Происшествия

«в сервизных чашках для бориса ельцина предусмотрели большую ручку, так как пальцы у него были очень крупные»

0:00 — 10 июня 2010 eye 606

В Киеве на выставке «Взгляд с четырех сторон» ведущий художник санкт-петербургского Императорского фарфорового завода Сергей Соколов представил уникальные работы

Произведения искусства художника по росписи фарфора Сергея Соколова можно увидеть в Эрмитаже, в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге и Государственном историческом музее Москвы. Есть они и в частных коллекциях многих знаменитостей — в семье первого президента России Бориса Ельцина, в семье Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича, у французского кутюрье Юбера Живанши, певицы Милен Фармер и многих других известных людей.

Полюбоваться виртуозным мастерством росписи Сергея Соколова сейчас можно в Национальном музее украинского народного декоративного искусства на выставке «Взгляд с четырех сторон», где представлено более ста произведений художника-фарфориста: сервизы, вазы, декоративные тарелки, пасхальные яйца.

«Галина Вишневская взяла для подарка Мстиславу Ростроповичу чайный бокал с изображением виолончели и скрипки»

- В 1995 году я расписывал сервиз к юбилею первого президента России Бориса Николаевича Ельцина, — рассказывает Сергей Соколов.  — На блюдцах, чайниках, подносе изобразил орден «За заслуги перед Отечеством», к награждению которым был представлен Борис Николаевич. Эта награда тогда была только учреждена. Заказал сервиз на 12 персон в подарок президенту России Наградной комитет. Сервиз, который назывался «За заслуги перед Отечеством», вручали Борису Ельцину в Кремле в Георгиевском зале. На блюдцах изображен орден, на подносе — цепь, на чайниках — орден с цепью.

- Такие сервизы ставят в сервант как сувенир или ими можно пользоваться?

- Знаю, что Борис Николаевич пользовался им. Поскольку пальцы у него были очень крупные, в чашках предусмотрели большую удобную ручку. Форма чашки была необычной — витая, на «ножке». Всего сервиз насчитывал около 50 предметов: чашки, блюдца, тарелки, чайники, молочники, сливочники, сахарницы…

- Как ваши работы попали в коллекцию семьи Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича?

- Галина Вишневская как-то оказалась у нас в гостях на заводе. Ходила, смотрела, любовалась. И вдруг говорит: «Мне что-то хочется подарить Славе на день рождения. Но что, не знаю». Я ей тогда показал чайный бокал с изображением виолончели, скрипки, духовых инструментов… Она воскликнула: «О, это то, что мне надо!» И взяла для подарка. Чайные бокалы, кстати, предпочитают люди, которые пьют много чая.

«Юбер Живанши — человек невероятно энергичный. Встает в пять утра!»

- С Юбером Живанши вы тоже лично общались?

- Да, это было лет 12 назад. Очень интересный человек — элегантный и невероятно энергичный. «Встает в пять утра и требует, чтобы его тут же куда-то везли, что-то показывали, — рассказывали мне люди, которые его принимали в Санкт-Петербурге.  — Мы так устали, просыпаемся чуть свет, ложимся в два часа ночи, а ему все мало и мало!» Я только его увидел — понял: этот человек — супераристократ! Манеры, движения… Была зима, очень холодно, а выглядел он очень элегантно — в легком длинном пуховике, со стильно повязанным кашемировым шарфом, без головного убора. Мы ему подарили чайные бокалы, еще штук шесть он купил на подарки. «Мне очень нравятся ваши изделия. А могли бы вы мне сделать кое-что на заказ?» — поинтересовался кутюрье. Ему пришлись по вкусу вещи, напоминающие севрский фарфор эпохи Наполеона.

И еще он заказал для подарков друзьям и коллегам 50 тарелок императорской формы, очень популярной во времена царствования Александра II. Они имеют особый рельеф между «бортом» и «зеркалом», в центре изображен двуглавый орел. Венчают тарелку синяя каемочка шириной с сантиметр и золотой орнамент.

