Самый юный в этом году одиннадцатиклассник Украины, которому сегодня вручат золотую медаль, освоил программу средней школы за восемь лет. Мог бы и быстрее, но родные посчитали, что не стоит торопить события
Когда мы впервые познакомились с Сашей, ему было всего шесть лет, и ходил он тогда уже в четвертый класс Чернечеярской начальной школы Диканьского района. Во-первых, его очень рано отдали учиться, а во-вторых, в первом и в третьем классах способный мальчик не учился ни дня, освоив программу гораздо раньше. Я была поражена: шестилетний непоседа читал наизусть серьезные произведения Пушкина и Шекспира (при этом вставляя свои комментарии), свободно разговаривал по-английски, изучал устройство Вселенной, объяснял, в чем разница между математическими величинами квадриллионом и квинтиллионом (честно сказать, я и сейчас этого не знаю).
Сашеньке Костюковичу было всего семь, когда он пришел в пятый класс Полтавской специализированной школы № 3 с углубленным изучением иностранных языков. К тому времени талантливый ребенок уже был одним из немногих стипендиатов Всеукраинского фонда интеллектуального сотрудничества «Украина XXI век», который организован для поддержки одаренных студентов и школьников.
И вот теперь он выпускник. Сегодня ему вручат золотую медаль.
Уже в шесть лет Саша читал 126 слов в минуту, что практически вдвое больше нормы для второклассников.
- Сейчас моя норма — несколько страниц печатного текста за минуту, — признается подросток.
- Скорочтению специально обучался? — поражаюсь этой способности своего давнего знакомого.
- Да нет, — удивляется он. — Это у меня от природы.
Отличная фотографическая память позволяет Саше учиться без особых проблем, усваивать огромное количество информации. В этом учебном году у него было особенно много нагрузок, ведь приходилось заниматься еще и на подготовительных курсах Украинской медицинской стоматологической академии, где Саша дополнительно изучал математику, физику, биологию, украинский язык и литературу. Некоторые его одноклассники даже были уверены, что Сашина семья переехала жить на улицу Шевченко (именно на ней расположен медицинский вуз) — потому что каждый день после шестого урока он шел не домой, а на эту улицу, в академию, где проводил еще две академические пары.
- Решил посвятить себя медицине?
- Да, стоматологии.
- Хирургия, значит, осталась несостоявшейся мечтой?
- Примеряя на себя эту профессию, я провел пару бесед с компетентными людьми и сделал определенные выводы. К сожалению, ошибки хирургов порой бывают фатальными для больного. Не хотелось бы допустить такую ошибку в жизни.
Александр решил подавать документы сразу в два вуза — в Украинскую медицинскую стоматологическую академию в Полтаве и в Киевский государственный медицинский университет имени Богомольца. А учиться будет там, где его зачислят на бюджет. К сожалению, мама и бабушка с дедушкой, не в состоянии оплачивать дорогостоящее обучение.
Главную роль в Сашином развитии сыграла семья. Бабушка, Вера Федоровна, бывший химик, забрав внука после развода его родителей из Москвы к себе в Великие Будищи, что близ Диканьки, уже к трем годам научила внука читать по слогам. Она же занималась с ним иностранными языками, биологией, химией, тренировала его память. Мама, Наталья Валериевна, часто устраивала домашние спектакли, играла с сыном в познавательные игры, разучивала стихи и частушки. И на протяжении всей учебы в школе контролировала его, не давая расслабиться. Ну а дедушка, Валерий Александрович, бывший селекционер, занимался в основном физическим развитием ребенка.
- У тебя не возникало ощущения, что на некоторых уроках ты зря штаны протираешь? — вызываю будущего стоматолога на откровенность.
- Да, на уроках физики, биологии, химии такое ощущение действительно появлялось, — не скрывает он. — Просто это мои любимые предметы, их я глубоко изучал самостоятельно, поэтому иногда казалось, что школьная программа опаздывает за моими знаниями.
По мнению классного руководителя 11-В Натальи Александровны Моисеевой, педагога более чем с 30-летним стажем, Саша Костюкович мог бы освоить программу средней школы гораздо раньше — скажем, годам к двенадцати. Однако комфортно ли он чувствовал бы себя в таком возрасте в одной аудитории со взрослыми людьми? Одно дело — умственное развитие, и другое — физическое, эмоциональное. Желательно, чтобы они совпадали. К счастью, Сашина родня это поняла и не стала торопить события.
