Происшествия

«я отдам все, что хотите. Только неубивайте! У меня двое детей и жена в положении»

0:00 — 21 мая 2010 eye 340

В Нежине Черниговской области задержана преступная группировка, участники которой, представляясь правоохранителями, задерживали местных жителей и под пытками заставляли признаться в продаже или покупке наркотиков. Между тем сами арестованные утверждают, что боролись с процветающей в городе наркомафией

Уже на следующий день после того, как пресс-служба Черниговской областной милиции обнародовала информацио о задержании преступной группировки, многие местные издания сообщили, что за решетку попали борцы с наркоманией, которые пытались воспрепятствовать наркоторговцам и «крышующей» их милиции. Такого же мнения придерживаются защитники арестованных из общественной организации «Свобода», в которую участники группировки вступили за месяц до своего задержания. Так кого же задержали: матерых уголовников или благородных борцов с наркомафией?

«Синие от побоев люди, еле ворочая языком, говорили, что продают наркотики»

- Эта группировка попала в наше поле зрения в конце ноября прошлого года, — рассказывает «ФАКТАМ» начальник Черниговского областного управления по борьбе с организованной преступностью Александр Силкин.  — Поступила информация, что пятеро мужчин нападают на людей, жестоко над ними издеваются и занимаются вымогательством. Однако заявлений от пострадавших на тот момент у нас еще не было. Как выяснилось, люди боялись, что, если обратятся в милицию, им будет только хуже. Наши оперативники взяли группировку на контроль. За несколько месяцев мы выяснили, что участники банды выслеживают людей (в основном бывших наркоманов), записывают на камеру мобильного телефона их признания, что они купили или продали наркотики, после чего умело их шантажируют. Какие только пытки они не придумывали, чтобы заставить людей признаться! Избивали своих жертв битами, стреляли в них из травматического оружия, использовали электрошок. После таких издевательств человек был готов сказать что угодно.

- К выбору своих жертв они подходили очень осторожно, — говорит начальник отдела по борьбе с преступными группировками Управления по борьбе с организованной преступностью Черниговской областной милиции Виктор Зубок.  — Ведь какой смысл пытать наркомана, который еле сводит концы с концами? При всем желании не дал бы ни копейки. Они же искали людей, которых потом можно было шантажировать. Сначала это были наркоманы из обеспеченных семей, а потом и вовсе предприниматели, не имеющие никакого отношения к наркотикам. Те еще больше боялись, что записи с их «признаниями» увидят свет — ведь даже если факты, которые они озвучивают на пленке, не подтвердятся, их репутация может быть испорчена. Поэтому все молчали.

Но в конце февраля поступило заявление от первого пострадавшего. Он написал, что четверо мужчин вывезли его за город, жестоко избили, выстрелили ему в ногу из травматического пистолета, после чего заставили признаться в том, что он продает наркотики. Все это записали на камеру мобильного телефона. За то, чтобы запись не увидели в милиции, потребовали насколько тысяч долларов.

По словам правоохранителей, участники группировки чаще всего выдавали себя за сотрудников милиции. Лишь когда «милиционеры» вывозили их в лес и начинали пытать, люди понимали, что попали в плен к бандитам.

На сегодняшний день в милиции лежат заявления от семи пострадавших. Однако правоохранители не исключают, что жертв гораздо больше. Не установлены и все участники группировки. Пока арестованы только ее лидер и еще двое подозреваемых. Потерпевшие говорят, что преступников было, как минимум, пять.

- После ареста лидер группировки Алексей Попов заявил, что они борцы с наркоманией, — продолжает Александр Силкин.  — Дескать, таким образом пытались пресечь торговлю наркотиками. Показал видеозаписи на мобильном телефоне, на которых синие от побоев мужчины, еле ворочая языком, говорили, что продают или покупают наркотики. Выглядело все это, мягко говоря, неубедительно: делая признания, избитые люди не могли даже правильно выговорить название наркотика.