- Говорят, что ваши работы есть у французской певицы Милен Фармер?

- Да. Ваза ампирной формы — на ножке, расширяющаяся кверху. Высота вазы всего 22 сантиметра, расписана она тоже музыкальными инструментами. Правда, не совсем обычными — несуществующими, фантазийными, родившимися в моем воображении.

- Какие самые невероятные заказы поступали вам от богатых людей?

- Например, один наш соотечественник, проживающий в Ницце, просил декорировать фарфоровую посуду золотом и лепными цветами. Это о-очень дорогое удовольствие! Некий банкир заказывал у нас огромные малахитовые вазы высотой около 80 сантиметров — музейные копии. Такая ваза состоит из нескольких частей: постамента, ножки, чаши с горлышком. Очень сложная работа! Декорирована ваза живописным полотном в золотой раме, на котором изображены гренадеры в галерее Зимнего дворца. Это копия вазы, которая принадлежала Николаю I и сейчас находится в Эрмитаже. Только на роспись двух ваз понадобилось полтора года. Стоят они, конечно, очень дорого. Многие богатые люди сейчас хотят иметь у себя красивые раритетные вещи прошлых эпох. Антиквариата на всех уже не хватает. Скажем, коллекционных предметов времен Александра II осталось очень мало, а количество желающих обладать ими, огромное.

- Есть заказчики из Украины?

- Да, это очень богатые люди. К примеру, один из них строит где-то под Киевом особняк, в котором стремится воссоздать дух ансамбля Петродворца — гармонию архитектуры и окружающего дворец парка. Нередко клиенты просят расписать семейные сервизы узором, которого бы не было больше ни у кого в мире.

- Интересно узнать цены на эксклюзив…

- Они о-очень высокие! Есть сервизы по десять тысяч евро, вазы по 8 тысяч. И это не предел.

«Тарелки с эротическими сюжетами почему-то особенно нравятся директорам предприятий»

- На киевской выставке представлена коллекция тарелочек «Стрипшоу» с изображением обнаженной женской натуры. Кто обычно покупает такую посуду?

- Сервиз с эротическими картинками я создал еще в 1990-е годы — тогда, когда на заводе началась чехарда. Сначала предприятие было государственным, потом его приватизировали, акции начали скупать иностранцы. Было очень тяжело переживать все это. Я ведь работаю здесь уже более 25 лет. Эротическая коллекция родилась как своеобразный протест. Я представил ее на художественном совете. Неожиданно для меня она произвела впечатление, сервиз стали выпускать и продают до сих пор. Эти вещи почему-то очень популярны среди директоров предприятий. У них обычно есть комнаты отдыха, там эти тарелочки и хранятся. А вообще, скажу вам, когда я выставил такой сервиз в 1995 году в нашем заводском музее, народ начал валить валом.

- Многие годы фарфор вашего завода называли ломоносовским. Сейчас этот термин уже не используется?

- Ломоносовским фарфор стали величать в советские времена — после того, как в 1925 году заводу присвоили имя Михаила Ломоносова. Нынче предприятие переименовали в Императорский фарфоровый завод — такое название он получил во времена Екатерины Второй.

- Михаил Ломоносов был большим ценителем фарфора?

- Дело в другом. Несколько месяцев он был директором фарфорового завода. Кстати, однокашник, с которым Михаил Васильевич учился в Германии, — Дмитрий Виноградов — изобретатель российского фарфора.

- Слышала, что ваши работы есть и у Владимира Путина…

- Я создавал несколько ваз для президентской резиденции в Стрельне. Сейчас эта композиция расположена там на каминной полке. Также я делал блюда для гостевых коттеджей президентской резиденции.

- Правда, что ваш фарфор часто берут для подарков королевским особам?

- Так и есть. Например, недавно купили две мои вазы — в качестве свадебного подарка для датской королевской семьи. Очень красивые работы. Белоснежную вазу с лепными цветами взяли для невесты, а вазу с крыльями — для жениха. Кстати, подобные экспонируются в Киеве на выставке.