Что делает обычно человек, переступающий порог храма? В девяти случаях из десяти -- подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей
Толкователь Литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.
Кроме того, свеча -- это свидетельство веры, причастности человека к Божественному Свету. Она выражает пламень нашей любви ко Господу, Матери Божией, Ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.
Возжженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещенные и сочетающиеся Таинством Брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на Крестный ход.
Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка -- малая жертва Богу, добровольная и не обременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.
Те, кто исправно посещает храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; образу Спасителя или Богородицы -- о здравии своих близких; ко Кресту на прямоугольный подсвечник (канун) о упокоении усопших. Если желает сердце -- можно поставить свечку любому святому или святым.
Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, если вашу недогоревшую свечу погасили по окончании службы -- жертва уже принята Богом.
Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла, -- значит, будут несчастья; что опалять нижний конец свечи для устойчивости в лунке -- смертный грех и т. д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.
Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в Богослужении не ограничиваются свечкой. Она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность -- Божественная благодать.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН
Церковный звон в колокола бывает двух видов: благовест (им прихожане созываются на службу) и собственно звон.
Благовест -- это мерные удары в один большой колокол. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь, делится на два вида: обыкновенный (частый), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого Поста.
Звоном называется такой звон, когда бьют сразу во все колокола. Он разделяется на следующие виды:
Трезвон -- звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва (звон в три приема). Он звучит на Всенощном бдении на Литургии;
Двузвон -- звон во все колокола дважды (в два приема). Совершается на Всенощном бдении;
Перезвон -- звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз. Совершается на Литургии и в особых случаях: в Неделю Крестопоклонную, на вечерне Великой Пятницы перед выносом Плащаницы, на утрени Великой Субботы и в день Воздвижения Креста. Перезвон бывает и во время Таинства Рукоположения;
Перебор -- медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого; после удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.
Также существует всполошный (набатный) звон -- очень частый, который бывает во время тревоги.