Члены группировки заставляли их называть фамилии милиционеров, которые якобы «крышуют» наркобизнес. Впоследствии выяснилось, что названные люди вообще никогда не работали в структуре МВД. К тому же борцы с наркобизнесом ни разу не додумались обратиться с этим вопросом в милицию или прокуратуру. Как они могут говорить, что милиция покрывает наркоторговцев, если сами в правоохранительные органы не обращались? Заявления о благих намерениях перечеркивает и криминальное прошлое арестованных. Все они были ранее судимы за кражи, хулиганство и хищения в особо крупных размерах. А лидер группировки стал на преступный путь еще десять лет назад.

- В общественную организацию «Свобода» они вступили за месяц до задержания — сразу после того, как первый потерпевший написал заявление, — говорит Виктор Зубок.  — Нежин город маленький, видимо, до них дошла информация, что в дело вмешались правоохранительные органы, и злоумышленники, понимая, что их скоро задержат, стали искать помощи у общественности. И тогда уже начали бить во все колокола о якобы своей борьбе с наркобизнесом.

«Один из парней достал бейсбольную биту и с размаху ударил меня по голове»

Потерпевшие, с которыми корреспондент «ФАКТОВ» встретилась в Нежинском горотделе милиции, охотно рассказали подробности своих злоключений.

- Этих троих мужиков я видел впервые, — сокрушается 28-летний Юрий.  — Они подстерегли меня на автобусной остановке. Подошли сзади, заломили руки за спину и затолкали в машину. «Кто вы такие? — спросил я.  — Выпустите меня!» «Милиционеры», — ответил парень в спортивном костюме. Но возле горотдела милиции они почему-то не остановились.  — «Куда вы меня везете? Что происходит, черт возьми?!» «Увидишь», — хмыкнул все тот же мужик. Остальные двое всю дорогу молчали.

По-настоящему я запаниковал, когда мы выехали за город. Остановив машину на ведущей к лесу тропинке, меня вытолкали и бросили на снег. «Вову знаешь?» — спросил один из парней, ища что-то в багажнике. «Какого еще Вову?» — не понял я. «Цалкина Вову, соседа твоего», — сказал он. «Знаю…  — ответил я.  — А что?» «Скажешь сейчас, что купил у него наркотики», — все так же спокойно заявил мужик и достал из кармана мобильный телефон. «Что за бред?! — возмутился я.  — Не буду я ничего говорить!» В следующую секунду один из парней достал из багажника бейсбольную биту и с размаху ударил меня по голове. Я еле удержался на ногах. «Будешь говорить как миленький!» — кричали мужики. А потом на меня посыпались удары — по голове, в живот, в пах. Я упал, корчась от боли: «Хватит, прошу вас!» Но они как с цепи сорвались — били ногами, чем-то в меня кидали. В какой-то момент я понял, что не выдерживаю. И сказал все, что они хотели.

- Что сказали? Что купили у соседа наркотики?

- Да, — кивнул Юрий.  — Когда они снимали меня на видео, я уже ничего не соображал. Тупо повторял за ними: «Купил у Цалкина героин». «Сколько купил?» — спрашивал мужик, который снимал все это на камеру мобильного телефона. И показывал мне на пальцах, что я должен был ответить. Я неправильно его понял и сказал что-то не то. После этого мужики выключили камеру и избили меня до потери сознания. Когда очнулся, снова начали снимать. Перед глазами все плыло, я не мог сообразить, где нахожусь. Помню, что-то за ними повторял, их это не устраивало, и они опять принимались меня избивать. Отснять ролик им удалось с пятой попытки. После этого меня, полуживого, затолкали в машину, отвезли на центральную площадь и выкинули из салона. Денег с меня никто не требовал.

- Зато потребовали с меня, — говорит сосед Юрия Владимир Цалкин.  — Схема у них была такая: у кого денег не было, того заставляли играть роль покупателя. При этом требовали, чтобы он сказал, что купил наркотики у человека, который, по их информации, был более обеспеченным. А потом приходили к тому человеку с записью и шантажировали. Не знаю, почему они выбрали именно меня. Может, из-за того, что я работаю на предприятии, обрабатывающем маковые поля.

