Мир

Русский художник Олег Мавроматти выжил на электрическом стуле во время он-лайн голосования в Интернете

9:18 — 15 ноября 2010 eye 1160

Мавроматти жил, Мавроматти жив, Мавроматти будет жить и творить вне России, покуда следственные органы не снимут с него обвинения в экстремизме

«СВОИ ПОБЕДИЛИ!!! СПАСИБО БЕЗМЕРНОЕ ВСЕМ КТО ГОЛОСОВАЛ ЗА НЕВИНОВЕН,НО И СПАСИБО ТЕМ,КТО ГОЛОСОВАЛ ВООБЩЕ!
ПРОСЬБА ВСЕМ КТО БыЛ В ЧАТЕ ПРИСЛАТЬ МНЕ СВОИ ФОТКИ,Т. К. Вы ДРУЗЬЯ ПОЛНОЦЕННыЕ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА… БЕЗ ВАС ОН ПРОСТО НЕ СОСТОЯЛСЯ Бы НИКОГДА!!!» таким постом в личном блоге закончил акцию «Свой/Чужой» русский перфомансист Олег Мавроматти, пытавшийся спровоцировать в Интернет среде то ли свою интерактивную казнь на электрическом стуле, то ли свое on-line помилование. Вобщем, пользователи сети оказались снисходительными к росийскому неодиссиденту, преследуемому правоохранительными органами РФ по статье за экстремизм, и, регулярно проклинаемому верноподданными хоругвеносцами Московского патриархата. Он остался жив после недельного эксперимента в сети. Хотя, как пишет на ресурсе OpenSpace критик Андрей Ковалев: «Самое важное событие недели — онлайн-перформанс Олега Мавромати «Свой — чужой». Информацию можно найти в блоге «Статья 282», но там все как-то сильно запутано.

Проголосовать можно на сайте. Требуется регистрация, рекомендую жать на линк «Мотивация», там масса потрясающих откровений. Одна деталь: если вы голосуете «за», то вам следует заплатить 50 центов через систему PayPal. Но по своему опыту знаю, что гражданам России зарегистрироваться там очень сложно. На 12:00 12. 11. 10 соотношение голосов было: «виновен» — 1153, «невиновен» — 1708. » Возможно у религиозных фанатиков просто не хватило и ума и терпения, чтобы преодолеть технические сложности при регистрации на казнь? А может Олега спасла их скупость? Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные материалы о данном перфомансе, и о проблемах в обществе, толкающих художников на подобные творческие акты.

 

Как стать экстремистом

Елена ИЩЕНКО, газета ТРУД

Олег Мавромати, подозреваемый в экстремизме, провел акцию «Свой-чужой»: приковал себя к электрическому стулу, подключенному к интернету, и предоставил публике решать, жить ему или умереть.  

Акция будет проходить в течение семи дней, и если количество людей, проголосовавших за смертную казнь Мавромати, вдвое превысит количество голосов «против», компьютер запустит разряд и художник будет убит. Пока голосующих против казни больше: быть причастным к убийству — слишком большая ноша. По словам Олега Мавромати, с помощью такого радикального жеста он хочет привлечь внимание широкой общественности к проблеме участившихся процессов по 282-й статье. «Моя акция должна как-то изменить эту наплевательскую ситуацию. Я ожидаю резонанса и решения проблемы 282-й статьи, которая сейчас существует в России».

Новая инквизиция?

Участившиеся процессы по 282-й статье доказывают, что усмотреть «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» можно практически в любом произведении искусства — хоть в картине Васнецова. Эта статья УК сейчас стала инструментом в руках ультраправых христианских организаций. «Наши оппоненты добились значительного успеха, — делится своим впечатлением куратор Андрей Ерофеев, осужденный по 282-й статье. — Они убедили общество, что мы — экстремисты и маргиналы, которые находятся в оппозиции к обществу».

Ерофеев считает, что «безумцы, ультраправые кретины» не способны действовать самостоятельно. Ультраправые больше не вторгаются на территории музеев и не громят неприятные выставки неприятных художников. Они начали действовать продуманно — перешли к практике обращения в суд. Вместе с другими участниками арт-сообщества Ерофеев задается вопросом: почему власть поддерживает выпады радикальных институций?

Художник Антон Николаев, член арт-группы «Бомбилы» и один из организаторов выставки «Инфраструктура», считает, что политики и церковь используют радикальные группировки, чтобы «гнуть свою недемократичную линию». «В лице этих организаций церковь обрела свою добровольную инквизицию, — утверждает Николаев. — Разумеется, РПЦ во многом их поддерживает».

