Наука и технологии

«На одном литре топлива украинский экомобиль может проехать 570 километров — фактически от Киева до Ивано-Франковска»

0:00 — 10 июня 2010 eye 502

Студенты Харьковского национального автомобильно-дорожного университета сконструировали уникальный автомобиль, который произвел настоящий фурор на международных соревнованиях в Германии

Компактная машина «ХАДИ 34» длиной три метра и шириной один метр весит всего 43 килограмма — меньше, чем ее пилот! При этом экомобиль, созданный студентами Харьковского национального автомобильно-дорожного университета, может развить скорость до 60 километров в час.

На соревнованиях по энергоэффективности Shell Eco-marathon, проходивших в немецком городе Лаузитц, харьковчане стали первыми представителями не только Украины, но и всех стран СНГ. И в очередной раз удивили мир тем, как без грандиозных финансовых вливаний, практически на одном энтузиазме можно собирать автомобили будущего.

«Стеклянный бензобак объемом 250 граммов напоминает классический граненый стакан»

Девять харьковчан трудились над своим изобретением почти три года.

- Когда мы решили участвовать в соревнованиях, у нас была только идея, больше ничего, — говорит капитан студенческой команды, выпускник автомобильного факультета Харьковского национального автомобильно-дорожного университета Александр Чернышев.  — Потом подобрался коллектив энтузиастов. Наш проект был студенческим, и поэтому всю работу, вплоть до поиска спонсоров, приходилось делать самим.

Подготовить машину для прошлогодних гонок мы не успели из-за отсутствия денег. Когда же выполнили все расчеты и поняли, что сможем реально осуществить свой проект, то обратились за помощью к руководству университета. Анатолий Николаевич Туренко, наш ректор, сумел выделить и средства, и ресурсы — станки, материалы, которые были нам необходимы. А потом нашелся и основной спонсор, благодаря которому мы смогли создать нашу «ХАДИ».

Чудо-автомобиль, украшенный традиционным украинским орнаментом, сконструирован максимально компактно. Пилот лежит в своеобразном коконе, а все рычаги управления расположены у него прямо под рукой.

- В кабине есть сигнал, ручка тормоза, ручка управления, а сзади за водителем стоит система пожаротушения, — объясняет Александр.  — Внешняя оболочка автомобиля не только выполняет роль обтекателя, но и включена в силовую структуру кузова. Кстати, форму кузова разрабатывал Андрей Авершин, ассистент кафедры теоретической механики и гидравлики, это один из разделов его диссертации по аэродинамике.

Мотор автомобиля имеет объем всего 35 «кубиков» — такие бывают у бензопил и газонокосилок.

- Бензобак у нас стеклянный, его объем 250 граммов, это как классический граненый стакан, — смеется Чернышев.  — Колеса, цепи и тормоза позаимствованы у самого обычного велосипеда. Конечно, все материалы специального качества, например, шины мы взяли с низким коэффициентом трения.

Достижение харьковчан уже зафиксировано в Книге рекордов Украины

Свою дебютную гонку харьковские студенты закончили с очень неплохим результатом: 42-е место в общем зачете из более чем 200 команд (и 21-е — среди участников, использующих бензиновый двигатель). Чтобы проехать восемь кругов, а это 25,5 километра, понадобилось 42 грамма 95-го бензина.

- Исходя из этого, организаторы рассчитали, что наш автомобиль может проехать на одном литре топлива 570 километров, — говорит Александр Чернышев.  — Фактически — расстояние от Киева до Ивано-Франковска!

Детище харьковчан уже попало в Книгу рекордов Украины в категории «Технологии» как самый энергоэффективный автомобиль в нашей стране. А победителями соревнований в Германии, суть которых — определить, чья машина израсходует минимальное количество топлива, стали французы. Их автомобилю одного литра топлива хватило бы на 4896 километров.

- Почему-то с самого первого дня именно наша команда находилась под прицелом телекамер, — вспоминает Александр.  — Так вышло, что на нас обращали внимание даже больше, чем на фаворитов турнира — французов. Всем было очень интересно, как выступят украинцы. Дебютом мы довольны, но считаем, что это лишь первый шаг к настоящему успеху. Планируем в ближайшем будущем перевести наш автомобиль на дополнительную электротягу.

К сожалению, в Украине мы не нашли трассу, на которой можно было бы оценить технические возможности «ХАДИ». Ведь после соревнований в Германии наш пилот признался, что чувствовал дискомфорт, даже если на покрытии были неровности в три миллиметра!