- Когда эта банда приехала к нам первый раз, мужа не было дома, — вступает в разговор супруга Владимира Татьяна.  — Они приехали на иномарке, были одеты в дорогие спортивные костюмы. Зайдя во двор, представились сотрудниками милиции и сказали, что им нужен Вова. Я ответила, что он уехал по делам, и они, ничего не сказав, ушли. Когда я позвонила мужу, Вова сообщил, что они договорились встретиться возле магазина. Что-то меня в этой ситуации настораживало, и я решила тоже пойти на эту встречу. Но, когда пришла, было уже поздно. Только увидела, как Вову повалили на землю и затолкали в машину. По-моему, он был в наручниках. Я побежала вслед, но машина тут же рванула с места.

«Они потребовали: «С тебя тысяча долларов и машина. Или отнесем эту запись в милицию, и завтра ты сядешь»

- Да, они надели на меня наручники, — говорит Владимир.  — Я даже не понял, как оказался в машине. Подошли, схватили — и все. А в салоне с ходу заявили: «Мы из милиции. У нас есть информация, что ты торгуешь наркотиками». Я опешил. «Если не ты, то говори, кто торгует!» — настаивали мужики. Начали говорить, что меня в любом случае задержат, приплели какого-то цыганского барона, которого они якобы несколько дней назад арестовали за продажу наркотиков. Я ничего не понимал. На вопрос, куда мы едем, они ответили: «Туда, где ты будешь разговорчивее». И вывезли меня в лес, где начали допрос с пристрастием. Сначала избивали битой, потом ударили по ногам электрошоком. Тело стало ватным. Удивительно, но даже тогда я не сомневался, что передо мной милиционеры. Они не матерились, четко отдавали друг другу команды.

Видя, что пытки на меня не действуют, они опять применили электрошок. Потом еще и еще. «Что вы хотите?» — простонал я. «Говори, что продал наркоту соседу!» — кричали бандиты, снимая меня на мобильный телефон. Еще чуть-чуть, и они меня просто убили бы. Но даже после того, как я сказал все, что они хотели, преступники меня не отпустили: «С тебя тысяча долларов и машина. Или отнесем эту запись в милицию, и завтра ты сядешь». Что оставалось делать? Поехали ко мне домой, жена вынесла две тысячи гривен, которые у нас были. Пообещал преступникам, что завтра возьму кредит и отдам остальные деньги. Тогда же должен был переписать на них машину. Но, как только они ушли, мы с женой позвонили куму, который работает в милиции.

- Такой жестокости я не видел никогда, — говорит еще один потерпевший Андрей.  — Меня вывезли в лесополосу, избили битой, после чего выстрелили в ногу из травматического пистолета. Видя, как я кричу от боли, бандиты смеялись. Они словно обезумели — казалось, соревновались, кто сильнее меня ударит. А потом начали бить по голове. «Прекратите, умоляю! — кричал я.  — Отдам, все, что у меня есть, и сделаю, что хотите. Только не убивайте! У меня двое детей и жена в положении». После этого я сказал на камеру мобильного все, что они мне приказали.

В лесополосе меня продержали двенадцать часов. Отпустили лишь после того, как отдал им две тысячи гривен. После этого я попал в больницу с тяжелейшим сотрясением мозга и ушибами.

А вот работник железной дороги Александр видел преступников не впервые. Он уже несколько лет знал их как группировку, занимающуюся темными делами. Какими именно, не интересовался.

- Я работаю на железной дороге и частенько передаю передачи, — заметил Александр.  — Однажды вечером мне позвонил знакомый и попросил выйти во двор, мол, ему нужно передать в Петербург посылку, а на вокзал он подойти не сможет. Когда я вышел, с ним были четверо этих бандитов. Внезапно один из них ударил меня по ногам, меня схватили, приставили к виску пистолет и затащили в машину. Приятель молча наблюдал за происходящим. От растерянности я проглотил язык. В машине меня несколько раз ударили пистолетом по голове. Я начал терять сознание. После этого меня отвезли куда-то в лес.

