Народный артист России отметил 60-летний юбилей
Накануне 60-летия Константина Райкина телеканал ТВЦ (Россия) показал выпуск программы «Временно доступен», гостем которой был известный актер. Его беседа с ведущими Дмитрием Дибровым и Дмитрием Губиным получилась захватывающей и откровенной.
- Добрый вечер, Константин Аркадьевич! Вот назвал вас так, а все равно хочется сказать, как прежде: Костя Райкин. Только не подумайте, что я уподобляюсь при этом героине анекдота про вас
- Расскажите, пожалуйста!
- В театр «Сатирикон» приходит молодая журналистка брать интервью у Райкина. И начинает разговор следующим словами: «Константин Простите, не знаю вашего отчества».
- Звучит как комплимент на самом деле.
- Так и есть. Редко кому удается выйти из тени талантливого отца. Скажите, все знают, что театр для вас на первом месте. А что еще в этой жизни для вас важно?
- Сложный вопрос. Безусловно, есть и другие вещи, имеющие для меня значение. Семья, дом, страна. Просто театр — это и есть жизнь. Если ты принадлежишь театру, значит, ты принадлежишь жизни
- Ведь вы же в детстве слышать не хотели о театре! Мальчик, который мечтал стать зоологом, после школы, кстати, для особо одаренных детей, бегал в зоопарк убирать за какими-то там овцами. Когда все изменилось?
- Само пришло. Вернее сказать, оно было во мне. Как болезнь, как беременность, если хотите. Но театр — это тяжелейший труд. Не все выдерживают. Судите сами, рабочий день с 9. 30 до 22. 30 с двумя 45-минутными перерывами на обед и ужин. И без выходных.
- У актеров есть личная жизнь?
- Глядя на моих студентов, я сам часто об этом задумываюсь. Понимаю, что эти молодые люди не могут не любить, не испытывать влечение к другим.
- Сами, когда вам было 18, любили?
- Конечно! И любил, и получал отказ. Каждый полноценный мужчина должен в своей жизни испытать две вещи: отказ от женщины, которую любит, и удар по морде, в прямом смысле.
- У вас было такое?
- Я бы назвал себя трижды полноценным мужчиной! Это очень важный отрицательный опыт. Казалось бы, унижение, но минус впоследствии становится плюсом.
- Влюбленным представить вас легко, но дерущимся!
- Я вас прошу. У меня шесть раз был сломан нос! Мне делали операцию. Я много раз дрался, и мне били морду нещадно. И я отвечал достойно.
- Когда подобное произошло с вами в последний раз?
- Чтобы не дразнить судьбу, скажу, что это было давно, но ощутимо! Я был уже взрослым и довольно известным артистом. Не хочу вспоминать
- Но все же. Неужели в Доме актера, из-за водки?
- Нет. Обычно актеры дерутся очень некрасиво. Как-то истерично
- А как же было с вами? Не расскажете?
- Нет. Не за себя переживаю. Дело в том, что я попадал в драки со своими коллегами Не подумайте, мы были по одну сторону баррикад. Но эти люди стали потом выдающимися деятелями отечественного искусства. Там такие фамилии, знаете ли. Поэтому воздержусь.
- Как вы считаете, это особенность русских артистов — обязательно поддать себе дьявола в стакан?
- Я отношусь к этому однозначно плохо.
- Но если бы, скажем, Владимира Высоцкого, как говорят в народе, торпедировали, разве бы это не сказалось отрицательно на его творчестве?
- Ни в коем случае! Я считаю одной из самых больших удач в моей жизни знакомство с Владимиром Семеновичем. Он любил приходить в «Современник», где я одно время играл, и петь там для нас, своих коллег, песни. Просто так, после спектакля. А однажды папа захотел, чтобы Высоцкий написал несколько песен для его новой программы. И вот вечером к нам домой пришли Владимир Семенович и Валерий Золотухин. Это на родительскую квартиру в Ленинграде. Кировский, 17. И Володя стал петь папе какие-то свои песни. Но он же не умел петь в полсилы. Он как распоется! А уже ночь наступила. И соседи, которые очень любили и уважали папу, так робко, стесняясь, позвонили в дверь. Мама открыла, а они попросили сделать магнитофон потише! Но когда они увидели живого Высоцкого, тут же спросили: «А можно мы в коридоре у вас посидим? Мы и стулья свои принесем».
- Вы все же уходите от вопроса
- Вы про выпивку? Хотите сказать, что Высоцкий не был бы Высоцким, если бы не пил? Ерунда! Был бы. И прожил бы дольше, и сделал бы больше. На самом деле актерская профессия не терпит не кристально ясного ума. Если у меня в театре появляется пьющий актер, я с ним сразу же расстаюсь.
- Константин Аркадьевич, вы мне сейчас напоминаете чугунный шар. Прокатились по мне, словно не заметили, и дальше.
- Это потому, что я хочу произвести впечатление чугунного шара. На самом деле я человек робкий. И в актеры пошел только из-за того, чтобы побороть неуверенность в себе.
- Да ладно!
- Вот, я ждал, что вы так отреагируете. Значит, я правильно просчитал вашу реакцию и могу себя похвалить за профессионализм. Но я сказал правду. Моя уверенность в себе выстраивалась всю жизнь. Это такое шаткое сооружение на тоненьких хрустальных ножках, которое поколебать ничего не стоит. А вы говорите — чугунный шар!
