Украина

«Перед олимпиадой пришлось ударно поработать. Казалось, что если отложу учебник и лягу спать — обязательно провалюсь»

10:39 — 19 апреля 2012 eye 1836

16-летний ученик столичного лицея «Лидер» Саша Дмитренко взял «бронзу» на международной олимпиаде по химии

Учащийся столичного лицея «Лидер» Саша Дмитренко успевает делать, кажется, абсолютно все. Кроме того, что парень уже несколько раз показывал лучшие в стране знания по химии, он еще и круглый отличник, и староста класса с шестилетним стажем. Одноклассники в шутку называют его своим начальником. Недавно талантливый школьник взял «бронзу» на международной менделеевской олимпиаде по химии. Теперь Саша, не покладая рук, готовится к еще одной международной олимпиаде и одновременно к внешнему независимому тестированию, где он будет сдавать сразу четыре предмета.

«Эксперименты — это всегда интересно»

 — На тестирование я записался сразу на четыре предмета: химия, математика, физика, украинский язык, — перечисляет Саша, с которым мы встретились в лицее. — Сейчас готовлюсь. Хотя особых трудностей возникнуть не должно, ведь я учусь в физико-математическом классе. Поэтому все эти предметы знаю неплохо. Многие переживают по поводу обстановки на тестировании — дескать, в чужой школе, вокруг «надзиратели». Но у меня в этом смысле хорошая закалка. На международной олимпиаде следят за каждым твоим шагом, и там все незнакомое: школа, люди, даже страна.

— И никакой шпаргалки не пронесешь…

 — Никто и не пытается. Не дай Бог поймают — не только самому будет стыдно, но и страну опозоришь. Да и химия — это не тот предмет, где сильно помогает учебник под партой. Там главное — понимать. Поэтому нужно много заниматься. Так что перед олимпиадой пришлось ударно поработать (улыбается). Были даже бессонные ночи. Родители возмущались — мол, сколько можно, здоровье дороже. Но ведь процесс затягивает! Начал учить, и все — и то хочется выучить, и это. Кажется, что если сейчас, в данную минуту, ты вместо того, чтобы повторить какой-нибудь раздел, ляжешь спать, — ничего не успеешь и провалишься». «На олимпиаде попадется именно этот вопрос, а я «плаваю», — преследует мысль. — Нет, надо учить!» Осложняло задачу еще и то, что мне, тогда десятикласснику, предстояло соревноваться наравне с одиннадцатиклассниками. Приходилось изучать разделы, которых в школе мы еще даже не касались.

— Неужели никогда не надоедало? Каким бы любимым не был предмет, но учить его 24 часа в сутки…

 — Никто не говорит про 24 часа. Ведь есть и другие предметы. Те же физика и математика, например. Да и от золотой медали отказываться не хочется. Чтобы предмет не приелся, многие советуют делать перерыв. Я пробовал. Но меня хватает максимум на день. А потом опять непроизвольно открываешь учебник по химии и начинаешь решать задачи. Наверное, это уже зависимость.

— Ученики твоего же лицея, участвовавшие в других международных олимпиадах, рассказывали, что обстановка там была достаточно дружественной — мол, никто не зацикливался на победе, многие были не прочь пошутить и развлечься.

 — Не знаю, как было у них, но лично я конкуренцию ощутил в полной мере. Участники из России и вовсе были настроены на войну. Химики из Белоруссии и Узбекистана, с которыми я успел познакомиться, были более приветливы. Перед началом теоретических туров начинаешь четко понимать, что вокруг тебя соперники и ты для них тоже конкурент, которого они постараются обойти. Тут же приходит и мандраж, с которым надо как можно быстрее справиться. Иначе не сможешь сосредоточиться. Хорошо, если знаешь ответы на первые несколько вопросов — это сразу придает уверенности. Кроме теоретических туров, были и практические — химические опыты и лабораторные. А эксперименты — это всегда интересно.