Был бы человек, а статья найдется

Искусство все чаще рассматривается как политический и социальный жест. У этого процесса есть плюсы — благодаря громким процессам художник будет услышан. С другой стороны, не ясно, вкладывают ли художники в свои работы политический смысл или его туда «вчитывают» различные радикальные организации?

282-я статья метит не только в художников, но и в других представителей искусства. Досталось музыкальной группе «Барто» — милиция разглядела во фразе «я готова, а ты готов ночью поджигать машины ментов?», спетой от лица лирической героини, призыв к экстремизму.

Россия — не единственное в мире государство, где дейст-вуют подобные законы. Практически в любой цивилизованной стране в Уголовном кодексе можно найти подобную статью. Дело в другом: обвиняют по ней тех, кто действительно возбуждает какого-либо рода рознь, а не художников, чьи произведения кого-то обидели. Например, скандально известный датский художник Курт Вестергор, автор карикатур на пророка Мухаммеда, никогда не был судим. Недавно он получил Потсдамскую премию СМИ из рук Ангелы Меркель. В нашей же стране, по мнению многих экспертов, 282-я статья часто служит не свободе и демократии, а властным институциям, которые интерпретируют ее в нужном ключе.

Кого из художников преследовали за экстремизм

Олег Мавромати

В 2000 году художник провел акцию «Не верь глазам своим», в ходе которой его прибили гвоздями к кресту и вырезали на спине слова «Я не сын Божий». Сразу последовало возбуждение уголовного дела по статье 282 УК РФ за разжигание религиозной розни, которое вынудило Мавромати уехать в Болгарию.

Андрей Ерофеев, Юрий Самодуров

В 2007 году кураторы организовали выставку «Запретное искусство-2006» в центре им.  Сахарова. По иску организации «Народный собор» было возбуждено уголовное дело, последовал обвинительный приговор и выплата штрафа общей суммой 350 тысяч рублей.

Авдей Тер-Оганьян

В 1998 году художник провел акцию «Юный безбожник», последовал процесс, но, не дождавшись приговора, Тер-Оганьян уехал в Чехию, где стал политическим беженцем. В этом году его работы не хотели пускать на выставку в Лувр, так как усмотрели в них призыв к разжиганию национальной розни.

Антон Николаев, Денис Мустафин

В октябре организация «Народная защита» подала иск на кураторов выставки «Инфраструктура» (2010). Возмущение вызвала картина Маргариты Саяпиной, в которой они усмотрели надругательство над иконой Божией Матери и унижение православной веры.

Виктор Васнецов

В марте 2010 года Ленинский районный суд города Кирова признал художника-передвижника Виктора Васнецова, умершего задолго до появления УК РФ, экстремистом. Основанием для этого послужила его картина «Встреча Олега с кудесником», написанная в 1899 году.

Арт-группа«Война»

С «Войной» решили бороться методом предупреждений. После проведения акции «Дворцовый переворот», в ходе которой участники перевернули несколько милицейских машин в Петербурге, Георгия Лосева, члена арт-группы, вызвали в Центр по борьбе с экстремизмом и провели беседу.

Лечение электричеством

Владимир ТУЧКОВ, журнал Шум

Есть основание предположить, что в обозримом будущем в Паутине будет раскручен экстремальный стартап, который помогает всякому желающему уйти из жизни. И новый сервис, который представляет собой адскую машину для сетевой эвтаназии, будет приобретен Гуглом, поскольку он имеет прекрасные коммерческие перспективы. Проект уже стартовал на сайте http://svoichuzoi. org/, где художник Олег Мавроматти в конце нынешней недели либо получит смертельный разряд тока, либо останется жив.

История Мавроматти печальна, как печально положение и всего российского актуального искусства, и особенно – акционизма. Мавроматти – акционист со стажем. В 1990 году, еще при Советах, он вместе с Осмоловским, Бренером и другими членами группы «ЭТИ» принял участие в инсталлировании телами художников у входа в мавзолей емкого слова «хуй». Художников пожурили, но уголовному делу хода не дали. Спустя 10 лет Мавроматти утроил в приватном пространстве Института культурологии радикальный перформанс: его руки приколотили к кресту, а на спине бритовкой накарябали «я не сын Бога».