- Но откуда у вас это? И неуверенность вам до сих пор мешает?
- Конечно. Взять хотя бы эту историю со Стивеном Спилбергом. Мне позвонили из Голливуда и предложили работу. Сказали, что есть некая роль в новом проекте Спилберга. А я отвечаю, что очень благодарен, но, к сожалению, не могу. У меня уже составлено расписание. Короче говоря, у меня елки, понимаете, да? Они решили, что я, видимо, не понял. Думаю, я был первый и последний человек, который сразу отказал Спилбергу. Они стали мне объяснять, кто это такой. Я говорю, ребята, я очень его люблю! Хотите, назову вам все его фильмы? Да я экскурсию могу водить по его творчеству! Тогда они назвали мой гонорар — 17 миллионов долларов.
- 17 миллионов долларов? Не шутите?
- Нет. Так все и было.
- И вы все равно отказались?
- Да.
- Вы же новый театр могли сделать на эти деньги! Есть же тактика, а есть стратегия! Отдавая малое, приобретали многое!
- Что значит малое? Как посмотреть! Это означало бросить театр в начале сезона, предать актеров, которые со мной в нем играют
- Но это же всего один сезон!
- Вы что, с ума сошли? Один сезон. Да театр нельзя бросать даже на один день! Представьте себе, что вы цирковой гимнаст, и летите из-под купола вниз, а вашему партнеру, который ловит вас внизу на манеже, в этот момент говорят: «Ну, пойди, только кофе выпей и возвращайся!» Вот что такое бросить театр на один день.
- Я много слышал историй о том, что в каждом мужчине со временем, словно семечко, прорастает его отец
- Скажите, а Аркадий Райкин говорил дома о политике? Он своему сыну рассказывал, что думает о Сталине, Хрущеве, Брежневе?
- Говорил. И про Сталина, и про Хрущева, и про Брежнева. Просто надо понимать, что папа никогда не был диссидентом по своим взглядам. Я вам клянусь. Он был нормальным советским человеком. Очень совестливым, очень переживающим по поводу каких-то недостатков, которые считал проявлениями болезни роста. Про Сталина рассказывал мне какие-то страшные вещи
- Они встречались со Сталиным?
- Да. Папа выступал у него на дне рождения. У нас есть записка от Сталина, когда папа пригласил его на премьеру своей программы. Сталин на папином приглашении с обратной стороны написал красным карандашом: «Спасибо за приглашение, быть не смогу, очень занят. Иосиф Сталин». Слово «занят» он три раза подчеркнул. Это было еще во время войны. Причем папа свою записку передал часовому у Спасской башни. И ровно через два часа принесли ответ. Четыре офицера постучались в номер гостиницы «Москва». Папа всегда там останавливался, когда приезжал в Москву. И я хорошо это помню, потому что он продолжал это делать, когда уже я родился. Всегда в одном номере — 1211. На 12-м этаже 11-й номер. Окна этого номера выходили на Красную площадь. Поэтому все парады я смотрел с потрясающего ракурса. Так вот, папа рассказывал мне не раз, что эти четыре офицера постучались, попросили его предъявить документы. Это было похоже на арест. Но потом достали пакет, скрепленный сургучной печатью и с грифом «Совершенно секретно». В нем лежала записка с ответом Сталина. Это все у нас есть до сих пор. И конверт тоже. При этом папа хорошо знал и о репрессиях, и об инсценированных убийствах. С ним же люди откровенничали. И мне он это тоже рассказывал. Но при этом папа абсолютно верил в партию, в Ленина. Он был человеком своего времени.
- А вы такой же продукт своего времени, каким был ваш отец?
- Со мной произошла определенная метаморфоза. А с кем было по-другому? По части, например, Владимира Ильича? Я был абсолютно советский мальчик. Когда я пошел в первый класс, родители объяснили мне, что единственное, чем я могу помочь своей стране, это хорошо учиться! Я был совестливый пионер, потом комсомолец. И когда я получал тройку, ужасно переживал. Родители меня никогда за плохие оценки не наказывали, потому что я и без того дико мучился. Но при этом теперь я ни за что не хочу возвращаться в то время. Я помню тот ужас, когда сдавались спектакли, и кто их принимал. Поймите, я вспоминаю и оцениваю то время через призму своей профессии. Сейчас мы стали свободнее. Перед нами открыт весь мир. Для меня еще недавно само пребывание где-нибудь за границей было чудом. У меня это вызывало чувство такого восторга, как у человека, который вынырнул, когда думал, что уже утонул. Понимаете? А дочка моя абсолютно такого счастья не испытывает, потому что для нее быть в Америке, или в Англии, или в Италии, это все равно что в Москве. Для меня же факт пребывания в другой стране до конца жизни останется знаменательным событием. Боже, я в Италии! Как это случилось? Понимаете? Поэтому я счастливее, чем моя дочь. Я знаю, что такое то, другое.
- Что такое для вас счастье?
- Студенты познакомили меня с творчеством замечательной поэтессы Веры Павловой. Очень хорошие стихи. Но я не о них сейчас хочу сказать. В одном из ее интервью, которое я как-то прочитал, Павлова сказала: «Счастье — это когда так хорошо, что умереть хочется!» Продолжу ее мысль. Не хочу, чтобы счастье было каким-то остановочным моментом. Остановись, мгновенье, ты прекрасно! Нет. Счастье — это не станция назначения, а способ путешествовать!