В прошлые выходные городской крейсерский яхт-клуб стомильной гонкой завершил «Киевскую парусную неделю»
За громкими победами и поражениями киевских динамовцев как-то оказались в тени спортивные достижения украинских яхтсменов, а ведь они уже второй год впереди Европы всей!
-- Принято считать, что парусный спорт -- спорт миллионеров, -- говорит вице-командор Киевского городского крейсерского яхт-клуба, председатель оргкомитета «Киевской парусной недели» Юлий Бородянский. -- Отчасти верно, это достаточно дорогое удовольствие: только комплект гоночных парусов обойдется тысячи в полторы долларов, самому их не сшить и без них не обойтись -- ведь яхта на регате должна выглядеть, как красавица на балу, -- не в старом халате, а в великолепном наряде.
Однако обзавестись яхтой может и человек среднего достатка. При условии, что сделает ее сам, потому что львиную долю стоимости парусника составляет оплата ручной работы. Спортивное судно -- штучный товар, даже выпускаемые стандартные серии очень невелики. У нас в клубе около сотни парусников, большая их часть построена руками самих спортсменов. Даже сейчас, несмотря на экономические трудности, в клубе готовятся к спуску на воду пять яхт. Да не кургузые «самоделки», а суда, соответствующие всем требованиям правил постройки. Даже если внутренняя отделка наших яхт не высшего класса, то их ходовые качества отменные. А что еще надо спортивному судну?
Между прочим, яхты строят не только из дерева, пластика и металла, но и из армоцемента: на металлические «ребра» натягивается густая стальная сеть, которая «затягивается» тонким (в полтора-два сантиметра) слоем хорошего цемента. При достаточной длине судна железобетонная яхта едва ли не легче деревянной, хотя в это и с трудом верится. И наш яхт-клуб построил довольно много таких армоцементных парусников, зарекомендовавших себя, кстати, совсем неплохо.
Свой деревянный «Cardinal» я строил восемь лет, вложив в него порядка 10 тысяч долларов (сейчас, конечно, вряд ли обошелся бы такой суммой), -- получилась прекрасная крейсерская яхта, кстати, чемпион Украины в полутонном классе прошлого года. Само звание «крейсерская» предусматривает, что судно может плавать в океане -- для этого длина парусника желательна не менее 30 футов (9 метров). Супружеская пара Петущаков из нашего клуба не так давно совершила кругосветное (!) путешествие на яхте такого класса. Они никуда не спешили, плыли в свое удовольствие, и круиз растянулся на четыре года. Когда парусник вернулся в родной клуб, выяснилось, что ни одна, даже самая мелкая деталь, сделанная у нас, не вышла из строя, а вот хваленый британский «авторулевой» пришлось менять несколько раз.
Киевский крейсерский яхт-клуб, созданный более тридцати лет назад, был одним из крупнейших в СССР, а ныне -- в Украине. За всю историю существования его поддерживали только членские взносы членов клуба, как это ни странно сейчас звучит -- их трудовые деньги.
Поэтому обидно, что в нынешнем году нам, возможно, придется отказаться от участия в чемпионате Украины в Никополе -- оплата за прохождение шлюзов вниз по Днепру и обратно около тысячи (!) гривен с каждого судна. Экипажу, отдающему все деньги на тросы, горючее, паруса -- да сколько всего требуется паруснику! -- такие расходы явно не по карману. И речь ведь идет о спорте, престиже страны, в конце концов, а не о развлечении! Кстати, до сих пор законодательно не закреплено понятие «спортивное судно», и де-юре яхта приравнивается к катеру «крутого».
-- В нынешней «Киевской парусной неделе» финишировало всего 12 яхт, -- с сожалением констатирует Юлий Бородянский. -- Столь малое количество участников объясняется и экономическими трудностями. Сама идея проведения таких соревнований родилась несколько лет назад, задуманы они были по аналогии с болгарской «Бургасской парусной неделей». Впоследствии оказалось, что непрерывные недельные состязания достаточно сложны для участников -- у каждого ведь работа, семья, и «Парусную неделю» разбили на два этапа -- на выходные дни.
Стартовали яхты 9 июня под вечер. На следующий день изнуряющая жара с практически полным безветрием вымучила экипажи (двадцатикилометровый участок парусники «проползли» за шесть часов), и все опасались: случись такая погода на стомильной гонке, придется несладко. Но нам повезло, второй этап прошел великолепно. Условия были прекрасные -- прямо картина Куинджи «Ночь на Днепре»: огромная луна, отличная видимость, ровный ветер, а утром великолепный рассвет
Капитан яхты «Everest» назвал это соревнование «стомильной гонкой года». Все участники остались очень довольны, а победителями стали (каждый в своей группе) яхты «Everest» (капитан Владимир Клименко), «Вiдродження» (Богдан Парфенюк), «Лтава» (Владимир Алексеенко) и «Несси» (Гаррий Левин). Победителей наградили тросами (они всегда нужны любому яхтсмену). Кстати, особо хочу отметить работу судей на яхте «Перун» (капитан Владимир Аникин). Клуб смог оплатить им только топливо, а работали ребята на чистом энтузиазме -- все остальные расходы за свой счет. Так же бескорысно работала и судейская коллегия во главе с Петром Авраменко.