Новые институции новой России оказались куда непримиримей, чем советские карательные органы. Праведным гневом воспылал «Народный собор», представляющий собой православный вариант общественных сил, которые в Иране называются «стражами исламской революции». Т. е. шаг влево, шаг вправо – враг великого православного народа. И втемяшить этим господам, что перформанс был на все сто в духе христианства, не представляется возможным. И соборяне-хоругвеносцы чисто по-фарисейски настучали на Мавроматти в Генпрокуратуру, которая завела дело по 282-й статье о возбуждении национальной и религиозной розни.

Мавроматти, не надеясь на торжество здравого смысла и правосудия, выехал из страны в Болгарию. Где и пребывает в настоящее время. Обжился. Женился на болгарской художнице. Вошел в арт-группу «Ультрафутуро». А через некоторое время на родине закрыли возбужденное против него уголовное дело.

Но счастье акциониста бесконечным быть не может. У него закончился срок действия российского паспорта. А без оного его пребывание в Болгарии становится невозможным. Поскольку Мавроматти не относится к цыганам, за ущемление прав которых пребывать во Франции без документов весь Евросоюз гневно накинулся на Саркози.

Мавроматти пришел в российское консульство, где узнал, что дело по требованию хоругвеносцев вновь открыто, а фигурант объявлен в международный розыск.

И, следовательно, он попал в значительно худшую ситуацию, чем организаторы выставки «Осторожно – религия», в отношении которых суд ограничился штрафами. Над Мавроматти нависла вполне реальная угроза получить тюремное заключение. Дело в том, что тот процесс был, по сути, состязанием между хоругвеносцами и правозащитным движением, которое в значительной степени отстаивало память академика Сахарова, поскольку выставка проходила в Сахаровском центре. И посадить директора центра Юрия Самодурова было не столь уж и просто. И потому, что к процессу было привлечено повышенное внимание СМИ. И потому, что за фигурантов публично вступились генералы и адмиралы российского правозащитного движения, среди которых были Людмила Алексеева, Светлана Ганнушкина, Лев Пономарев, Сергей Ковалев, Елена Боннэр, Александр Ткаченко.

За Мавроматти же никаких сил – ни общественных, ни политических – нет. Он чистый художник, остающийся один на один против системы судебных перформансов, среди которых наиболее впечатляет процесс над Ходорковским.

Собственно, и государство сильно в этом жанре. Например, существует ежегодный апрельский перформанс, когда все камеры страны показывают крупным планом супругу президента, которая в пасхальную ночь в храме Христа спасителя еле сдерживает зевоту. Вот что, как мне кажется, должно оскорблять православных в первую очередь.

Необходимо сказать, что если во время оно уголовники били в тюрьмах политзэков с формулировкой «Сука, Родину не любишь!», то в условиях клерикального психоза приговаривают «Сука, Бога не чтишь!».

Вполне понятно, что в сложившейся ситуации Мавроматти пытается получить в Болгарии убежище.

Следует отметить и тот прискорбный момент, что подавляющее большинство его российских арт-коллег проявляют к его судьбе удивительное безразличие. Молчит «подельник» по слову «хуй» Осмоловский. Молчат другие, с которыми он когда-то делал общее дело. Как-то откликнувшихся совсем немного: Авдей Тер-Оганьян, Дмитрий Врубель, Герман Виноградов, Император ВАВА, Марина Перчихина, Анна Бражкина, некая толика критиков и искусствоведов. Понятное дело, среди них много молодых акционистов, для которых Мавроматти – легендарная личность. Подавляющее же большинство худ. сообщества молча и усердно кует бабло. Поскольку актуальное искусство нынче – это в значительной степени коммерческий проект. А одно из главнейших условий существования бизнеса «здесь и сейчас» — лояльность.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что какие-то действия для того, чтобы Мавроматти предоставили убежище, совершили: берлинский художник, группа американских политиков, немецкий театр, болгарские художники… Справедливости ради следует сказать, что с солидарной акцией выступил российских художник Денис Мустафин. А также Сахаровский центр провел круглый стол, но, естественно, уже без какой бы то ни было «огневой поддержки» правозащитников.

И 7 ноября Мавроматти запустил акцию «Свой/Чужой». Ему сделали электрический стул и сетевую машину для голосования. Всякий желающий может высказать свое мнение относительно того, наказывать или не наказывать Мавроматти, которого российское государство намерено судить по 282-й статье УК РФ. Акция, которая будет продолжаться 7 дней, разбита на 6 сеансов. В первом сеансе, если количество проголосовавших за наказание превысит в два раза количество отрицательных ответов, Мавроматти лично нажмет на кнопку и получит удар электротоком напряжением 600 киловольт. Длительность импульса равна 1 секунде. При таком воздействии, как гласит научная литература, человек получает ожоги средней тяжести. Затем ежедневно снимаются показания с необнуляемого счетчика, и опять в зависимости от результата перформер либо нажимает кнопку, либо не нажимает. Причем в каждом сеансе длительность импульса увеличивается на 1 секунду. Как гласит теория, основанная на статистике несчастных случаев, при 5-секундном воздействии заданного напряжения человек теряет сознание, а начиная с 6 секунд возникает реальная угроза для жизни. При этом условия игры таковы, что за голос, поданный за убийство художника, нужно заплатить символическую сумму в пол-евро, чтобы предотвратить возможность накруток счетчика.

