Житейские истории

«Директор школы убеждала, что мой сын… упал с яблони и разбился»

0:00 — 15 апреля 2010 eye 493

Один из подростков, избивших до смерти 15-летнего школьника, житомирским судом приговорен к четырем годам лишения свободы, другой освобожден по амнистии. Мать погибшего с таким вердиктом не согласна

В Житомире завершилось судебное разбирательство резонансного уголовного дела. Двое подростков избили до смерти одноклассника прямо на территории… школы. Учителя до последнего скрывали правду, пытаясь преподнести смерть мальчика как несчастный случай — дескать, тот получил травмы не в драке, а при падении с яблони.

«Я пыталась остановить драку, но безрезультатно»

Что же на самом деле произошло в тот роковой день 11 сентября 2008 года? Как выяснил суд, на перемене десятиклассники отдыхали и собирали яблоки в школьном саду. Когда 15-летний Борис Барник (имя подсудимых изменено, поскольку приговор еще не вступил в законную силу) нагнулся за приглянувшимся ему яблоком, он получил подзатыльник от одноклассника Андрея Маслюка. В придачу к этому Андрей еще и обозвал парня. Рассердившись, Барник догнал Маслюка, повалил на землю и стал жестоко избивать. На помощь Андрею бросился друг, однако его удержал приятель Бориса Василий Винник (он тоже попал на скамью подсудимых). Благодаря этому Барник беспрепятственно продолжал избивать лежащего лицом вниз Маслюка. Остальные школьники сначала молча наблюдали за происходящим, а когда, наконец, разняли дерущихся, было слишком поздно. Лежащий на земле Андрей издавал тяжелые хрипы. Одноклассники перевернули избитого парня на спину. Спустя минуту он перестал дышать. Учителя, узнав о смерти ученика, тут же… разогнали всех детей по классам.

- Я стала случайным свидетелем происходящего, — рассказывает учительница Клавдия Романовна.  — Пыталась остановить драку, но безрезультатно. Бросилась к Андрею, но он, к сожалению, уже не подавал признаков жизни. Мы с детьми хотели вызвать «скорую помощь». Однако мои коллеги заверили, что обойдутся без врачей. Может быть, Андрей имел шансы выжить, если бы медики прибыли сразу после инцидента.

Когда стало ясно, что парень погиб, учителя позвонили маме Андрея Маслюка, Марине Эдуардовне, и попросили женщину срочно прийти в учебное заведение.

- Чувствуя неладное, я прибежала на школьный двор, — вспоминает Марина Маслюк.  — Увидев карету скорой помощи, остолбенела от ужаса, боялась подойти к машине. Ожидала чего угодно, но только не того, что мне сообщила директор. Она спокойно подошла ко мне и, особо не подбирая слова, поведала, что мой мальчик… упал с яблони и разбился. Директор уточнила, что это обычный несчастный случай, а свидетелей происшествия… все равно нет. Не помню, что со мной было после ее слов: голова сделалась тяжелой, перед глазами поплыл туман. Как оказалась дома, не знаю. Наверное, кто-то из добрых людей помог мне добраться.

Прибывшим на место происшествия правоохранителям педагоги во главе с директором твердили в один голос: ученик свалился с дерева сам, свидетелей нет. Детям велели расходиться по домам. Однако перед этим учителя настойчиво попросили их говорить всем: Андрей Маслюк разбился, упав с яблони. Так, дескать, будет лучше для всех. Кроме того, тонко намекнули старшеклассникам, что именно от их поведения будет зависеть хорошая успеваемость. Если не хотят испортить себе аттестат, то должны прислушаться к рекомендациям взрослых. Участники драки Винник и Барник послушались учителей и без зазрения совести лгали правоохранителям. Но другие подростки не захотели скрыть правду. Поздно вечером они пришли к маме Андрея и все ей рассказали.

- Как я могла врать, если Андрей умер у меня на глазах?! — говорит «ФАКТАМ» одноклассница погибшего школьника Катя.  — За две минуты до трагедии я смотрела ему в лицо, он улыбался и шутил.

«Дети видели, как все происходило, однако суд рассматривал несколько иную версию»

- Я категорически не согласна с решением суда и уже подала апелляцию, — говорит мать погибшего.  — Во-первых, дети видели, что именно Василий Винник первым ударил моего Андрея. Барник только добивал сына. Однако суд рассматривал несколько иную версию. В результате Винника обвинили по статье «Хулиганство», а позже вообще освободили по амнистии. Почему так произошло? Говорят, что его родной дядя работает в правоохранительных органах.

Во-вторых, полтора года, пока шли судебные заседания, Бориса Барника обвиняли по статье «Убийство». Неожиданно перед самым оглашением приговора судья изменила ему статью на «Преднамеренное нанесение тяжелых телесных повреждений». В итоге Барник получил четыре года лишения свободы, полтора из которых он уже отсидел. То есть убийца Андрея через пару лет будет на свободе. А мой сын лежит в могиле!

С приговором не согласен и государственный обвинитель.

- Как представитель государственного обвинения я предлагал для Бориса Барника меру наказания в пределах семи лет — это минимальный срок, учитывая возраст подсудимого, — считает прокурор Богунского района Юрий Сарапийчук.

Марина Эдуардовна намерена настаивать на пересмотре дела.

- Мне не важно, какой срок дадут Барнику, — говорит она.  — Пусть это будет только год заключения, но по статье «Убийство». При этом меня не интересует компенсация за моральный ущерб.

Вместе с тем судья Гулак, которая вела это дело, считает, что необходимо отличать умышленные убийства от умышленного нанесения тяжких телесных повреждений, которые повлекли смерть потерпевшего. Для этого суды должны тщательнейшим образом проверять доказательства, указывающие на намерения подсудимого. В данном случае, убеждена судья, в конфликте виноват убитый Маслюк, который первым затеял драку и обозвал школьника.

Действительно, отношения между одноклассниками были напряженными. Ребята давно недолюбливали друг друга, и это замечали многие. Накануне роковой драки ученики слышали, как Андрей Маслюк, находясь в школьном саду, оскорблял и дразнил Бориса Барника. Грубые слова задели подростка, который, возможно, давно хотел поговорить с одноклассником «по-мужски».

По факту смерти ученика возбуждено еще одно уголовное дело — против директора школы, где произошел инцидент. Руководитель учебного заведения намеренно скрывала факт драки между учениками и выдавала все за несчастный случай. Однако из-за длительной болезни подозреваемой следствие пока почти не продвинулось.