Житейские истории

«На белорусской таможне нам сказали: давайте ключи и техпаспорт, иначе вызовем патруль и отберем их у вас силой»

0:00 — 22 мая 2010 eye 5314

Таможенники соседней страны изъяли машину у возвращавшихся из Прибалтики украинских туристов, объяснив это тем, что в их декларации нет штампика, который днем ранее… сами же «забыли» поставить. Как удалось выяснить, таких случаев сейчас десятки

Во время майских праздников вновь разбушевался исландский вулкан, аэропорты оказались под угрозой закрытия, и многие из тех, кто уже настроился провести пару выходных дней за границей, решили не рисковать и ехать в путешествие на автомобиле. Вот и отец с сыном Станислав и Иван Ошаровы вместе с девушкой Ивана отправились на своем «Ниссане» в Ригу. Хотели навестить родственников, а заодно поездить по Прибалтике. Кто бы мог подумать, что путешествие закончится печально — семья останется без любимого и весьма недешевого автомобиля.

«Автомобиль останется на штрафплощадке, а вы в течение трех часов должны покинуть территорию Белоруссии»

- Мы выехали из Киева 1 мая, — рассказывает Иван Ошаров.  — Границу прошли спокойно, пересекли Белоруссию. Приехали в Латвию, погостили в Риге, побывали в Эстонии и Литве, где полюбовались замками. Отправились в обратный путь. Приехали на белорусскую границу — на контрольно-пропускном пункте сумасшедшая очередь. Машин сто или сто пятьдесят. Что делать? У моей девушки через четыре часа заканчивается шенгенская виза! Мы по карте нашли ближайший контрольно-пропускной пункт — Котловку — и быстренько поехали туда.

К счастью, машин там было гораздо меньше, так что литовскую таможню прошли очень быстро. На белорусском КПП оказалось несколько очередей. Один из сотрудников махнул нам рукой, чтобы мы становились в «зеленый коридор» (где обычно проверяют документы у тех, кому нечего декларировать.  — Авт. ).

Мы заполнили декларацию и начали бегать от окошка к окошку — в одно отдали техпаспорт на машину, в другое — загранпаспорта, в третьем — заплатили транспортный сбор 4 евро за проезд по дорогам Белоруссии. Таможенник попросил открыть багажник, убедился, что все в порядке, отдал нам кипу документов — паспорта, страховку, квитанцию и позволил въехать.

Переночевали мы в Минске, а на следующий день приехали в Новую Гуту на украинскую границу. И вот тут-то началось самое интересное. Нам уже поставили в паспорта отметки о пересечении белорусской границы, как вдруг таможенник, к слову, тот же самый, что неделей раньше проверял нас на въезде в Белоруссию, обратил внимание, что в нашей декларации нет штампа. Но ведь эту бумажку нам вместе с другими документами выдали его же коллеги на литовско-белорусской границе! Почему таможенники забыли поставить в ней штамп? И откуда нам, обычным туристам, знать, что там должно быть? Нас проверили, впустили, так что же — перепроверять после таможенников документы? Забегая вперед, скажу: на акте об изъятии нашего автомобиля белорусы тоже не поставили ни штампа, ни печати. Дали бумажку с подписями и сказали, что этого достаточно.

А белорусский таможенник был непреклонен — нет штампа, значит, по сути, нет и декларации. А нет декларации, значит, мы нарушили белорусские законы и по этим самым законам наш автомобиль подлежит задержанию.

Мы были в шоке! Ведь все остальные документы у нас в полном порядке — в паспортах стоит штамп о пересечении границы, есть квитанция об оплаченном транспортном сборе за транзит именно этого транспортного средства по территории Белоруссии, страховка на автомобиль (»зеленая карта»), да в конце концов видеофиксация с белорусского пограничного пункта пропуска! Попросили таможенника: позвоните в Котловку, пусть проверят по базе и подтвердят, что мы вчера въезжали в Белоруссию. Мы же не контрабандисты! Мы просто туристы, причем из братской соседней страны. Но таможенник заявил, что все не так просто и заниматься нашим делом будет управление, которое находится в Гомеле. А поскольку сейчас праздники, сотрудники управления появятся на работе только через два дня.

Мы заподозрили, что у нас вымогают деньги, предложили заплатить штраф. Таможенник отказался — у них, похоже, с этим строго. Тогда мы решили: хорошо, будем ждать в машине результатов расследования. «Нет, — объяснили нам, — автомобиль останется на штрафплощадке, а вы в течение трех часов должны покинуть территорию Белоруссии».

Таможенники составили акт об изъятии, оценив наш автомобиль в 12 тысяч долларов. «Почему так дешево? — удивились мы.  — Машина ведь стоит раза в два дороже!» — «В Белоруссии такие цены», — был ответ.

