Политика

Владимир Семиноженко: «10 лет назад выбросил очки. И назло всем и вся сегодня могу прочесть самый мелкий шрифт»

0:00 — 9 июня 2010 eye 4119

Сегодня вице–премьер–министру, академику Национальной академии наук Украины исполняется 60 лет

Один из основателей и первых руководителей Партии регионов Владимир Семиноженко трижды избирался народным депутатом и дважды занимал кресло вице-премьера в правительствах Валерия Пустовойтенко и Анатолия Кинаха. Сегодня Владимир Петрович вновь вернулся в свой старый кабинет. Впрочем, где бы он ни работал и какой бы пост ни занимал, Владимир Семиноженко всегда остается человеком неординарным и, по словам, к сожалению, уже покойного вице-президента Национальной академии наук Украины Ивана Кураса, способным обгонять время и заглядывать в будущее. В 60 лет вице-премьер держит отличную физическую форму и говорит, что мало кто из политиков рискнет посоревноваться с ним в армрестлинге.

«Нам всем нужно брать пример с Бориса Патона, который в 91 год несколько раз в неделю плавает по километру без остановки»

- Владимир Петрович, годы идут, а вы, наперекор им, все молодеете! На сколько лет себя сегодня чувствуете?

- Физически чувствую себя лучше, чем в 35 лет, когда, не расставаясь с сигаретой, поднимал большое научно-производственное объединение, затем институт и заводы. Но я уже больше 20 лет не курю, а 10 лет назад выбросил… очки. И назло всем и вся сегодня могу прочесть самый мелкий шрифт, которым зачастую пишутся инструкции к лекарствам.

- И как вам это удалось?

- А никак! Не нужно думать о возрасте. Возраст — это арифметика, формальная цифра, написанная в вашем личном деле, в биографии. А фактический возраст — это состояние души, ощущение жизни, планов, которые ты строишь. И все-таки самое главное, чего мы достигаем с годами, — это мудрость, если, конечно, голова постоянно работает. Тем не менее лично я с удовольствием постарею и буду подводить итоги своей деятельности тогда, когда, скажем, страна станет инновационной, а гуманитарная сфера — приоритетной. А если к 2020 году Украина войдет в двадцатку стран-лидеров, как поставил задачу Президент Украины, тогда и о пенсии подумаю.

- Ваш оптимизм, конечно, не может не радовать, да вот только… Что вы скажете, когда вам пенсионное удостоверение принесут?

- Упаси Боже! Я принципиально не собираюсь оформлять пенсию! Вот таким образом хочу начать пенсионную реформу, показав на собственном примере, что есть резервы и стимулы для более позднего выхода на пенсию. Кстати, наш знаменитый кардиохирург Николай Амосов считал, что с возрастом физические нагрузки должны только увеличиваться. Я стараюсь придерживаться этой теории на практике. Нам всем нужно брать пример с Бориса Патона, который в 91 год три-четыре раза в неделю плавает по километру без остановки.

- Находите время для занятий в спортзале?

- Год назад мог в положении лежа три раза толкнуть стокилограммовую штангу и один раз поднять вес 120 килограммов. Сейчас, после травмы, большие тяжести не таскаю, но бегаю каждое утро и два-три раза в неделю хожу в спортзал. Диетами себя не истязаю: ерунда все это. Самая главная диета — не объедаться (смеется). Нужно просто съедать семьдесят процентов того, что хочется съесть. В противном случае необходимо понимать, что утром тебя ждет пробежка на два-три километра больше привычной дистанции. При этом я никогда не откажусь от украинского борща и с удовольствием съем домашнюю колбаску, кровянку, сало с хлебом из муки грубого помола, соленья. А для контроля у меня в каждом углу стоят весы, которые, чего греха таить, иногда показывают, что нужно уменьшить количество банкетов и больше бегать.

- Кстати, о банкетах. Юбилей будете праздновать или, наоборот, собираетесь удрать из города?

- Удирать бесполезно! Все равно найдут, достанут, и празднование только еще больше затянется. Поэтому с 9 июня возьму 3-4 дня официального отпуска, во время которого буду встречаться с коллегами, друзьями в Киеве и Харькове. День рождения для меня — прежде всего повод пообщаться со старыми друзьями. Так что жду всех сегодня на втором этаже отеля «Киев». Что касается подарков, то если кто-нибудь презентует мне лишний набор красок, буду очень доволен! (Владимир Семиноженко серьезно увлекается живописью.  — Авт. ) Да и еще одна гитара в доме не будет лишней (смеется).

- Гости услышат песни в вашем исполнении?

- Я думаю, что кто-нибудь из моих друзей-артистов, кто будет на дне рождения, обязательно меня спровоцирует. Поэтому никуда не денусь.

- Владимир Петрович, в этом году вам удалось на рыбалку выехать?

- Да, на полчаса! Все равно получил невероятное наслаждение — была поклевка. Наверное, этим летом ни у кого из членов правительства не будет отпуска, но я мечтаю только об одной неделе, чтобы съездить в глухое село на Слобожанщину, где родилась мать, посидеть с удочкой на речке Псел, сварить на костре уху. Кстати, я не кладу в уху картошку, как это делают другие. Самое главное — лучшие и крупные куски рыбы, например, щуки, и желательно без костей, бросить в бульон после того, как первая закладка рыбы уже готова и вынута из котелка. В уху для навара отлично подойдут окуни, ерши, щучьи головы и обязательно плотва, которая придает блюду определенную сладость. Карпы не годятся, поскольку кроме жира ничего не дают. Обязательно в конце варки добавляю специи, немного соли и вливаю рюмку водки. Тушу в ухе горящую веточку из костра, даю настояться, и самое вкусное, ароматное блюдо в мире готово!

