Замечательной украинской актрисе театра и кино Нонне Копержинской исполнилось бы 90 лет
За всю свою актерскую карьеру Нонна Копержинская сыграла лишь несколько главных ролей в театре. В кино же главных ролей у нее не было вообще. Тем не менее актриса навсегда запомнилась широкому зрителю по фильмам «Сватанье на Гончаровке», «Королева бензоколонки» и «За двумя зайцами». Ее колоритные персонажи были настолько естественными, что, казалось, она и не играет вовсе. Копержинская могла легко перевоплотиться из комедийного образа в трагический. Может быть, потому, что комедии и трагедии часто переплетались в ее собственной жизни.
Первый брак Копержинской распался. Театральные «баснописцы» утверждают, что второго супруга, режиссера Павла Шкребу, она полюбила лишь по одной «причине». Однажды на репетиции у Павла Марковича, изображавшего чиновника, в момент прыжка случайно лопнула резинка штанов — и актер остался в чем мать родила. В зале разразился дикий хохот. Впоследствии Нонна Кронидовна говорила: «Своего Павлушу я полюбила за очень большие достоинства!»
Второго сына Копержинская родила в сорок лет. Сейчас он живет за границей. А старшего сына отняла неизлечимая болезнь. Когда это случилось, актриса едва не умерла сама. Ее спасли друзья, которых у Копержинской было много.
В Театре имени Ивана Франко Нонну Кронидовну ласково называли мамой — за умение дать совет и помочь в трудную минуту. О своей близкой подруге «ФАКТАМ» рассказывают старейшины театра Галина Яблонская и Наталья Милютенко.
— Копержинская не играла на сцене — она на ней жила, — говорит Галина Яблонская. — Нонну называли второй Раневской. Она была очень неординарной личностью. Например, наотрез отказывалась вступать в Коммунистическую партию. Обожала анекдоты, могла в разговоре выдать сочную нецензурщину. Но это не воспринималось как грязная брань. Скорее, добавляло необходимого в некоторых ситуациях перца.
В Театр имени Ивана Франко меня пригласили из Днепропетровска в 1951 году. В Киеве было очень трудно адаптироваться. Труппа сразу принялась меня обсуждать: откуда она пришла, с кем спит, на какие роли претендует? И тогда под свою опеку меня взяли Наталья Яковлевна Мищенко (Милютенко) и Нонна Кронидовна Копержинская.
Играть на одной сцене с Копержинской было очень интересно и одновременно сложно. С ней нельзя было фальшивить. Случалось, приходилось репетировать до тех пор, пока Нонне не понравится, пока она не почувствует, что ты выкладываешься на все сто.
— Что вас больше всего поражало в Нонне Кронидовне?
— Искренность. В театре первый день после отпуска называли «Иудиным днем». Все актрисы при встрече целовались, говорили друг другу комплименты: «Боже, как я рада тебя видеть! Ты так хорошо выглядишь!» Но стоило отвернуться, как за спиной звучало: «Ну и располнела она за лето!» Так вот Копержинская никогда не позволяла себе подобного. Если она говорила какие-то вещи в глаза, это всегда было искренне.
Однажды у нас произошел конфликт. У меня были приятельские отношения с актрисой Мариной Захаренко, женой Александра Корнейчука. По просьбе Марины я была свидетельницей на их свадьбе. Когда у меня родился сын, Захаренко попросила назвать сына Александром, в честь Корнейчука. Я так и сделала, предложив Александру Евдокимовичу стать почетным отцом моего ребенка (тогда, в советские времена, крестным отцом не называли). Наталья Яковлевна (Милютенко. — Авт. ) и Нонна Кронидовна сразу ополчились против меня: «Влезла в кумовство ради карьеры! Как тебе не стыдно?!» Я пыталась им объяснить, что ни на что не претендую, но тщетно. Они демонстративно сторонились меня. Потом мы все-таки помирились. Было очевидно, что благодаря кумовству с Корнейчуком я ничего в театре не добилась. Напротив, долгое время оставалась без ролей.
Нонна часто помогала мне в быту. Пока я лежала с первым ребенком в роддоме, она постоянно звонила туда, интересовалась, как я себя чувствую, а после моей выписки каждый день приходила ко мне домой и рассказывала, как правильно пеленать ребенка.
