Происшествия

Почему уменьшаются студенческие льготы?

0:00 — 25 декабря 1999 eye 697

Не могли бы «ФАКТЫ» рассказать о том, какие льготы имеют студенты? Олександр Солонтай, председатель молодежной организации «Наше поколiння», Ужгород

О правах молодежи «ФАКТАМ» рассказывает председатель Всеукраинского молодежного объединения «Молодь -- над›я Укра ни» Вадим Гладчук:

-- В былые времена студенты и школьники имели право на 50%-ную скидку от стоимости билета для проезда всеми видами транспорта, включая авиа и городской. И в Украине до тех пор, пока Виктор Пустовойтенко не стал премьер-министром, ученики и студенты приобретали льготные билеты прямо в кассах или в киосках на остановках городского транспорта. Постепенно украинские чиновники стали ущемлять права студентов. В 1997 году с помощью пикетов мы их отстояли. Попытка следующего года была очень скромной, а вот в 1999 году она увенчалась успехом: четыре министра (как мы говорим, террориста) -- транспорта, образования, финансов, семьи и молодежи -- предложили заменить 50%-ный билет адресной компенсацией.

Студентов это не могло устроить по нескольким причинам. Во-первых, нетрудно предположить, что если стипендии задерживаются на 4-6 месяцев, то так же запаздывала бы и выплата компенсации. Во-вторых, в связи с инфляцией эти деньги обесцениваются, но не индексируются. После студенческих волнений по этому поводу Леонид Кучма указом от 31 марта 1999 года обязал Кабинет министров возобновить прежний порядок предоставления льгот на проезд студентов и учащихся. Кабмин выполнил его частично: почему-то в новом порядке предоставления льгот школьников не оказалось. Из бюджета были выделены 70 млн. гривен компенсации «Укрзал›зниц›» только за проезд студентов и учащихся ПТУ. Они и покупают билеты прямо в железнодорожных кассах. А вот АТП, являющиеся акционерными структурами и не получающие такой дотации из бюджета, реализуют автобусные билеты за полную стоимость. Компенсации за них студенты получают задним числом. В зависимости от региона можно рассчитывать на 9--12 гривен доплаты за билет.

Льготы студентам и учащимся на проезд во внутригородском транспорте устанавливаются местными органами власти. Например, по распоряжению Киевской госадминистрации из 220 тысяч столичных студентов 50 тысяч получают льготные проездные на метро. Сейчас добиваемся того, чтобы с нового года все киевские студенты получали такие проездные.

Могу сказать, что там, где студенческие организации ведут активную работу (например, в Харькове и Львове), решается вопрос 50%-ной оплаты проезда на всех видах городского транспорта. Если льготы на проезд имеют депутаты, работники прокуратуры или правоохранительных организаций (как известно, не самые обездоленные категории населения), почему бы и студентам не бороться за свои права? Ведь это деньги, которых у студентов и школьников нет.