- На велосипеде до сих пор катаетесь?

- Несколько раз в неделю. Велосипед уже старый, но ездит хорошо. Борис Патон всегда делает мне комплименты — ему очень нравится мой велосипед. А больше всего люблю на квадроцикле погонять. Когда-то старший сын спровоцировал меня прокатиться на четырехколесном мотоцикле «Ямаха». Это совсем другие ощущения! Причем по асфальту на квадроцикле ездить неинтересно. Люблю гонять на природе — по ухабам, грязи, болоту. Можно заехать на довольно крутой холм, переехать неглубокую речку. Правда, однажды не рассчитал, попал в неприятную ситуацию: переломал ребра и с разрывом легкого лежал в больнице. Но кататься на квадроцикле после этого не перестал. Главное — из каждой своей неудачи делать правильные выводы.

«Честно признаться, я просто не представляю, что могу быть дедушкой»

- Интересно, каким самым большим уловом можете похвастаться?

- Похвастаться?! Да у меня все задокументировано! Есть фотографии, а взвешивание рыбы записано на видео. В 1999 году на реке Псел я поймал на живца 14-килограммовую щуку. А несколько лет назад на том же месте взял щуку весом семь с половиной килограммов. Из нее мгновенно сварили уху!

- Владимир Петрович, у вас трое взрослых сыновей, и все холостые. К женитьбе их не подталкиваете?

- Старший Андрей и средний Денис сегодня занимаются бизнесом, а младший Игорь скоро получит высшее образование. Хорошие дети, я ими горжусь. Но не тороплю их жениться. Честно признаться, просто не представляю, что могу быть дедушкой.

- Вы уже третий раз приходите на должность вице-премьера. Не надоело входить в одну и ту же реку?

- А река всегда разная! Да и ты в нее другим заходишь. Я вспоминаю, каким был наивным и неопытным, когда пришел в Кабмин впервые. Хотя тогдашний вице-премьер Иван Федорович Курас говорил мне: «Вы не только соответствуете требованиям, но и гораздо превышаете их». Сегодня ситуация другая, а мой опыт и знания позволяют сделать очень многие вещи. Тем более что впервые за многие годы наконец-то сформулирована цель: Украина должна стать страной-лидером. Я всегда выступал за это, и сейчас скажу: идея вполне реальна. Почему таким маленьким странам, как, например, Финляндия и Швеция, это удалось, а мы, имея гораздо больший потенциал, чем в свое время имели эти государства, по сути, констатировали свою деградацию? Когда я об этом думаю, у меня не только второе дыхание открывается (с первым еще все нормально!), чтобы работать не покладая рук.

- Владимир Петрович, в неофициальной обстановке вас знают как любителя третьего тоста. Традиционно — за женщин. Но теперешнее украинское правительство — единственное в Европе, в котором нет ни одной женщины. Как вы лично относитесь к дамам в политике?

- К дамам я вообще отношусь хорошо. И третий тост произносить люблю. Я ни в коей мере не приуменьшаю роль женщины в политике. Наоборот, считаю, что у женщин более развита интуиция, которая нередко помогает сделать правильные шаги. Я ни в коем случае не считаю, что женщина должна заниматься только семьей и домашними делами. Но мне больше импонирует, когда женщина реализует себя в другой сфере, например, в литературе, культуре или журналистике. А там, где дело касается, скажем, промышленности, как мне кажется, без мужской логики не обойтись.

Думаю, что и многие представительницы прекрасного пола считают, что этим жестким и неблагодарным делом, то есть политикой, должны заниматься мужики. Чтобы делать мир, в котором живут женщины, комфортным и защищенным.

«Если смотрю телевизор, то обязательно становлюсь на свою беговую дорожку»

- В выборе одежды вы доверяете интуиции супруги?

- Конечно, для меня важна реакция женщин на мой внешний вид. А занятие живописью научило правильно сочетать цвета и находить гармонию. Поэтому одежду покупаю сам, и делаю это, как правило, спонтанно. Зайду, например, в магазин за одним галстуком и… накуплю к нему кучу всего остального. Все зависит от того, сколько денег на карточке. Я, если честно, больше люблю продукты покупать, хотя это бывает максимум один раз в месяц. Обожаю заходить на Бессарабский рынок. Ведь Бессарабка — это отдельное явление, всеукраинская линза, которая фокусирует всю украинскую политику, все слухи. Можно не удивляться, когда подходишь к какой-то продавщице, покупаешь у нее квашеную капусту, а она обращается к тебе по имени-отчеству. Кроме того, с Бессарабкой у меня связаны еще и детские воспоминания, потому что, когда я был маленький, мама ходила на этот рынок за покупками и брала меня с собой. Тогда многие продукты отпускали по норме: определенное количество «в одни руки», поэтому мне тоже приходилось стоять в очередях.

- А что для вас является непозволительной роскошью?

- Валяться на диване. Если смотрю телевизор, то обязательно становлюсь при этом на свою беговую дорожку. А другого состояния я не понимаю. Такой уж у меня характер. Хотя вполне отдаю себе отчет в том, что моя натура является серьезной нагрузкой как для моих родственников, так и для коллег по работе. Ну уж какой есть! Мне всегда кажется, что мы слишком мало делаем, мало достигаем и слабо себя загружаем.

- Владимир Петрович о смысле жизни часто задумываетесь?

- На самом деле можно всю жизнь заниматься поиском смысла жизни и жить при этом бессмысленно. Но нужно иногда останавливаться и спрашивать себя: зачем ты в этой жизни? что ты сделал для того, чтобы мир стал красивее и гармоничней?