— О юмористических ситуациях с участием Копержинской сочинили не одну байку
— Расскажу об одном смешном случае. Нонна ненавидела подземные переходы. Как-то мы возвращались домой из театра. Доходим до подземного перехода, вдруг Копержинская дергает меня за рукав и говорит: «Галю, бери мене пiд руку. Пiдемо через дорогу по горi. I нiчого, що мiлiцiонер сто∙ть. Я буду шкутильгати. Якщо вiн нас зупинить, скажемо, що у мене проблеми з ногою». Договорились. Стоило нам ступить на проезжую часть — милиционер оказался тут как тут: «Почему не соблюдаете правила дорожного движения?» Я стала объяснять: «Товаришу мiлiцiонер, я йду iз заслуженною артисткою Нонною Копержинською. Лиха бiда ∙∙ спiткала — трапилася халепа з ногою. Дозвольте пройти » К нашему удивлению, блюститель порядка нас пропустил и даже раскланялся.
Да, Копержинская любила пошутить. Но под конец жизни ей стало не до шуток. Нонну угнетала ситуация в театре, несправедливость по отношению к ней. Она часто садилась в сквере возле театра и повторяла: «Все! Ось цей сезон допрацюю ў йду на пенсўю! Не хочу!» Но на следующий год все снова повторялось. Так продолжалось до тех пор, пока новое руководство не уволило стариков на пенсию — мол, нечего за просто так деньги получать. Копержинская ужасно обиделась. И очень близко приняла к сердцу расставание с театром. Встречая Нонну на Майдане, где она часто прогуливалась, я интересовалась, как у нее дела. Копержинская задумчиво вытаскивала сигарету изо рта и отвечала: «Хўба це життя?»
Потом у Нонны случилось горе: от рака легких умер ее старший сын Евгений, который жил в Чехословакии. Виной всему чрезмерное курение. Нонна тоже была заядлой курильщицей, и никто так и не смог отучить ее от этой пагубной привычки.
— Нонночка была абсолютно лишена чувства эгоизма, — вспоминает Наталья Милютенко. — На гастролях Копержинская всегда уступала мне бЧльшую кровать. Я пыталась протестовать: «Нонна, чого я повинна лежати на такому великому лiжку, а ти — бозна на чому?» Но Копержинская была непреклонна: «Мовчи! Не твої дiло!»
Одно время Нонну сильно мучило больное колено. Я предложила приложить сон-траву с медом. Не знаю, сколько Нонна носила повязку, но, когда она ее сняла, все колено покрылось волдырями, из которых сочилась сукровица. Страшно было смотреть. Я беспокоилась, что с этим делать, а Нонна все перевела в шутку: «Ой, дивўться, як мене гарно Наталка вилўкувала!» Самое интересное, что когда колено зажило, то боль прошла и больше никогда уже ее не беспокоила.
К любой ситуации Нонна могла подойти с юмором. Любила травить анекдоты. Расскажу ее любимый. «Секретарь райкома говорит своему заместителю: «Напиши объявление о том, что во вторник в 16. 00 состоится партсобрание». Заместитель спрашивает: «А как правильно пишется — «вторнЕк» или «вторнИк?» Секретарь отвечает: «Посмотри в словаре». На следующий день на стенде висит объявление: «Партсобрание состоится в среду в 16. 00. Прийти на день раньше!» Секретарь райкома вызывает заместителя: «Что ты написал? Я же тебе сказал: партсобрание состоится во вторник». Заместитель отвечает: «Я не знал, как написать. Искал во всех словарях! Там „фильм“ — есть, „фотография“ — есть, „фуфайка“ — есть, „футбол“ — есть. А „фторника“ — нет!»
Кстати сказать, Нонночка любила футбол и не пропускала ни одного матча с участием киевского «Динамо». Она знала всю футбольную статистику и всех игроков этой команды. Наверное, футбол был ее вторым самым любимым увлечением — после театра.
Из досье «ФАКТОВ»
Нонна Кронидовна Копержинская родилась 1 мая 1920 года в Киеве. В 1938 г. поступила в Киевский театральный институт на курс Амвросия Бучмы. С 1946 г. до 1990 г. работала в Театре имени Ивана Франко.
В кино дебютировала в картине Александра Довженко «Щорс» (1939 г. ). Наибольшую известность актрисе принесли роли в фильмах «За двумя зайцами» (1961 г. ) и «Королева бензоколонки» (1963 г. ). В 1967 г. Копержинской было присвоено звание народной артистки Украины.
Умерла 10 июня 1999 года. Похоронена рядом со вторым мужем, театральным режиссером Павлом Шкребой, на Байковом кладбище Киева.