Впервые «ФАКТЫ» написали о необычной истории семьи Зиборовых из Мариуполя (Донецкая область) в октябре 1999 года. Напомним, это было едва ли не первое в Украине судебное дело по... обмену детьми, которых перепутали в роддоме. Рожали соседки из села Денисовка Оржицкого района Полтавской области Валентина Зиборова и Александра Рослик в районном роддоме практически одновременно. Валя — первенца, а Шура — третьего и, кстати, не последнего своего ребенка. Парадокс: оба мальчика, появившиеся на свет третьего июля 1988 года, были одинакового роста, веса и даже имели одинаковый объем груди, вот только группу крови каждый унаследовал от своих родителей. Юра и Вова росли, и сходство их со своими биологическими мамой и папой становилось все заметнее...
Валерию Зиборову нелегко было обратиться в суд. Ведь это значило порвать отношения с соседями — с той же Шурой, которая в 1994 году стала крестной матерью Ольги, младшей дочери Зиборовых. И все же мужчина решился.
— Я уверен, что поступил правильно. И сейчас сделал бы точно так же, — говорит Валерий, вспоминая события
Чтобы оплатить генетическую экспертизу, Зиборовым пришлось продать несколько свиней и холодильник. Стоил анализ по методу генотипоскопии 1200 гривен — по тем временам для сельской семьи сумма почти неподъемная. Учитывая результаты анализа, 22 июля 1999 года Оржицкий районный суд принял решение забрать Юру из семьи Рослик и передать его Зиборовым. Согласно выводу эксперта, «супружеская пара Зиборов В. В. и Зиборова В. В. может быть биологическими родителями ребенка Рослика Юрия с вероятностью 99,9997 процента». Первенец Валерия и Валентины вернулся домой.
После того как Зиборовы вернули себе Юру, которого, несмотря на разительное внешнее сходство с соседом, Валерием Зиборовым, семья Александры и Григория Рослик считала своим сыном, те крепко обиделись и на Юру, и на его родителей. Интересно, что возврата Вовы, который очень сильно похож на свою родную маму, Рослики так и не потребовали. Зато уже взрослому Юре, когда он наведывается в село, до сих пор по-отечески тайком суют в карман мелочь — на мороженое. В общем, решение суда стало драмой для обеих семей. Оставаться в селе Зиборовы больше не могли. Пришлось вернуться в Мариуполь. Притом вместе с... Вовой. Соседский мальчик тоже пожелал остаться у Зиборовых, которых считал и считает своими мамой и папой. На сегодня Володя уже успел дать фамилию Зиборовых своей супруге и двухлетней дочурке Марьяночке.
— Жаль, моя Валя так и не дожила до рождения внучки, не увидела, какими стали наши дети, — вздыхает Валерий, вспоминая о том, как его жена буквально за несколько месяцев «сгорела» от рака накануне Нового, 2002 года. — Только три года мы прожили все вместе — большой семьей.
После похорон Валентины Зиборовой, которая была предана земле в родном селе, Александра Рослик наведалась к Валерию. Овдовевший мужчина заявил соседке: «Если сейчас кто-то из мальчиков захочет пойти к тебе жить, пусть идет — препятствовать не буду!» Когда же и Володя, и Юра твердо заявили о намерении остаться с отцом, Валерий со словами «Слышала? Все! Это мои дети» велел куме уходить.
Семье пришлось нелегко. Хоть Валерий мужчина хозяйственный и своих сыновей к работе приучил, но на весь этот мужской отряд осталась лишь одна женщина — первоклассница Оля.
— Стирать, гладить, готовить я, конечно, умею, но как это все временами надоедает, даже если братья и папа пытаются тебе помочь, — улыбается девушка, которой пришлось очень быстро повзрослеть. — Готовить я теперь буду вообще профессионально, планирую даже зарабатывать этим на жизнь — сейчас учусь в Полтаве на повара-кондитера. Но не из одного же быта и уроков состоит жизнь! Мальчикам было к кому со своими проблемами обратиться — ясное дело, к папе. А мне к кому — со своим, как говорят, девичьим? Ну, хотя бы даже по поводу одежды, макияжа, маникюра, отношений с мальчиками? Жизненный опыт у подружек-ровесниц не больше моего собственного. Мне все это время так не хватало мамы!
Впрочем, при последней нашей встрече в прошлом году и сам глава семейства честно признался, что нуждается в спутнице жизни.
