30 лет назад состоялась премьера знаменитой комедии Леонида Гайдая
Среди любимых нами фильмов Леонида Гайдая «Спортлото-82» стоит особняком. В комедии уже нет безмятежности, отличавшей первые картины мастера ( «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), но и не чувствуется обреченности, характерной для более поздних фильмов Гайдая: «Частный детектив, или Операция «Кооперация», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди». Наверное, поэтому в свое время критики сочли «Спортлото-82» не самой удачной картиной режиссера. Фильм не удостоился ни хвалебных статей, ни фестивальных призов. Но даже спустя 30 лет после выхода ленты зрители от души хохочут, наблюдая за приключениями героев «Спортлото». О съемках ленты рассказывает Денис Кмит, сыгравший Павла — жениха Тани.
— «Спортлото-82» — фильм-долгожитель. Как думаете, в чем секрет его успеха?
— Все, кто когда-то обвинял Леонида Гайдая в том, что его фильмы поверхностны, неправы. Здорово, когда ты можешь отвлечься и отдохнуть, не отходя от телевизора. Гайдай умел это делать как никто, в отличие от других комедиографов того времени. Находясь на острие сатиры (хотя кажется, что в фильмах Леонида Иовича ее нет), Гайдай отбивался от цензуры не меньше, чем остальные режиссеры. Чтобы как-то ее избежать, он однажды показал в финале своей картины кадры настоящего ядерного взрыва. Комиссия пришла в ужас. А Гайдай стоял на своем: «Мне нравится». После долгих препирательств он все-таки пообещал взрыв вырезать, и комиссия успокоилась.
*Павлу (Денис Кмит) так и не удалось стать мужем красавицы Тани (Светлана Аманова). Кадр из фильма «Спортлото-82»
— Народ любил Гайдая?
— Не то слово. Чтобы попасть на премьеру его картины, люди стояли в огромных очередях, потому что имя Гайдая было своеобразной маркой, знаком качества. Если снял Гайдай — значит кино хорошее. В советское время, когда на доходах от кинопроката держалось все здравоохранение в государстве, Леонид Иович был в авангарде самых кассовых режиссеров. Люди по несколько раз смотрели его фильмы.
Гайдай был необычайно творческим человеком, очень любил артистов. Он был растворен в своих актерах, по сути дела, рождал их для кино. Кто открыл знаменитого Шурика — Александра Демьяненко? А Труса, Балбеса и Бывалого? А Наталью Варлей?
Он разрешил нам с Альгисом (Альгис Арлаускас — исполнитель роли Кости. — Авт.), 20-летним сопливым мальчишкам, выдумывать смешные сценки. Некоторые из них впоследствии попали в картину.
— Наверное, вы были вне себя от счастья, когда Гайдай предложил вам роль в своей новой картине?
— Мне, конечно же, очень хотелось с ним поработать, но я, честно говоря, был не в восторге от сценария. Недавно пересмотрел фильм и аж расстроился — я себе там не нравлюсь. Мне кажется, актеры какие-то глазастые, как куклы в магазине, особенно на крупных планах. У меня откуда-то появился одесский акцент.
— Где проходили съемки?
— Работали в Алуште, Ялте, Феодосии, в Долине привидений, что около горы Демерджи, под Судаком. Там Гайдай снимал картину «Деловые люди» и «Кавказскую пленницу». К Леониду Иовичу приходили люди из соседних селений, которые помнили его предыдущие киноэкспедиции. В одном из эпизодов можно увидеть знаменитое киношное место — каньон с синими, зелеными, желтыми скалами. Попав туда впервые, я удивился: «Что это такое?!» Мне объяснили, что там Александр Роу сказки снимал. Скалы когда-то покрасили, со временем дожди и снега цвета размыли, но кое-что все же сохранилось, поэтому пейзаж действительно сказочный.