Мавроматти относится к разряду наиболее радикальных акционистов, которые постоянно играют на повышение ставок. И данная акция может быть оплачена ценой его собственной жизни. (Что, в принципе не так уж ново, например, сербскую художницу Марина Абра’мович во время одного перформанса чудом не застрелили). И можно предположить, что даже существуя внешне безмятежно, он в конечном итоге придумал бы что-нибудь аналогичное. И тогда бы это можно было назвать чистым искусством.

К сожалению, акция «Свой/Чужой» несколько замутнена тем, что в ней переплелось социальное и экзистенциальное. Что можно объяснить аффектом автора, которого загнали в угол. Т. е. не вполне понятно, кто должен голосовать за его смерть. Ведь это же будут не хоругвеносцы, которым он выдвигает претензии свободного художника, настаивая на своей моральной правоте. Ведь они же не примут участие в его «сатанинском аттракционе». Да и банковских карточек у них нет, поскольку в их кодировке они отчетливо видят три шестерки.

Следовательно, противниками Мавроматти являются неперсонифицированные «темные стороны человеческой души». Или вообще – мировое зло. И при этом автор называет акцию «социологическим опросом», что также неверно, поскольку интернет-аудитория существенно уже «наземного» социального разнообразия. И таким образом узнать, сколько же в человеке сидит животного, возможно лишь слишком приблизительно.

Есть и как минимум пара этических вопросов к автору. Насколько правомерно поощрять латентного убийцу к убийству, говорить ему по-раскольниковски «право имеешь»? Что станет с теми, кто делал электрический стул и писал программу в случае трагического исхода акции? Наверняка они понесут уголовную ответственность за изготовление орудий убийства.

Есть и технические вопросы. Насколько полно прошло тестирование программы и силовой электрической схемы и были ли учтены все возмущающие параметры? Включая колебания температуры, влажности, давления, напряжения электрической сети. Слишком уж в большой спешке все это делалось.

К сожалению, столь валютоемкая тема как смерть уже привлекла к себе внимание рекламодателей. На ролике, записанном на сервисе Ustream, где Мавроматти объясняет суть акции, всплывают призывы покупать телефоны Nokia и прочие необходимые для ощущения полноты жизни товары. Отчасти это ассоциируется с восклицанием приговоренного к смерти и взошедшего на эшафот в начале прошлого века, заключившего предсмертный контракт, — «Пейте какао Ван Гуттена!».

Но главное – это то, что мы имеем дело с ситуацией, когда переплелись друг с другом жанры протестной акции и экстремального перформанса, хоть Мавроматти и настаивает на существенности именно второй составляющей.

Это обстоятельство позволило арт-группе «Война», известной по акции начертания громадного фаллоса на Литейном мосту, дать гаденький комментарий действиям Мавроматти. Почувствовав, что их крутизна в области социального протеста способна дать трещину, их лидер заявил, что Мавроматти уже давно мертв как художник, и акции трупа не могут вызывать ничего кроме скуки. А вот мы!.. и далее идет перечисление былинных подвигов социального ратоборца Лени Ёбнутого и его команды. Что же, будем это считать естественной физиологической реакцией подрастающих волчат, мысленно примеривающихся к роли вожака.

В общем, без накладок не обошлось. Как это всегда бывает, когда замышляется столь грандиозный арт-проект, и при этом его автору далеко до полного спокойствия. Но при этом следует знать, что Олег Мавроматти – человек чести. И появившиеся в сети злопыхательские заявления о возможном жульничестве с подсчетом голосов не имеют под собой ни малейшего основания. Так что все очень серьезно. Как в акции «Свой/Чужой». Так и в нашем уже не слишком приспособленном для нормальной жизни обществе. И эта акция должна квалифицироваться как лечение электричеством. В самом широком понимании этого медицинского термина. Мавроматти должен жить. Впрочем, как и все мы.

Подготовлено по материалам OpenSpace. Ru, Труд, Шум