Засеянная люцерной стометровка служит птицам-гигантам одновременно беговой дорожкой и пастбищем
Первые пять австралийских страусов эму в Березани под Киевом появились три года назад, после поездки директора местной птицефабрики на семинар в Израиль. Там ему довелось побывать на страусиной ферме. Впечатлиться было чему -- мяса с одного эму можно получить килограммов тридцать. Продукт этот закупают в основном дорогие рестораны по астрономическим для нас ценам -- не менее двадцати долларов за килограмм. В дело также идут кожа, перья, роговица глаз страуса -- из нее делают лекарства. Не удивительно, что страусиные фермы появляются по всей Европе, словно грибы после дождя. Есть они даже в Финляндии, а в небольшой Словении их уже больше сотни. Вот и в Березани купили страусов в Киевском зоопарке. Заставить их жить, как кур, под лампами никак нельзя, поэтому создавать птицам «жилищные условия» начали со строительства небольшого стадиона.
Стадион для страусов действительно жизненно важен, ведь без бега у них не может нормально работать пищеварительная система. И если птиц держать взаперти, то до «седых перьев» им никак не дожить, что уж говорить о таком тонком деле, как получение потомства. Ученые предложили оградить широкую дорожку метров в сто. Причем ровную, без ям и колдобин -- страусы могут разгоняться до 70 километров в час (правда, в неволе они столь резво не бегают), поэтому опасность травмироваться весьма высока.
-- Стометровки оказалось достаточно, -- рассказывает ведущий специалист Ирина Парий. -- Как только страусы просыпаются, они как заведенные начинают носиться -- бегают, танцуют, прыгают. Немного сбросив энергию, падают на спину и резво машут ногами в воздухе. Поначалу мы даже беспокоились: не признак ли это болезни? Но продолжается такая тренировка минут пятнадцать-двадцать. Все остальное время страусы размеренно бродят, пощипывая траву -- их беговая дорожка одновременно и пастбище. Мы специально засеяли ее понравившейся птицам люцерной. За этот неторопливый, сонный ритм жизни наших питомцев прозвали «крылатыми верблюдами». Да и по поведению они во многом напоминают домашних животных -- знают свои клички, понимают простейшие команды вроде призыва идти есть или купаться. А к полюбившимся им людям ластятся, ходят за ними хвостом, как собачонки.
-- Наиболее авторитетный из наших страусов, Кузьма, неотступно ходит за мной, словно солдат почетного караула, -- вступает в разговор птичница Людмила Глушко, которой поручен уход за страусами. -- Птицы любят ласку. Я их глажу, обнимаю, приношу гостинцы -- яблочки, хлебушек, творожок. А еще у них отменная память -- мельчайшее изменение в окружающей обстановке подмечают и начинают вести себя настороженно. С чужими не особо приветливы. Скажем, забежит пришлая собака -- они ее выгоняют. А вот выросших с ними собаку и кошку признают за своих.
К появлению автора этих строк страусы отнеслись без особой радости -- устремились к противоположному краю стометровки, оставив, впрочем, отдуваться за всех Кузьму (заметьте, прятать голову в траву никто из них даже не пытался). Кузьма отошел на несколько метров и медленно, зигзагами стал приближаться, причем делал вид, что я его вовсе не интересую. Но когда между нами осталось пять шагов, он развернулся всем корпусом, выпучил глазищи, открыл во всю ширину клюв и молча устремился в атаку. Пришлось ретироваться. Так что обязанности хозяина Кузя выполнил на все сто.
-- На людей они не нападают -- только пугают, -- пояснила Ирина Парий. -- А вот со страусятами обходятся просто-таки жестоко. В прошлом году мы забыли закрыть калитку, и малыш оказался среди взрослых птиц. Что тут началось! Большие стали жестоко бить, преследовать страусенка. Спасти его не удалось -- от стресса у него разорвалось сердце.
-- Высиживать яйца -- забота самцов. Так что в природе страусята выживают исключительно благодаря своим папам. Те их опекают, защищают от агрессии сородичей, в том числе от мамаш, -- продолжает Ирина Парий. -- У нас самцов трое, но сидеть на яйцах пока отважился только Кузька. Да и то лишь однажды -- в прошлом году. У него на это ушло 52 дня, в течение которых он не ел и потерял 15% веса. В этом году на такой подвиг никто не пошел, и нам пришлось передать яйца в инкубатор Киевского зоопарка. Сейчас у нас семь взрослых и три маленьких страуса.
Со взрослыми птицами особых проблем нет: страусы существа дикие, поэтому сохранили несравненно больший, чем домашние птицы, запас жизнеспособности. Другое дело малыши. Выходить их -- самая большая проблема. Первые двое страусят у нас не выжили. А затем о нашем эксперименте узнала орнитолог Маргарита Бивольская, двадцать два года проработавшая со страусами в заповеднике Аскания-Нова. Ныне она на пенсии, живет в Броварах под Киевом. Она нас научила необходимым премудростям. Это было тем более важно, что эму размножаются по австралийскому календарю -- несут яйца в январе-феврале, когда в южном полушарии лето в разгаре. Птенцы появляются в марте, а поскольку они, что называется, растут на бегу, то держать их постоянно в теплом помещении нельзя. Приходится понемногу выгуливать на холоде.
-- Взрослым страусам мороз особых хлопот не доставляет, -- продолжает Людмила Глушко. -- А вот жару, как это ни удивительно, они не любят. Спасаются от нее купанием. Зимой с удовольствием резвятся на снегу. Даже когда бывали морозы за минус тридцать, страусы не отказывались от пробежек, но, побегав, прятались в отапливаемом сарае. Здесь птицы обитают по парам -- у каждого самца по одной самке. Там и яйца откладывают. Причем происходит это чуть ли не по расписанию. Часам к пяти страусиха начинает устраиваться и откладывает яйцо в облюбованном ею месте. Яйца у эму ярко-зеленого цвета, весят 600--650 граммов. Пока птенцам не исполнится хотя бы год, определить, кто из них самец, а кто самка, не может даже квалифицированный орнитолог -- по размерам и другим внешним признакам они совершенно не отличаются. После года птицы начинают подавать голос, и тогда ситуация проясняется: страусихи произносят глухое «бу», как будто их голос из бочки раздается, а страусы похрюкивают, словно поросята. В еде страусы неприхотливы: с равным удовольствием едят овес, пшеницу, люцерну, яблоки, -- все, что есть.
До коммерческого выращивания страусов в Березани пока не дошло, но принципиально важно то, что здесь научились их выращивать. Теперь попробуют расширить эксперимент и завести еще один вид страусов -- африканских. Они вдвое крупнее австралийских сородичей, и мяса от них, естественно, гораздо больше. Зная характер своего директора Николая Жеребова, коллектив верит, что и этот проект будет воплощен. На птицефабрике уже занимаются разведением породистых собак и каких-то экзотических червей, улучшающих плодородие почв. Если так пойдет и дальше, то как знать -- может, со временем здесь и крокодилов начнут выращивать. Главное -- задаться целью
«Facty i kommentarii «. 22-Июль-2000. Жизнь.