Как и в этом году, то лето в Крыму было катастрофически жарким, все речки пересохли. О кондиционерах тогда и мечтать не могли. Помню, у меня буквально плавились мозги. Когда съемки заканчивались, мы бежали к морю, и никакая сила не могла нас из воды вытащить. Только эта возможность освежиться после работы, да еще тот факт, что в Крыму кругом продавали вино, как-то примиряли нас с невыносимой жарой. Правда, в горах было прохладнее (я даже простудился от перепада температур), поэтому снимать там было легче.
— Как вам работалось с Михаилом Пуговкиным?
— Потрясающий был дядька — фантастический, искрометный, добрый, веселый. Хотя ему было не очень весело — поклонники проходу не давали. Некоторые даже хватали за грудки: «Пойдем выпьем!» Чтобы как-то от этого спастись, он в жару вынужден был ходить в темных очках, застегнутой наглухо куртке с поднятым воротником и шляпе. В Феодосии его схватил очередной пьяный персонаж, мне пришлось Пуговкина вызволять. Он тогда сказал: «Денис, если бы ты знал, как они меня… достали!»
Михаил Иванович очень любил чай, пил его в любую погоду и везде ходил с термосом. Однажды так обварился, что на несколько дней съемки отменили. Увидев меня, поднимал руки вверх, растопырив пальцы веером, и своим особым голосом спрашивал: «Денис, Петра Ильича Чайковского не желаете?» Много лет спустя, встретив Пуговкина уже стареньким в Доме кино, точно так же, как он, поднял руки вверх: «Михаил Иванович!» — «Денис, — улыбнулся, — вы меня помните…» Будто этого уникального человека и актера можно забыть. Другого такого в нашем кино не было. Хотя его в свое время, уж не знаю, за какие прегрешения, выгнали с первого актерского набора Школы-студии МХАТ.
*Несмотря на коммерческую жилку спекулянт Сан Саныч Мурашко (Михаил Пуговкин) и его компаньон Степан (Михаил Кокшенов) прошляпили желанные 20 тысяч рублей
— Правда, что самым страшным эпизодом для вас была поездка по горам на мотоцикле?
— Вообще-то я заядлый автомобилист, у меня тогда уже была своя «Волга» и точно такие же, как в фильме, «Жигули», только красного цвета. А вот опытом езды на мотоцикле похвастаться не мог. К тому же это была особая машина — кроссовый мотоцикл каскадеров братьев Демахиных (вы же понимаете, что для трюков в кино обычная машина из магазина не годится). Это был мотоцикл (с форсированным двигателем — передним колесом буквально рыл землю), который снаружи сделали похожим на «Яву». Труба без глушителя касалась ноги человека, сидевшего сзади, из-за чего у меня обугливался ботинок. Мотоцикл, скакая по пересеченной местности, казался довольно страшным. А для того, чтобы он был постоянно в дыму, мне приходилось во время езды взрывать пиротехнику.
— Может, имело смысл взять для таких сложных съемок каскадеров?
— Несмотря на то, что я был неспортивным молодым человеком, Гайдай, к которому я все время приставал с предложениями увеличить мою роль, разрешил мне делать трюки самостоятельно. В те времена на актерское трюкачество существовал запрет, но мне удалось его обойти. Когда трюк наивно и неумело выполняет актер, это придает фильму определенное очарование.
— И вам не было страшно?
— Было, особенно, когда мой герой прыгает с мотоцикла в вагон идущего поезда. Мы снимали несколько дублей — то я проскочу поезд, то мотоцикл заглох, а я уже вцепился в поручни и меня потащило вперед. Хорошо, что каскадер, который управлял мотоциклом, быстро завелся и догнал меня, иначе могла бы случиться катастрофа. Отпусти я поручни, запросто мог бы оказаться под колесами поезда.
— Часто пишут, что на съемках этой картины вы получили серьезную травму позвоночника, которая надолго приковала вас к инвалидной коляске?
— К «Спортлото-82» моя травма не имеет никакого отношения. Спустя несколько лет после съемок я попал в аварию на машине.
— Говорят, нынешним летом снимают сразу две «Кавказских пленницы». Так, глядишь, скоро и до «Спортлото-82» доберутся. Как вы относитесь к римейкам?
— Отрицательно. По глупости посмотрел «Иронию судьбы-2» и очень об этом пожалел.