— Обошлось без взрывов?

 — Слава Богу, да (смеется). Хотя случались и казусы. Например, у одной девочки не получилось отсоединить колбу с веществом от специального холодильника, с помощью которого проводятся опыты. Сколько ни пыталась — бесполезно. Все уже ставят опыты, а у нее паника — время-то идет. В итоге членам жюри пришлось… спиливать колбу. Всего у нас было пять туров: два практических и три теоретических.

— Ты остался доволен собой?

 — Если честно, не очень. Я не справился с одним разделом. Биохимия — это самый последний раздел, который не учат даже на первом курсе института. Вот я и не ответил на несколько вопросов. Вернее, ответил, но очень слабенько. У меня есть правило — даже если не знаешь ответа, пиши хотя бы что-нибудь. Не знаешь, как решить задачу — расшифруй какие-то вещества. В остальных турах я был уверен. Поэтому когда увидел, что по одному из них у меня недостаточно баллов, подал апелляцию. Лишняя нервотрепка, но что поделаешь? И мне все-таки удалось отстоять свою правоту! Оказалось, я правильно ответил на вопрос, члены жюри просто немного… не поняли мой метод.

«Многие учатся ради какой-то цели. Мне же нравится сам процесс обучения»

 — Результаты практических туров мы не знали до последнего, — продолжает Саша Дмитренко. — Уже на закрытии олимпиады начали объявлять победителей. Сначала называли тех, кому не достались призовые места — они просто получили грамоты. Помню, сидел и молился — только бы не назвали. Так дошли до первой тройки. «Не может быть!» — думаю. И тут объявляют: «Александр Дмитренко, Украина». Я взял «бронзу»! Еще не успел осознать, что произошло, а рука сама потянулась к телефону — отправлять sms-ки. Всем написал одно и то же: «Ура! «Бронза»!»

Вернувшись с олимпиады, Саша сразу начал готовиться к следующей. Тоже международной. С университетом уже определился — первым делом решил подать документы в Киевский университет имени Тараса Шевченко.

 — Скорее всего, это будет факультет химии, — говорит Саша. — Многие учатся ради какой-то цели — например, чтобы поступить в вуз, чтобы уехать за границу. Мне же нравится сам процесс обучения. Поэтому пока что представляю себя преподавателем, доктором наук.

— Получается, кроме тестирования у тебя будет еще одна олимпиада? — уточняю.

 — Не факт, — вступает в разговор учительница химии Людмила Харитонова. — Мы с Сашей очень долго готовились, теперь он справится даже со сложнейшими задачами по биохимии. Он доказал это на Всеукраинской олимпиаде. Там его результат — пятый по счету. По правилам Министерства образования среди десяти призеров Всеукраинской олимпиады должен проводиться еще один конкурс, по результатам которого определят четверку лидеров — тех самых счастливчиков, которые поедут на международную олимпиаду. Но вместо того, чтобы проводить этот отборочный тур, члены жюри заявили: на международный тур отправятся первые три одиннадцатиклассника и один десятиклассник. И все. Хотя отборы должны быть обязательно — так написано в постановлении Министерства образования. Члены жюри сослались на отсутствие времени — дескать, олимпиада будет проходить в Америке, процесс оформления виз наверняка затянется. Но ведь о том, где будет олимпиада, знали еще в прошлом году! Мы уже написали жалобы в Министерство образования и в Институт инновационных технологий, курирующий олимпиады. На этой неделе наш вопрос должен решиться.

 — Я долго готовился, поэтому… обидно, — говорит Саша. — Спасибо лицею, здесь меня очень поддерживают. Кстати, наверное, именно потому, что в свое время попал сюда, я так увлекся химией. Когда пришел поступать в пятый класс, таких, как я, было тридцать семь человек. А место всего одно. Увидев, что все дети показали высокие результаты, директор лицея Дмитрий Григорьевич Кравченко решил просто набрать еще один класс.

Фото автора