Разрушив постулаты мусульманской веры, он призвал арабов объединяться под красным знаменем труда. Потом Никита Сергеевич извинился и еще раз поздравил всех с трудовой победой.

Отдельная встреча состоялась у Хрущева с советскими специалистами. Кто-то пожаловался главе государства, что партком стройки не разрешает нашим людям носить шорты и пробковые шлемы от солнца. Это, мол, атрибуты колонизаторов. «По мне, хоть очкуром подвяжитесь, но чтоб дело делали», -- великодушно разрешил вождь. С тех пор, говорит Иван Трофимович, шорты и шлемы не запрещались.

Никита Сергеевич нашим очень понравился. Тем, что был скромно одет, прост в общении, в речах зажигателен. В его невысокой квадратной фигуре чувствовалась мощь и энергия, на груди сверкали четыре Звезды Героя. Когда в октябре пришло известие о смещении Хрущева со всех постов, обитатели советских поселков в Египте были шокированы. «Стыдно перед арабами», -- записал Иван Капуста в своем дневнике.

С перекрытием Нила большой объем работ на плотине был завершен. Тысячи арабов, протестуя против увольнений, вскоре после торжеств устроили на стройке настоящий погром: арматурой и палками разбивали машины, выламывали двери… Усмиряли бунтовщиков с помощью полицейских.

Построенная в Асуане плотина стала настоящим гидротехническим инженерным шедевром.

А что же ее уменьшенный запорожский макет? Часть оборудования демонтировали, что-то законсервировали, вход в канал закрыли щитом из металла. Насыпь плотины за минувшие годы разрушилась, заросла травой, кустарником и деревьями. В карьере же, где рождалась самая большая в мире насыпная плотина, по-прежнему добывают щебень. Многие из тех, кто приходит отдыхать к скалам Старого Днепра, вряд ли подозревают, какие события происходили здесь сорок лет назад.