— Я — мужик работящий и уже почти «бездетный»: сыновья более-менее трудоустроены, дочь учится в другом городе, у Вовы своя семья, да и все дети, в конце концов, собственными семьями обзаведутся, — рассуждал тогда Валерий. — Мне бы спокойную женщину, которая любила бы меня и книги и терпимо относилась к моему главному увлечению — футболу, — попросил собеседник, дав добро опубликовать его контактный телефон.
Женщины
Дочь Валерия тем временем также не сидела сложа руки: Оля зарегистрировала отца в социальных сетях с пометкой, что мужчина желает познакомиться с целью создания семьи. Сам Валерий тоже научился «рыбачить» в интернете. Там и встретил сероглазую брюнетку, которой решился написать. Она ответила, предупредив, что не станет встречаться с мужчиной, который не разместил в своем блоге фотографию. Фото Зиборов так и не разместил, но встреча все же состоялась. А вскоре Валерий сам позвонил мне, как представителю газеты, которой он доверяет.
— Мне всегда нравилось, что у «ФАКТОВ» неформальный подход к своим героям: они общаются с людьми не только ради того, чтобы в газете появился очередной материал, а проникаются проблемами этого человека, следят за его судьбой, возвращаются к теме, если нужно поддержать героя публикации, — считает Валерий. — Так было и со мной. Если в моей жизни происходили знаковые события или наваливались проблемы, которые мне нелегко было решить в одиночку, я звонил в «ФАКТЫ».
Признаться, от таких слов стало приятно — и как журналисту, и как человеку. После нескольких публикаций мы с Валерой общаемся уже по-дружески, и я, почувствовав разительную перемену в голосе собеседника, не могла удержаться от вопросов.
— У тебя в жизни что-то изменилось? — поинтересовалась. — Ты произносишь слова как-то увереннее, без минорных ноток.
— Изменилось! — радостно выдохнул Валерий. — Приезжай, познакомлю с Наташей. Я уже и не надеялся, что со мной рядом снова будет женщина, которая меня понимает.
Так сложилось, что в день своего приезда в Мариуполь я сначала увиделась именно с Наташей. Передо мной стояла стройная улыбающаяся красавица. Женщина, воспитывающая
— До первого свидания мы целый месяц проговорили по телефону! — призналась мне Наталья. — Несмотря на то что Валерий так и не разместил свое фото в сети, я отважилась на свидание.
Встреча женщину не разочаровала. Они говорили и не могли наговориться. Бродили по усыпанным осенней листвой улицам, держась за руки, и Валерий бережно переносил свою спутницу через попадавшиеся по пути лужи.
— Наверное, Валера покорил меня своим голосом, увлеченностью книгами и... страстью к футболу, — вспоминает Наташа. — Никогда не думала, что снова смогу полюбить.
До этого моя собеседница, работающая воспитателем в детском саду, футболом не интересовалась. Но, когда Валерий комментирует ей то, что происходит на поле, Наташа слушает, как зачарованная. Об истории своей семьи Валерий обмолвился лишь раз, но вскоре Наташа сама нашла ее на сайте нашей газеты. Прочитав, попросила Валерия: «Давай как-нибудь вместе выберемся на могилу к твоей Вале. Вы такое с ней пережили...»
Наташа — благодарный слушатель, поэтому не удивительно, что с дочерью Валерия она быстро нашла общий язык: Оля звонит и пишет Наталье и ее дочери Рите чаще, чем папе. Девчонкам же всегда есть о чем поговорить!
— Одно плохо, что в последнее время у меня нет постоянной работы. Я уже готов жить с Наташей одной семьей, но что это за мужчина, так сказать, без аванса и получки? — грустно шутит наш герой.
Валерий по профессии электрик. Хотел бы работать в металлургии, как и его отец в свое время.
— Дважды, когда нашей семье нужно было возвращаться в Мариуполь из Полтавской области, где мы временно проживали, тогдашний руководитель Мариупольского металлургического комбината имени Ильича Владимир Бойко и его заместитель Сергей Матвиенков помогли мне и с трудоустройством, и с жильем, дав квартиру в кредит, и с обучением мальчишек. Юра уже мастер в своем цехе, и, надеюсь, его карьера только начинается. Может быть, кто-нибудь сможет помочь мне с работой и сейчас.
Простившись с влюбленными, я оглянулась и увидела, что, оставшись наедине, Валера и Наташа целуются. «Мы же еще молодые!» — перехватив мой взгляд, задорно крикнул мне наш герой, и парочка рассмеялась.
*Валерий и Наталья: «Мы еще такие молодые!» (фото автора)