- Саше было всего семь лет, совсем дитя, когда он пришел к нам в пятый класс, — вспоминает Наталья Александровна. — Ему не всегда удавалось быть собранным. Ребята постарше следили, чтобы он не забывал книжки в кабинете, не разбрасывал вещи. Если много бегал и забывал поесть на перемене, девочки приносили ему пирожки. А вообще, у нас с Сашей не было проблем. Да, иногда он получал двойки за невыполненные домашние задания. Случалось, ему нужно было о чем-то напоминать. Когда был младше, болезненно реагировал на критику. Но при этом оставался вежливым и никогда не грубил.
- Часто ставил учителей в тупик своими энциклопедическими знаниями и заумными вопросами?
- Нет, что вы! Саша очень воспитанный мальчик и не позволял себе такого.
О своем самом маленьком по возрасту однокласснике ребята из 11-В отзываются весьма уважительно.
- Саша — надежный, ответственный и очень целеустремленный человек, — говорит Наташа Старостина, которая будет танцевать с Костюковичем выпускной вальс. — Если его попросить о чем-то, сделает обязательно. Но главное — никогда не отказывается помочь на контрольной работе. Возле него тогда полкласса собирается. Саша свою работу отложит и принимается за других выполнять. Кстати, всегда успевает.
- А вы сразу его приняли в коллектив? Ведь он все-таки меньше вас на два, а то и на три года.
- Саша просто один из нас, только во многом умнее, — отвечает Алина Сергиенко.
- Ничего страшного мы в этом не видели, — дополняет Саша Йотик. — Всегда относились к нему, как к равному, не обижали. Наоборот, старались в чем-то помочь.
Ребята говорят, что свои энциклопедические знания Саша никогда не выставляет напоказ.
Весь этот год, рассказывают одноклассники, Саша Костюкович усиленно взрослел. В одиннадцатом классе у него начался переходный период. Мальчик начал уделять особое внимание своему внешнему виду.
- «Мне лучше в костюме или в брюках и в свитере?» — интересовался Саша моим мнением, — продолжает Наташа Старостина. — Я советовала ему носить брюки и свитер. «А какой свитер? Их у меня два», — уточнял Саша. Но все равно ходил в костюме. Так ему было привычнее.
- Должен сказать спасибо своим одноклассникам. Они отличались терпимостью, — говорит Саша Костюкович. — Поэтому мне не хотелось менять коллектив. Он в самом деле был лучший. И школа у меня лучшая. Именно в ней я получил глубокие знания по украинскому языку, литературе, английскому
- Получая двойки, сильно расстраивался?
- Смотря за что и при каких обстоятельствах. Вот с математикой мне жутко не везло. То ошибку по рассеянности допущу, то меня засекут, когда другим помогаю на контрольной работе, и снимут пару баллов, то, пока выполняю другим задачи, свою не успею решить Конечно, было обидно.
- Домашние задания тоже по рассеянности не выполнял?
- Представьте себе. В детстве я вообще часто забывал записывать их в дневник — спешил побегать на перемене. Или записывал на листик, а листик потом терял.
- Твои одноклассники рассказывали мне, что ты не ходил с ними на дискотеки. Это потому, что чувствовал себя маленьким, или потому, что считал это зря потраченным временем?
- Потому что не умею красиво танцевать. Сейчас нас всех научили танцевать вальс на выпускном балу. Так что теперь буду на балы ходить
- Странно, что ты не принимал участия в популярных интеллектуальных детских телевизионных шоу, да и в предметных олимпиадах редко участвовал
- Не хотел, мне это было неинтересно.
- При такой большой загруженности у тебя остается свободное время?
- До фига!
- И как ты его проводишь?
- В основном за компьютером
Кстати, от юного интеллектуала я получила несколько дельных советов относительно скорости работы моего старого ноутбука, которые тут же дали результат. А вот профессиональные компьютерщики почему-то не могли мне в этом помочь.
На прощание записываю на листике свой электронный адрес и протягиваю его Саше.
- Зачем? Я и так его запомнил. Ничего сложного
Саша до сих пор помнит бабушкину «школу» и, не задумываясь, объясняет, как пишется самая большая цифра, которая встречается в справочниках и толковых словарях — центиллион, то есть миллион в сотой степени: «Просто к единице добавляете шестьсот нулей».
У него все просто.