Затем у нас потребовали ключи и техпаспорт: дескать, если не отдадите добровольно, вызовем патруль, который отберет их силой. Это был какой-то кошмар! Мы пытались дозвониться до украинского консульства, но ни один из трех телефонов, которые нам дали на таможне, не отвечал. Ничего не оставалось, как договориться с водителем попутной машины, который и довез нас до Киева.

Дома нам все-таки удалось связаться с украинским консульством в Белоруссии. Там сказали, что могут помочь лишь тем, что дадут телефон адвоката-международника — возможно, ему удастся «отбить» машину. Услуги этого юриста оказались весьма недешевы, около 100 долларов США в сутки плюс все дополнительные расходы — транспорт, гостиница. Но что поделаешь, машина-то дороже, а помощи от нашего государства, похоже, ждать не приходится.

Чиновник из Центра помощи гражданам Украины за рубежом отказался звонить нашему консулу в Минск

- На этой неделе мы с адвокатом побывали и на таможне в Новой Гуте, и в таможенном управлении в Гомеле, — продолжает Иван.  — Как выяснилось, таких случаев десятки! Причем белорусы частенько отбирают машины и у прибалтов. «Вчера у меня по аналогичному делу был консул Эстонии», — сказал заместитель начальника таможни. Когда я услышал это, стало чертовски обидно: Эстония — маленькая страна, но ее консул не поленился и приехал, ведь речь идет о его соотечественниках, попавших в беду. Любое государство защищает своих граждан, но только не Украина! Хотя при МИДе в Киеве существует даже Центр помощи гражданам Украины за рубежом. Мы отправили туда факс с просьбой оказать помощь в решении нашей проблемы. Связавшись с Центром по телефону, получили ответ: «Мы рассмотрим ваше заявление и ответим в течение месяца, как предусмотрено законом». А на мою просьбу связаться с нашим консулом в Минске один из чиновников ответил, что делать этого не будет, поскольку имеет лимит на международные переговоры — ТРИ МИНУТЫ в день!

В Гомеле же нам сообщили, что расследование пока идет. Когда закончится, материалы отправят в суд. Но, пояснил наш юрист (кстати, белорус), надеяться особо не на что: в 95 процентах случаев суд оставляет государству задержанные за нарушение таможенных правил автомобили. Потом адвокат рассказал, что в бюджете Белоруссии заложена немалая статья доходов от конфиската. И государственные органы всеми силами стараются наполнить казну.

В том, что это и в самом деле так, мы убедились довольно быстро. Запрос из управления в Гомеле, как установил адвокат, съездив на границу с Литвой, почему-то отправили совсем на другой контрольно-пропускной пункт, не в тот, через который мы проезжали. Что это — халатность? Или кому-то очень приглянулся наш автомобиль и теперь делается все, чтобы запутать следы, получить нужное решение суда и отдать «Ниссан» новому хозяину за бесценок? Если так, то, боюсь, запись о пересечении нами границы на автомобиле могут просто стереть из компьютера. И тогда все — мы преступники!

Кроме протокола изъятия автомобиля, Иван Ошаров показал еще один любопытный документ, который в порядке «дружеской помощи» вручили ему белорусские таможенники. В документе даны адреса местных юридических консультаций и небольшое пояснение для туристов. В нем говорится: «Институт частных адвокатов в Республике Беларусь ликвидирован, поэтому защитники есть только государственные, но их помощь, как правило, малоэффективна и бесполезна в уголовных делах и спорах с государственными органами». Что это? Тонкий намек — мол, оспаривать действия местных чиновников бесполезно?

За комментарием «ФАКТЫ» обратились к генеральному директору консалтинговой компании «Укрвнештерминалкомплекс» Александру Лелете.

- Это полный беспредел, — заявил Александр Дмитриевич.  — У людей же есть пусть косвенные, но доказательства ввоза транспортного средства в Белоруссию — штампы в паспортах, квитанция об уплате дорожного сбора. Предполагаю, что автомобиль также должны были внести и в электронную базу данных таможни, как это делается в Украине. К слову, в нашей стране такую ситуацию трудно представить: каждое транспортное средство, которое въезжает на территорию Украины, попадает в централизованную электронную базу данных.

Бывают случаи, когда человек въезжает в Украину на автомобиле, но потом должен срочно вернуться за границу, а потому оставляет машину и улетает на самолете. В аэропорту он сдает иммиграционную карточку (мы рекомендуем на всякий случай сделать ее копию), где стоит отметка о ввозе автомобиля. Но это не означает, что ввезенная машина теперь находится в Украине нелегально. Так или иначе, даже без иммиграционной карточки автомобиль никто не будет конфисковывать. Информация о нем есть в базе, и таможенники могут легко это проверить.