- Выйдя из машины, бросился бежать, но в следующую секунду услышал выстрел. Правую ногу пронзила адская боль — оказалось, в меня выстрелили из травматического пистолета, — продолжает Александр.  — Воспользовавшись тем, что я остановился, преступники схватили меня, несколько раз ударили электрошоком, после чего сказали, что они из организации «Стоп, наркотик», и потребовали признаться в продаже героина. Я сказал, что это ложь и ничего говорить не буду. Попытался с ними драться, но у меня не было сил.

Потом меня отвезли в какой-то дом, привязали к батарее и целую ночь избивали. В перерывах они курили травку. Потом меня отвезли домой, я отдал им пять тысяч долларов. А наутро поехали переписывать на них машину. Они посадили меня за руль. Сам не знаю, как в таком состоянии еще смог вести машину. Когда мы подъехали к гор-

отделу милиции, я остановился. «Будь что будет, — подумал.  — Выскочив из машины, выпалил: «Если я наркоторговец, пойдем в милицию. Там и разберемся». Рядом было много сотрудников милиции, и бандиты, выбежав из автомобиля, тут же разбежались.

- Еще одному потерпевшему изверги прострелили пах, — рассказывает Виктор Зубок.  — Подвешивали людей вверх ногами, избивали до потери пульса, а теперь говорят, что у них были благие намерения. У так называемых борцов с наркоманией при обыске мы обнаружили наркотики. У нас даже есть фотографии, подтверждающие, что они сами не прочь побаловаться травкой и другой наркотой. К тому же доказаны факты вымогательства денег. Это подтвердили соседи жертв и другие незаинтересованные лица. Сами задержанные все отрицают. А свое небедное материальное положение объясняют тем, что им платят родители наркоманов, чтобы они отучили их от наркотиков. Однако эта информация не подтвердилась — родители названных ими наркоманов впервые об этом слышали. Двое участников группировки безработные, их лидер Алексей Попов зарегистрирован как частный предприниматель. По его словам, у него есть своя маршрутка. Однако и это пока не подтвердилось.

Между тем общественная организация «Свобода» (эта организация не имеет ничего общего с политической партией «Свобода») организовала движение в защиту пятерых членов группировки. Сразу после задержания троих из них двое их друзей выступили на одном из всеукраинских телеканалов, где рассказали, что Алексей Попов боролся с процветающей в Нежине наркоторговлей. Однако поговорить с ними корреспонденту «ФАКТОВ» не удалось. По последней информации, они ударились в бега.

- По словам Алексея Попова, наркотики в Нежине можно купить везде — он это понял после того, как однажды укололся его брат, — рассказал «ФАКТАМ» лидер Всеукраинской общественной организации «Свобода» Богдан Хмельницкий.  — С тех пор он и его товарищи начали ходить в места продажи наркотиков с требованием прекратить незаконную торговлю. В милицию они действительно не обращались, потому что не знали, как нужно бороться, и делали это своими методами. Когда они обратились в нашу организацию, мы объяснили им что к чему, подготовили коллективное обращение в милицию. После этого провели конференцию, на которую пригласили депутатов местного совета, и рассказали о незаконной торговле наркотиками в Нежине.

- Но не слишком ли жестоко они расправлялись с наркоманами? Пытки были еще те. Даже на видеозаписях с признаниями видны побои.

- Я сам эти видеозаписи впервые увидел уже после суда, на котором им избрали меру пресечения. Алексей Попов не отрицает, что был жесток. Не исключено, что мог бить наркодилеров. Но, по словам Алексея, эти люди тоже были вооружены и им угрожали. Как бы там ни было, к Алексею Попову даже не пускают адвоката — это уже незаконно. Тем более что вымогательство денег Попов отрицает. Говорит, что денег не брал, а сотрудники милиции просто научили наркоманов, чтобы те подтвердили факт вымогательства. Кстати, после этого самому Алексею не раз поступали анонимные угрозы и недвусмысленные предупреждения, дескать, завязывайте со своей борьбой.

P. S. Имена всех героев этой истории, кроме должностных лиц, изменены.